СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по математике в 3 классе. Тема: «Единицы времени».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы с вами поговорим о единицах времени. Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой, локтями или взвесить его. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он её с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звёзды могут помочь ему в этом, но по ним можно было измерять только небольшие промежутки времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике в 3 классе. Тема: «Единицы времени».»

Конспект открытого урока по математике.

3 класс.

Тема: «Единицы времени».

Цели:

образовательные

-повторить информацию о единицах времени (год, месяц, сутки, час);

-вспомнить, что такое календарь;

- дать представление о возникновении единиц времени;

-продолжить формирование навыков умножения и деления;

развивающие

-развивать мышление, логику, память, способность делать выводы из полученной информации;

воспитательные

-воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени.

Формируемые УУД

Личностные : готовность к выполнению учебной задачи, формирование основ социальных компетентностей

Коммуникативные: формирование умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: умение переводить изученные величины в другие мерки, отбирать необходимый материал для работы на уроке, умение  доказывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение делать аргументированные выводы, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала по данной теме на данном уроке.

Оборудование: календарь настенный, отрывной; загадка С. Маршака « Мы ходим ночью…»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой на урок. Минутка чистописания цифр 1 и 9.

- Какой сегодня месяц года?

- Какое число? (Дети пишут число и классная работа в рабочих тетрадях, затем прописывают цифры 1 и 9)

Работа над темой, целью и задачами урока.

– Сформулируйте тему урока. (Тема : «Единицы времени.»


- Поставьте цель урока ( Цель: закрепить единицы времени.)

- Сформулируйте задачи урока.

(Задачи :

1. Вспомнить изученные единицы времени.

2. Тренироваться переводить единицы времени .

3.Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.

4.Учиться беречь время – ДЕВИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ


  1. Повторение изученного материала.

  1. Арифметический диктант.

- Я буду называть задания, а вы записывайте ответы у себя в тетрадях:

Увеличьте 13 на 5 (18);

уменьшите 36 на 7 (29);

умножьте 9 на 5 (45);

разделите 18 на 6 (3);

Давайте проверим ответы. Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. ( Работа в парах.)

2.Повторение единиц времени ( устная работа.)

-Отгадайте загадки.

Пришёл к нам в дом он толстячком,

Но с каждым днём худел, худел.

Пока не стал одним листом

И в новый год не улетел.( Отрывной календарь)


Ровно дюжина ребят

По порядку встала в ряд.

Дружно молодцы живут:

Не спешат, не отстают. (12 месяцев)


Четыре наряда меняет земля,

И в каждом наряде она хороша:

В зелёном и белом, жёлтом, цветном

Мы её рады видеть в любом. ( Времена года)


- Ребята, а что вы видите на доске? ( Календарь)

-Как вы думаете, зачем нам нужен календарь? (Чтобы знать, какое число и какой день недели идёт, какой год)

- Какие календари вы знаете? (Настенный, отрывной, настольный, карманный календарь, календарь в телефоне или на компьютере)

- Какой сейчас идёт месяц? Какое число? Какой день недели?

- С какого месяца начинается год? (С января)

- Каким месяцем заканчивается год? (Декабрём)


IV. Работа над новым материалом

- Сегодня мы с вами поговорим о единицах времени. Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой, локтями или взвесить его. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он её с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звёзды могут помочь ему в этом, но по ним можно было измерять только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было заранее знать, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определять сроки посева и ухода за посевами. Многие поколения наблюдали за природой: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец была установлена естественная единица времени - год.

Потом человек обратил своё внимание на ночное светило – Луну. Этот спутник Земли, оказывается, постоянно меняет свой вид.

- Ребята, а вы замечали, что Луна каждый день выглядит по-разному? Какой мы можем увидеть Луну? ( Полной, овальной, месяцем.)

Правильно, люди сосчитали, что от одного новолуния до другого проходит почти 30 суток. Это время и определило число дней в календарном месяце. Давайте решим задачу.

На путешествие по суше у исследователя ушло 15 месяцев, по воде - на 6 месяцев меньше, чем по суше Исследователь подводил итоги своих путешествий и отдыхал на 3 месяца меньше, чем путешествовал по суше и воде. Сколько времени у исследователя ушло на написание научной работы, если он стал заниматься ею с первых дней путешествия по суше и продолжал даже во время отдыха?

- О чём говорится в задаче? ( О работе исследователя.)

- Что нам известно? (Он путешествовал по суше 15 мес.)

- Что нам известно о его водном путешествии? ( На воде он пробыл на 6 месяцев меньше, чем на суше.)

- Сколько времени у исследователя ушло на подведение итогов? ( На 3 мес. меньше времени, в течение которого он путешествовал по суше и воде.)

