Конспект открытого урока по математике.
3 класс.
Тема: «Единицы времени».
Цели:
образовательные
-повторить информацию о единицах времени (год, месяц, сутки, час);
-вспомнить, что такое календарь;
- дать представление о возникновении единиц времени;
-продолжить формирование навыков умножения и деления;
развивающие
-развивать мышление, логику, память, способность делать выводы из полученной информации;
воспитательные
-воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени.
Формируемые УУД
Личностные : готовность к выполнению учебной задачи, формирование основ социальных компетентностей
Коммуникативные: формирование умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: умение переводить изученные величины в другие мерки, отбирать необходимый материал для работы на уроке, умение доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: умение делать аргументированные выводы, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала по данной теме на данном уроке.
Оборудование: календарь настенный, отрывной; загадка С. Маршака « Мы ходим ночью…»
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Минутка чистописания цифр 1 и 9.
- Какой сегодня месяц года?
- Какое число? (Дети пишут число и классная работа в рабочих тетрадях, затем прописывают цифры 1 и 9)
Работа над темой, целью и задачами урока.
– Сформулируйте тему урока. (Тема : «Единицы времени.»
- Поставьте цель урока ( Цель: закрепить единицы времени.)
- Сформулируйте задачи урока.
(Задачи :
1. Вспомнить изученные единицы времени.
2. Тренироваться переводить единицы времени .
3.Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.
4.Учиться беречь время – ДЕВИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Повторение изученного материала.
Арифметический диктант.
- Я буду называть задания, а вы записывайте ответы у себя в тетрадях:
Увеличьте 13 на 5 (18);
уменьшите 36 на 7 (29);
умножьте 9 на 5 (45);
разделите 18 на 6 (3);
Давайте проверим ответы. Поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями. ( Работа в парах.)
2.Повторение единиц времени ( устная работа.)
-Отгадайте загадки.
Пришёл к нам в дом он толстячком,
Но с каждым днём худел, худел.
Пока не стал одним листом
И в новый год не улетел.( Отрывной календарь)
Ровно дюжина ребят
По порядку встала в ряд.
Дружно молодцы живут:
Не спешат, не отстают. (12 месяцев)
Четыре наряда меняет земля,
И в каждом наряде она хороша:
В зелёном и белом, жёлтом, цветном
Мы её рады видеть в любом. ( Времена года)
- Ребята, а что вы видите на доске? ( Календарь)
-Как вы думаете, зачем нам нужен календарь? (Чтобы знать, какое число и какой день недели идёт, какой год)
- Какие календари вы знаете? (Настенный, отрывной, настольный, карманный календарь, календарь в телефоне или на компьютере)
- Какой сейчас идёт месяц? Какое число? Какой день недели?
- С какого месяца начинается год? (С января)
- Каким месяцем заканчивается год? (Декабрём)
IV. Работа над новым материалом
- Сегодня мы с вами поговорим о единицах времени. Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой, локтями или взвесить его. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он её с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звёзды могут помочь ему в этом, но по ним можно было измерять только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было заранее знать, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определять сроки посева и ухода за посевами. Многие поколения наблюдали за природой: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец была установлена естественная единица времени - год.
Потом человек обратил своё внимание на ночное светило – Луну. Этот спутник Земли, оказывается, постоянно меняет свой вид.
- Ребята, а вы замечали, что Луна каждый день выглядит по-разному? Какой мы можем увидеть Луну? ( Полной, овальной, месяцем.)
Правильно, люди сосчитали, что от одного новолуния до другого проходит почти 30 суток. Это время и определило число дней в календарном месяце. Давайте решим задачу.
На путешествие по суше у исследователя ушло 15 месяцев, по воде - на 6 месяцев меньше, чем по суше Исследователь подводил итоги своих путешествий и отдыхал на 3 месяца меньше, чем путешествовал по суше и воде. Сколько времени у исследователя ушло на написание научной работы, если он стал заниматься ею с первых дней путешествия по суше и продолжал даже во время отдыха?
- О чём говорится в задаче? ( О работе исследователя.)
- Что нам известно? (Он путешествовал по суше 15 мес.)
- Что нам известно о его водном путешествии? ( На воде он пробыл на 6 месяцев меньше, чем на суше.)
- Сколько времени у исследователя ушло на подведение итогов? ( На 3 мес. меньше времени, в течение которого он путешествовал по суше и воде.)
- На какой главный вопрос мы должны ответить? (Сколько времени у исследователя ушло на написание научной работы?)
Запишем условие.
По суше - 15 мес.
По воде -? на 6 мес.
На итоги -? на 3 мес.
