Конспект урока по теме «Общая характеристика Зарубежной Азии».
11 класс
Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения, совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с особенностями географического и геополитического положения, основными характеристиками природных условий и ресурсов Азии, с общей характеристикой населения стран Азии.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
Развивающая – развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картами, умение аназизировать и делать выводы.
Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, таблицы, контурные карты Европы и Азии.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.
(с компьютерной поддержкой)
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
Вам всем известно выражение «окно в Европу» благодаря внешней политике Петра I. Сегодня мы с вами откроем окно в Азию. На данном этапе развития мирового общества это актуальнее, так как вес азиатских стран в мировой политике постоянно растёт. Параллельно с изучением Азии, мы должны вспомнить уже изученный материал и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Двое учеников получили задание уровня С, краткий обоснованный ответ ждём через 7 минут.
Повторение изученного.
- Опрос по политической карте мира. (2 человека у доски)
Слайд 2
- Вспомним термины:
Урбанизация …
Мировое хозяйство …
Ключевые страны …
Формы правления …
Формы административно-территориального устройства …
Ресурсообеспеченность …
Воспроизводство населения …
Естественный прирост …
Типы воспроизводства …
Слайд 3 -4
По схеме на слайде определить группировку стран.
- Региональные и отраслевые группировки стран мира
НАТО

ОПЕК

НАФТА

АСЕАН

- У каждого ученика на парте лежит контурная политическая карта Европы, ученики должны в течение 3 минут определить как можно больше стран Европы.