- На какой главный вопрос мы должны ответить? (Сколько времени у исследователя ушло на написание научной работы?)

Запишем условие.

По суше - 15 мес.

По воде -? на 6 мес.

На итоги -? на 3 мес.

- Что мы можем найти в первую очередь? (Сколько времени ушло на путешествие по воде.)

- Как мы можем записать первое действие? (15-6=9 ( мес.)- по воде.

-Что мы можем найти во втором действии?((15+9)-3=21(мес.)- на подведение итогов.)

-Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? ( Да, 15+9+21=45(мес.)-на

написание научной работы.)

-Правильно, а можем ли мы узнать, сколько лет ушло у исследователя на его научный труд? Сколько месяцев у нас в году? (12)

-Так сколько у исследователя ушло времени на работу? (45: 12)

-У нас не получится ровного количества лет, поскольку 45 делится на 12 только с остатком. Сколько полных лет затратил исследователь? (3 года)

- И сколько месяцев у нас ещё осталось? (9мес.)

- То есть на свой труд исследователь затратил…( 3 года и 9 месяцев)

Учёные выяснили, что ещё за 4 тыс. лет до нашей эры звездочёты, жившие в Вавилоне, наблюдали за небесными светилами. И они уже знали ещё одну природную меру времени - сутки.

- А кто знает, что такое сутки ? ( Это день и ночь)

Правильно, сутки- это время от одного восхода солнца до другого. Именно за сутки Земля осуществляет полный оборот вокруг своей оси. С развитием производства, торговли человеку нужно было раздробить сутки на более мелкие промежутки времени, поэтому вавилонские мудрецы решили разделить сутки на 24 часа, а час на 60 минут. Гораздо позднее минута была разделена на 60 секунд. Затем подобное деление перешло в Индию и в страны Европы и сохранилось в первоначальном виде до наших дней.

-Давайте повторим, сколько у нас в году месяцев? (12)

-Сколько в одном месяце суток ? (28 или 29, 30,31)

- Как разделяются сутки ? ( На 24 часа)

-Что составляют 60 минут? ( 1 час)


V . Физкультминутка.

- А сейчас мы немного отдохнём.

Мы ходим ночью, ходим днём,

( Выполняют ходьбу на месте)

Но никуда мы не уйдём.

( Поднимают и опускают прямые руки)

Мы бьём исправно каждый час,

(Наклоны туловища влево, вправо)

А вы, друзья, не бейте нас!

(Прыжки на месте)


VI. Закрепление изученного материала.

1.- Ребята, давайте решим неравенства:

24ч….2сут. 25ч…1сут. 12ч…1сут. 24ч…2сут.

( Один ученик выполняет задание на доске, остальные у себя в тетрадях)

2.А сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить.

- В какой стране есть 8 марта? ( В любой)

- Может ли дождь лить два дня подряд? ( Нет, день от другого дня отделяется ночью)

- Во сколько встанет ученик, если поставил будильник на девять часов утра, а сам лёг спать в восемь часов вечера? ( Через час)

- Сколько минут в двух часах? (120)

- Что длиннее - 365 суток или 1 год? (Одинаково)

3.-Решите выражения.

4 ∙ 5 – 15= 78- (35+9) = 34+ 6 ∙ 7=

24 : 6 + 12= 56- 9 ∙ 4 = 5 ∙ (18 – 12)=

48 – 15: 5 = 25+ (74-25) = 19 + 4 ∙ 7=

4.Проверка полученных знаний и умений.

Тест ( на карточках)

1 вариант

1. В сутках…

а) 26 ч б) 24ч в) 60 ч

2. В 180 мин…

а) 5 ч б) 2 ч в) 3 ч

3. В 4 часах…

а) 240 мин б) 260 мин в) 200 мин

4. Самая маленькая единица времени…

а) час б) минута в) секунда

5. 150 мин больше 3 часов.

а) нет б) да

6. 3 суток – это…

а) 48 ч б) 72 ч в) 42 ч

2 вариант

1. В сутках…

а) 26 ч б) 24 ч в) 60 ч

2. В 120 мин…

а) 5 ч б) 2 ч в) 3 ч

3. В 5 часах…

а) 240 мин б) 260 мин в) 300мин

4. Самая большая единица времени из данных…

а) час б) минута в) секунда

5. 240 мин больше 3 часов.

а) нет б) да


VII. Рефлексия и подведение итогов.

- О чём мы говорили на этом уроке? ( О единицах времени)

- О каких единицах времени мы сегодня вспомнили? ( Год, месяц, сутки, час)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Что в совокупности составляют 24 часа ? ( Сутки)

- Где нам могут пригодиться полученные знания и умения на уроке математики?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?
- Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Составьте свой собственный календарь и подумайте, сколько в нём будет месяцев и как они будут называться.