- Что мы можем найти в первую очередь? (Сколько времени ушло на путешествие по воде.)
- Как мы можем записать первое действие? (15-6=9 ( мес.)- по воде.
-Что мы можем найти во втором действии?((15+9)-3=21(мес.)- на подведение итогов.)
-Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? ( Да, 15+9+21=45(мес.)-на
написание научной работы.)
-Правильно, а можем ли мы узнать, сколько лет ушло у исследователя на его научный труд? Сколько месяцев у нас в году? (12)
-Так сколько у исследователя ушло времени на работу? (45: 12)
-У нас не получится ровного количества лет, поскольку 45 делится на 12 только с остатком. Сколько полных лет затратил исследователь? (3 года)
- И сколько месяцев у нас ещё осталось? (9мес.)
- То есть на свой труд исследователь затратил…( 3 года и 9 месяцев)
Учёные выяснили, что ещё за 4 тыс. лет до нашей эры звездочёты, жившие в Вавилоне, наблюдали за небесными светилами. И они уже знали ещё одну природную меру времени - сутки.
- А кто знает, что такое сутки ? ( Это день и ночь)
Правильно, сутки- это время от одного восхода солнца до другого. Именно за сутки Земля осуществляет полный оборот вокруг своей оси. С развитием производства, торговли человеку нужно было раздробить сутки на более мелкие промежутки времени, поэтому вавилонские мудрецы решили разделить сутки на 24 часа, а час на 60 минут. Гораздо позднее минута была разделена на 60 секунд. Затем подобное деление перешло в Индию и в страны Европы и сохранилось в первоначальном виде до наших дней.
-Давайте повторим, сколько у нас в году месяцев? (12)
-Сколько в одном месяце суток ? (28 или 29, 30,31)
- Как разделяются сутки ? ( На 24 часа)
-Что составляют 60 минут? ( 1 час)
V . Физкультминутка.
- А сейчас мы немного отдохнём.
Мы ходим ночью, ходим днём,
( Выполняют ходьбу на месте)
Но никуда мы не уйдём.
( Поднимают и опускают прямые руки)
Мы бьём исправно каждый час,
(Наклоны туловища влево, вправо)
А вы, друзья, не бейте нас!
(Прыжки на месте)
VI. Закрепление изученного материала.
1.- Ребята, давайте решим неравенства:
24ч….2сут. 25ч…1сут. 12ч…1сут. 24ч…2сут.
( Один ученик выполняет задание на доске, остальные у себя в тетрадях)
2.А сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить.
- В какой стране есть 8 марта? ( В любой)
- Может ли дождь лить два дня подряд? ( Нет, день от другого дня отделяется ночью)
- Во сколько встанет ученик, если поставил будильник на девять часов утра, а сам лёг спать в восемь часов вечера? ( Через час)
- Сколько минут в двух часах? (120)
- Что длиннее - 365 суток или 1 год? (Одинаково)
3.-Решите выражения.
4 ∙ 5 – 15= 78- (35+9) = 34+ 6 ∙ 7=
24 : 6 + 12= 56- 9 ∙ 4 = 5 ∙ (18 – 12)=
48 – 15: 5 = 25+ (74-25) = 19 + 4 ∙ 7=
4.Проверка полученных знаний и умений.
Тест ( на карточках)
1 вариант
1. В сутках…
а) 26 ч б) 24ч в) 60 ч
2. В 180 мин…
а) 5 ч б) 2 ч в) 3 ч
3. В 4 часах…
а) 240 мин б) 260 мин в) 200 мин
4. Самая маленькая единица времени…
а) час б) минута в) секунда
5. 150 мин больше 3 часов.
а) нет б) да
6. 3 суток – это…
а) 48 ч б) 72 ч в) 42 ч
2 вариант
1. В сутках…
а) 26 ч б) 24 ч в) 60 ч
2. В 120 мин…
а) 5 ч б) 2 ч в) 3 ч
3. В 5 часах…
а) 240 мин б) 260 мин в) 300мин
4. Самая большая единица времени из данных…
а) час б) минута в) секунда
5. 240 мин больше 3 часов.
а) нет б) да
VII. Рефлексия и подведение итогов.
- О чём мы говорили на этом уроке? ( О единицах времени)
- О каких единицах времени мы сегодня вспомнили? ( Год, месяц, сутки, час)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Что в совокупности составляют 24 часа ? ( Сутки)
- Где нам могут пригодиться полученные знания и умения на уроке математики?
- Что на уроке вызвало у вас затруднение?
- Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Составьте свой собственный календарь и подумайте, сколько в нём будет месяцев и как они будут называться.