Проверка карт производится сразу по окончании работы, оценки выставляются по желанию учащегося.
- Ученики которые работали на месте по заданию уровня С, дают краткий обоснованный ответ. Выставление оценок.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 5
Приступаем непосредственно к тебе занятия Общая характеристика Зарубежной Азии».
Знакомство с Азией проведём по плану:
Географическое и геополитическое положение Азиатского региона.
Субрегионы Азии.
Природные условия и ресурсы стран Азии.
Население региона.
Слайд 6
Азия – самая большая часть света, занимающая около 1/3 поверхности земной суши. Территория зарубежной Азии (без стран СНГ) составляет 27,6 млн кв. км. Берега континента омывают воды Тихого и Индийского океанов, а также окраинные моря Атлантического океана. Географическое положение. Границы Зарубежной Азии четко обозначены самой природой: на востоке – Тихий океан, на юге – Индийский. Важное стратегическое и экономическое положение имеют черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, а также Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы, по которым проходят международные морские транспортные пути. Они обслуживаются такими крупными морскими портами, как Стамбул (Турция), Бейрут (Ливан), Бендер-Аббас (Ирак), Аден (Йемен).
Международное значение имеет Малаккский пролив в Южно-Китайском море, один самых напряженных по грузо- и пассажирообороту. По нему проходят морские транспортные пути, связывающие страны Восточной и Юго-Восточной Азии со странами бассейна Индийского океана.
Слайд 7-8
Зарубежная Азия подразделяется на следующие регионы: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия и Юго-Западная Азия.
Слайд 9
Вплоть до середины ХХ в. зарубежная Азия представляла собой очень важную составную часть колониальной системы империализма. В колониях и зависимых странах проживало свыше 90% населения региона. Главными станами метрополиями являлись Великобритания, Франция, Нидерланды, Япония, США.
Распад колониальной системы начался сразу после второй мировой войны. В настоящее время колоний на территории региона уже нет (за исключением архипелага Чагос – владение Великобритании). Однако осталось много не решенных экономических и политических проблем, порожденных колониальной зависимостью стран Азии.
Слайд 10
Среди современных стран 14 имеют монархическую форму правления (запись в тетради):
КМ: Непал, Бутан,Тайланд, Камбоджа, Малайзия Япония, Иордания,
АМ: Бруней, Бахрейн, Кувейт, Сауд. Аравия, Катар, ОАЭ, Оман
Слайд 11
Федеративные страны Азии: Индия, Пакистан, Малайзия, ОАЭ, Мьянма.
Слайд 12
Данный регион отличается большой неоднородностью стран: здесь есть страны-лидеры по площади и есть страны –малютки, развитые страны и страны, где более 90% населения безграмотно.
Слайд 13
Сообщение ученика: Азия сегодня гигантское поле острых современных, а возможно, еще больше потенциальных геополитических конфликтов.
Во-первых, это два глобальных «центра силы» – Китай и Япония, третьим становится Индия. На севере сохраняется присутствие и влияние России. В Азиатско-Техоокеанском регионе проявляется «треугольник» связей и противоречий: США – Япония – КНР.
Во-вторых, Азия – стык цивилизаций: конфуцианской, исламской и японской. На западе и севере они соседствуют с христианской; «контактной зоной» здесь является Турция, расколотая между Западом и исламом.
В-третьих, опасность противостояния усугубляется тем, что три страны региона обладают ядерным оружием. Китай за 1964 – 1996 гг. провел 45 испытаний атомного и ядерного оружия, а Индия и Пакистан провели их в 1998 г., после чего Индия объявила о моратории на дальнейшие взрывы. Однако отношения между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир до сих пор не нормализовались. Кашмир пересечен временной демаркационной линией, охраняемой войсками ООН и представляет собой очень неспокойную границу.
В-четвертых, имеются и острые конфликты внутри одной и той же цивилизации: война 1980-х гг. между Ираном и Ираком, отношения между КНДР и Южной Кореей, сложные проблемы между КНР и Тайванем. Типичным «внутрицивилизационным» и масштабным конфликтом является проблема Курдистана.
В-пятых, постоянно проявляется конфликт «Запад – не Запад», особенно на Ближнем Востоке: противостояние ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) – нефтяные монополии, поддержка Западом Израиля против палестинцев и поддерживающих их арабских стран, операция США «Буря в пустыне» в 1991 г., война США и их союзников против Ирака в 2003 г., постоянное военное присутствие войск США в Персидском заливе, Восточном Средиземноморье, в Индийском океане, в Японии, Южной Корее. Борьба с международным терроризмом, сделавшая Юго-Западную Азию эпицентром военной конфронтации.
Современная зарубежная Азия – это 42 независимых государств (без стран СНГ) и последняя несамоуправляющаяся территория – британский архипелаг Чагос. Страны Азии контрастны как по площади, населению так и по основным экономическим и социальным показателям. Здесь – весь диапазон вариантов государственного устройства, принятый странами мира в начале ХХI в.
Природные условия и ресурсы.
(При изучении данного материала необходимо опираться на знания учеников. Вопросы для формирования знаний по физической географии Азиатского региона берутся из вариантов ЕГЭ части С, рассуждая у ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи).
Слайд 14
Имея в виду основные климатические особенности Восточной Азии, объясните, почему в июле-августе там преобладают восточные ветры.
Климатические условия Зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального и определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью на обширной полосе “океанического фасада” Восточной и Южной Азии.
Азия получает огромное количество осадков, а именно Черрапунджи – 12 000 мм в год. Внутриконтинентальная часть Азии лишена достаточного количества влаги не только из-за барьера окружающих гор, на склонах которых эта влага задерживается. В Юго – Западной Азии, куда влияние муссона не доходит вообще, очень сухо и жарко.
