Тема: Твердые тела, жидкости и газы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дидактическая задача. Создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями физических тел.
Задачи на урок:
1.Личностные –формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Метапредметные
-познавательные – формирование умениянаходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-коммуникативные – формирование умения работать в парах;
3.Предметные: - познакомить со свойствами твердых, жидких и газообразных тел.
Оборудование: Оборудование: шприц, аромалампа, ткань протирочная, воздушный шар, большой пластиковый стакан, маленький пластиковый стакан, уголь, колба с водой, блокноты, карандаши, раздаточный материал для учащихся (4 колбы с водой, 4 больших пластиковых стакана, 4 маленьких пластиковых стакана, 4 шприца, 4 кусочка угля, 4 воздушных шара,
Ход урока:
I Организационный момент
С первых минут жизни человек начинает изучать окружающий его мир. С каждым годом у него прибавляются опыт и знания. Но с каждым годом у человека появляются и вопросы, на которые он хотел бы получить точные и ясные ответы. Получить их удаётся далеко не всегда - природа умеет хранить секреты и неохотно раскрывает свои тайны. А тайны можно обнаружить везде: в пучине океана, в вечной тьме древних пещер, в снежной пустыне и на вершине гор, в окружающих нас предметах.
- Сегодня на уроке продолжим раскрывать тайны природы, исследовать окружающий мир.
- Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.
- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Выполнять все задания.
II Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы
- Вспомните, о каких природных богатствах мы говорили на прошлом уроке.
- На какие группы мы их разделили?(Живые природные богатства, неживые природные богатства, силы природы)
- У вас на столах лежит несколько предметов.
- Что находится под №1? (деревянный брусок)
- В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- телами
- Потрогайте его. Какой он на ощупь? (твердый)
( на доске запись твёрдые тела
- Что находится внутри колбы? (Вода, жидкость)
- А в шарике спрятался невидимка. Отгадайте, кто он!
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем..
(воздух)
Дыхательная гимнастика.
-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
- Можно ли воздух назвать жидкостью?
- Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ)
(на доске появляется запись
газы )
- Что объединяет эти предметы? (Это неживые природные богатства)
- Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока…
- На какие вопросы, опираясь на тему урока, вы хотите получить ответы?
- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Конечно, могут иметь одинаковые свойства. Не могут иметь одинаковые свойства.)
- Наши мнения разошлись. Как определить кто прав? (Надо изучить твёрдые тела, жидкости и газ)
- Правильно. Проведем исследования в наших мини - лабораториях.
III Совместное открытие знаний
Опыт № 1
- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут иметь постоянную форму.Не могут.)
- Проведём опыт
1. Твёрдое тело
- Возьмите кусочек угля, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Кусочек угля изменил свою форму?
- Попробуйте сделать вывод!
Вывод: твёрдые тела не изменяют форму.
2. Жидкость
- Перелейте воду из колбы в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?
Вывод: жидкость сохраняет форму сосуда, жидкости изменяют форму.
3. Газ.
- Возьмите воздушный шарик. Надуйте его чуть - чуть. Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? (Газ заполняет весь шарик)
- Какую форму приобрёл газ? (Форму шарика)
Вывод: газ изменяет форму
- Мы ответили на первый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?. (7 слайд)
–Давайте сравним свой вывод с авторским. Откройте учебник на стр35
(Работа с определением в рамочке)
-Совпал наш вывод с определением в учебнике?
Опыт №2
Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газы? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут .Не могут.)
- Проведём опыт №2:
1. Твёрдое тело
- Попробуйте сжать кусочек угля. Удалось это выполнить? (Нет)
- Как вы думаете почему?
Вывод: твёрдые тела не сжимаются.
2. Жидкость
- Наберите в шприц без иглы воду и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду? (Нет)
Вывод: жидкости не сжимаются.
3. Газ.
- Наберите в шприц без иглы газ (воздух) и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с поршнем, когда вы пробуете сдавить его? ( Он двигается)
Вывод: газ сжимается
- Мы ответили на второй вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?
- Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов.
Опыт №3
Перед уроком, зажигается ароматическая палочка, и прячется в углу класса, за цветами. Учащиеся об этом не знают.
- Скажите, а вы почувствовали необычный запах во время урока? (В классе постепенно появился сладкий запах цветов)
- Я согласна с вами. Демонстрирую аромалампу.
- А почему аромат вы почувствовали на расстоянии? (Воздух донёс до нас аромат)
- А где находится воздух? (Воздух/ газ находится везде.)
Вывод: Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или над потолком, а заполняет собой всю комнату.
IVФизминутка
VПервичное закрепление знаний
1.Работа в тетради на стр.34
2.Графический диктант
-Я буду читать вам утверждения, а вы, если согласны с ним, ставите «+», если нет- «-»
Взаимопроверка
-Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения.
VI Итог
-Какова была тема урока?
_Продолжите фразы:
«Сегодня я узнал, что…..»
«Мне было интересно….»
-Оцените свою работу