Тема: «Хлеб всему голова»
Ход занятия:
( На экране изображено солнышко, которое улыбается)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какое тёплое и ласковое солнышко сегодня нас встречает. Давайте возьмёмся за руки и скажем все вместе приветствие друг другу и нашим гостям, и подарим солнышку и гостям наши улыбки.
- Придумано кем – то просто и мудро:
- При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
- И каждый становиться добрым, доверчивым,
- Пусть доброе утро длится до вечера!
Какие вы теперь светлые, добрые и улыбчивые.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие, а тему нашего путешествия вы узнаете, если отгадаете загадку
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб).
(На экране появляется разный хлеб)
Воспитатель: - Народная пословица говорит « Хлеб всему голова!». Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Хлеб бывает разным, а вот каким он может быть, нам расскажете вы, ребята.
Дидактическая игра, «какой хлеб?»
(Дети стоят в кругу передают мяч. И называют определения, например: Хлеб румяный, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Хлеб бывает разный. Но как он попадает к нам на стол? Хотите узнать? Я хочу пригласить вас и наших гостей в магазин хлебобулочных изделий, который назван в честь сказочного героя, которого испекли в печи.
Догадались, как называется магазин. Правильно «Колобок». Мы отправимся туда с весёлой песней, а на чём мы поедем? Поедем на машине.
Дети строятся друг за другом, под музыку едут в магазин. Их встречает грустный продавец.
Продавец: Ребята, в нашем магазина случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.
(Дети из букв выкладывают названия хлебобулочных изделий: хлеб, калач, кекс, батон.)
Продавец: Спасибо ребята, без вас мне бы было сложно справиться. Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?
-Хлеб!
Воспитатель: Верно, а какие пословицы, это подтверждают?
Дети называют пословицы.
«Хлеб всему голова!»
«Калач приесться, а хлеб ни когда»
«Хлеб да вода - богатырская еда»
«Пот на спине - так и хлеб на столе»
«Худой обед, если хлеба нет!»
«Хлеб – батюшка, вода матушка».
Воспитатель: - Хлеб ржаной, Батоны и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Каждый день в саду меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняется только один продукт – Хлеб.
- Скажите, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)
- Где выращивают хлеб?
Давайте и мы отправимся туда. (Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машине, подпрыгивая на кочке, приседают в яме, делают повороты вправо – лево, объезжают горку).
Едем в поле
На кочку наехали
В яму заехали,
Горку объехали
И на поле приехали!
Воспитатель: Вот мы и прибыли на поле. Давай те сядем на полянке, посмотрим как выращивают хлеб. (дети садятся на ковёр перед экраном).
- Ребята как вы думаете как готовят поле ?
Слайд - трактор пашет поле
- Что трактор делает с землёй?
- Пашет, боронит землю.
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем засеять рожью или пшеницей?
Слайд – Колос пшеницы, колос ржи.
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти колосья?
Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зёрна пшеницы круглые, а у ржи удлинённые.
Воспитатель: Ребята, давайте слова пшеница и рож разделим на слоги. В слове пшеница сколько слогов? Правильно – три слога (проверка), а в слове рож – одно (проверка).
- Какая мука получится из пшеницы, а какая из ржи?
Правильно из пшеницы – пшеничная мука, белая. А изо ржи – разная мука, тёмная.
3. Слайд – сеялка на поле.
- Какая техника может засеять поле?
- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными рядами укладывают в поле зёрна.
Слайд – созревшее поле.
Воспитатель: Вот зёрна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины.
Музыкальный момент
Слайд – комбайны на поле.
- Как называются эти машины?
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
Всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб можно назвать одним словом – Хлеборобы. ( Дети повторяют слово хором и индивидуально).
Слайд – элеватор.
Ребята , а кто из вас знает куда отвозят зерно после жатвы? На элеватор – специальное сооружение для хранения зерна, где зерно сушат. Чтобы получился хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут из элеваторов на мукомольные заводы, где мелют его в муку.
- Становитесь, друг за другом, поехали в город.
Едем в город,
На кочку наехали.
В яму заехали,
Гору объехали
И на мельницу приехали.
Слайд мукомольный завод.
- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?
- Мельник, мукомол.
- Что мельник будет делать с зерном?
- куда дальше повезу муку?
Поехали на пекарню. Едем в город.
На кочку наехали,
В ямку заехали,
Горку объехали,
И на пекарню приехали.
Слайд - пекарня.
- Что делают с мукой в пекарне?
- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
Пальчиковая гимнастика:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Не зевай, разрезай. (2 раза)
Воспитатель: Из пекарни хлеб попадает куда – конечно в магазины. Вот какое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к на стол. Давайте вернёмся в детский сад и подведём итог нашего путешествия. Закроем глаза и представим что мы лёгкий весенний ветерок. Покружимся и полетим в наш любимый детски сад. (Дети под лёгкую музыку кружась садятся на стулья).
Воспитатель: Ребята, мы совершили интересное путешествие, где последили путь хлеба «От зёрнышка – до корочки»
К хлебу всегда было особое отношение, уважение так как хлеб- результат
1. вариант. Посадка зёрен в землю
2. вариант. Лепка и солёного теста.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы, тоже будете бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка, кормилец»
Мне очень было интересно общаться с вами. Я приглашаю вас на чаепитие. Выношу разные хлебобулочные изделия.