На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно, Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений.
Рельеф. В Зарубежной Азии преобладают горы, нагорья, плоскогорья. Самая грандиозная горная система протянулась в южной части материка. Этот пояс, возникший в третичном периоде в альпийско-гималайской геосинклинальной области, включает многочисленные хребты и заключенные между ними плоскогорья и впадины.
Слайд 15
Богаты недра Азии. Геологические исследования Индостанской платформы показали наличие крупных месторождений железа, марганца, хромитов, меди, кобальта, свинца, цинка, золота, платины, урана, асбеста, графита, магнезита.
Осадочные породы Аравийской платформы содержат огромные месторождения нефти, природного газа, фосфоритов, калийных и поваренных солей и др. Из 142,7 млрд т разведанных мировых запасов нефти в 2002 г. около 2/3 приходится на страны Персидского залива. Крупнейшие запасы нефти (в млрд т) имеют: Саудовская Аравия (36,0), Ирак (15,2), Кувейт (13,3), ОАЭ (13,0), Иран (12,3). Значительны запасы природного газа. Мировые запасы оцениваются в 155,78 трлн куб м. На Ближнем Востоке крупнейшими запасами природного газа (в трлн куб. м) располагают: Иран – 23, Катар – 14,4, Саудовская Аравия – 6,36, ОАЭ – 6,0.
Богатейшие месторождения олова, вольфрама, молибдена, сурьмы, свинцово-цинковых, ртутных руд Юго-Восточной и Центральной Азии, связанны с поясом мезозойских гор этих регионов.
Ресурсы | Страна |
Нефть | СА, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, |
Газ | Иран, Катар, СА, ОАЭ |
Уголь | Китай, Индия |
Олововянно-вольфрамовые руды | Индонезия, Тайланд, Малайзия Китай, |
Железная руда | Индия, Китай |
Хромиты | Турция, Филиппины |
Уран | Казахстан, Монголия, Китай |
Фосфориты и апатиты | Китай |
Слайд 16
Структура земельного фонда составляет 27,7 млн. км кв. обрабатываемая площадь – 17% (в Европе -29), на человека приходится всего 0,15 га. Пастбища занимают 22% площади, леса - 17%. Две крупнейшие страны – КНР и Индия – имеют колоссальные массивы обрабатываемых земель – 160 млн га.(за США, Индией, Россией).
Лесные ресурсы. По лесной площади (0,2 га) на душу населения Азия вдвое уступает среднемировым показателям. Леса промышленного значения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, островах КНР, Японских и Филлипинских, Азия дает 65% экспорта древесины.
Огромный ущерб лесам Азии приносит “дровяная энергетика” развивающихся стран: Китая – 25%, Индии – 33%, Индонезии 050%. Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея.
Слайд 17
Задания из ЕГЭ (В-8): Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран пресной водой. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
Внутренние воды.
Реки – это транспортные артерии, источник орошения и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных ресурсов мира, из них на КНР – 540 млн кВт, Индию -75. Степень использования их очень различна: в Японии – на 70%, в Индии – на 14%, в Мьянме на 1%.
| Страна | Ресурсы пресной воды, км3 | Численность населения, млн. человек |
А | Венесуэла | 1320 | 28 |
Б | Канада | 2900 | 33 |
В | индия | 2085 | 1132 |
Слайд 18
Население.
Азия сложна и мозаична по национальному составу населения – девять языковых семей и более 600 различных языков. В государствах Азии сосредоточено свыше 50% населения планеты и 70% населения всех развивающихся стран мира. Уже сейчас каждый шестой землянин - индиец, а каждый четвертый – китаец. По прогнозам, в 2025 г. численность населения Азии приблизится к 5 млрд. чел. Азия – это крупнейшие народы мира: китайцы (на китайском языке говорит 1/5 человечества), хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы.
Слайд 19
Задание С 3.
Страны Бахрейн, Катар и Кувейт являются развивающимися, но имеют очень низкий показатель смертности. С какими причинами связано это явление?
Слайд 20
Азия – очень плотно населенный континент. На Яве, площадью равной штату Нью-Йорк живет более 100 млн. чел. – половина всего населения Индонезии. Одной из самых плотно-населенных стран мира является Бангладеш – более 900 чел на км кв.
Слайд 21
Азию называют более урбанизированным континентом по сравнению с другими, только благодаря Китаю и Индии здесь сосредоточено около половины горожан Земли. В городе-государстве Сингапуре доля городского населения – 100%, в Израиле и Кувейте – 91%, в Южной Корее – 82%, очень низки еще уровни урбанизации в величайших странах мира – КНР (не более 50%) и Индии (27%). Деревни остались преобладающей формой расселения на их огромных просторах. Доля городского населения во Вьетнаме лишь 19%, Лаосе и Камбодже – 21%, Непале – 11%, Бутане – 6%.
Продолжительность жизни в Афганистане составляет 45 лет, в Бутане, Лаосе, Камбодже – 30 лет. В десятку крупнейших агломераций мира входят 5 азиатских – Токио, Бомбей, Калькутта, Сеул.
Слайд 22
На заметку учащимся:
Страны-рекордсмены Азии:
По численности населения – Китай (1,3 млрд. чел).
По величине рождаемости – Афганистан, Камбоджа, Йемен (43%).
По продолжительности жизни – Япония (82 года).
По доли мужчин в населении – Катар (66%).
По плотности населения – Макао (30 000 чел. на 1 кв км).
Слайд 23-24
Мусульманский мир претерпел изменения. Общество мусульманских стран выбрало два пути развития: светский ислам и традиционный.
Обобщение изученного.
Итог урока подведём, используя статьи периодической печати о регионе Зарубежной Азии.
(Ученикам было дано задание подготовить статьи с информацией касающейся развития азиатского региона).
Дается краткое содержание статьи и предлагается обсуждение.
Слайд 25-26
Дополнительно (как альтернатива итога урока)
По контуру стран определить страну, форму правления, форму территориального устройства, столицу.



Фронтальный опрос:
- Каковы особенности географического положения азиатского региона?
- Почему в XXI веке «центр тяжести» переместился в Азию? Каковы предпосылки этого?
V. Домашнее задание.