Разработка урока русского языка в 8 классе
«Обстоятельство. Виды обстоятельств».
Цели:
расширить и обобщить сведения об обстоятельствах
познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения.
сформулировать цели своей учебной деятельности
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации;
поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, мы изучаем второстепенные члены предложения. Вы уже знаете, что такое дополнение, определение.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упражнение 115
2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, определите вид дополнения.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
2. Синтаксическая разминка.
Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
Пришла снежная зима, одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
- Проверьте разбор, какие у вас замечания? У кого не так?
- Какими членами предложения являются слова: над домом, размеренно? (обстоятельствами)
III. Сообщение темы и целей урока
- Самостоятельная формулировка темы на основе синтаксической разминки («Обстоятельство и его виды») (записывается в тетрадь). Цель сегодняшнего урока – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке, научиться видеть обстоятельства в тексте и определять их вид.
IV. Изучение новой темы
Актуализация знаний. Упражнение 120.
Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве. (Составляется кластер)
Молодцы, в конце урока мы дополним наш кластер новыми сведениями об обстоятельстве.
Поиск новых знаний.
Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены. (задание дается на рабочих листах, выполняется в тетради и в пустую колонку заносится ответ)
Примеры | Способы выражения обстоятельств: |
1.Звонко кукушка вдали куковала. | наречие |
2. Она изменилась до неузнаваемости. | сущ. с пред. |
3.Он работал не покладая рук. | фразеол. оборот |
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. | дееприч. оборот |
5. Я приехал повидать тебя. | инфинитив |
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. | сравнительный об. |
7. И звуки полетят, красуясь и играя. | деепричастие |
- Сделайте вывод, чем может быть выражено обстоятельство? От какого члена предложения зависти обстоятельство? (от сказуемого) Новые сведения запишем в наш кластер и заключим в квадрат.
– По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Теоретический материал на стр. 76.(чтение)
V. Закрепление изученного материала
1. Упражнение 122. Перепишите предложения, подчеркните обстоятельства, укажите их вид по значению.
2. Работа с текстом упражнения 123.Перепишите 2 абзаца, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид по значению.
Тип речи - описание
Стиль - художественный.
Творческое задание.
Упражнение 124.
1.Расставшись, они ещё очень долго вспоминали время, проведённое вместе.
2. Теряясь в догадках, очевидцы вызвали полицию.
3. Девушка читала книгу, ничего не замечая вокруг.
4.Клоун шутил громко, приглашая посмеяться остальных.
5. Вздрогнув, заяц помчался вглубь леса.
6. Возвращаясь домой, я представлял тёплую встречу с родителями.
7. Интервьюер изрядно волновался, ожидая согласия на встречу.
8. Уже научившись читать, ребёнок не оставлял ни одной вывески без внимания.
9. Мои родители познакомились, стоя в очереди за билетами в театр.
10. Решив все проблемы, я чувствовал себя свободнее.
4. Внесение новых знаний в кластер. Его анализ.
VI. Рефлексия. Самооценивание.
- Вспомните, какие цели мы ставили?
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Кто испытал трудности сегодня на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?
Посмотрите на записи сегодняшнего урока и поставьте на полях знак вопроса радом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень и просигнализируйте мне карточками
VII. Домашнее задание (заранее записать на доске)
Параграф 18 (правило)
упражнение 126;
творческое задание: составить связный текст, используя все виды обстоятельств.