СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии на тему "Фотосинтез". 6 класс. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Фотосинтез"»



Конспект урока по биологии. 6 класс.

Тема урока «Фотосинтез».


Цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Фотосинтез», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме, сформировать знания учащихся о фотосинтезе, о значении зеленых растений на Земле, развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.


Задачи урока:

-обучающие: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле;

- развивающие: развивать логическое мышление; навыки самостоятельной работы; умение делать выводы из анализа результатов эксперимента;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.


Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: у учащихся формируется научное миро воззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.


Оборудование: таблица, карточки с заданиями.

Методы обучения: беседа, работа с рисунками, поиск информации, анализ.

Формы обучения: урок - изучение нового.


Актуальность применения разноуровневого обучения: использование данной технологии на уроке приведет к повышается активность, работоспособности, мотивации к изучению и качеству знаний.



План урока:

1. Организационный момент – 1 минута

2. Актуализация знаний – 10 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Закрепление – 10 минут

5. Рефлексия – 2 минуты.

6. Домашнее задание – 2 минуты


Ход работы:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок


2. Актуализация знаний.

Карточки с дифференцированными заданиями.

Карточка №1 (Обязательный уровень)

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.

  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

  7. Почка – это зачаточный побег.

  8. Стержневая корневая система имеет один корень.

  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Карточка № 2 (Повышенный уровень)

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Карточка №3 (Высокий уровень)

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …


3. Изучение нового материала

Постановка проблемы

И так, мы с вами установили, что у растений почвенное питание: они корнем поглощают из почвы воду и минеральные соли.

Хорошо. Но как же тогда объяснить это?

Мы с вами заложили опыт (выращивали два растения на свету и в темноте)

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? Что еще необходимо для нормальной жизни растений? ( Нужен свет)

-А для чего он нужен, как вы думаете? ( Слушается мнение учащихся)

Насколько вы были точны в своих ответах нам и придется выяснить сейчас.

-Вы задумывались, почему у растений плоский лист? (Демонстрация плоского и цилиндрического листа) .

-На какой из них падает больше света? Конечно на плоский.

-Как вы думаете, растения могут двигаться? ( Слушаю мнения)

Растения даже двигаться научились к свету, чтобы лучше его улавливать. Это явление называется- тропизмы.( Демонстрирую растение с повернутыми к свету листьями)

Так для чего же растениям нужен свет?

На этот вопрос пытались ответить многие ученые.

Оказалось, что растения способны не только питаться с помощью корня, поглощая воду и минеральные соли, но и сами себе в листьях образовывать дополнительную пищу, но делать это они могут только на свету!

-Так как же теперь можно объяснить опыт с этими двумя растениями? ( Растение в темноте питалось только одним способом - почвенным питанием. Второе растение вместе с почвенным питанием использовало и второй способ с помощью света.)

Этот второй способ питания с помощью света называют воздушным, потому что необходимое вещество для этого находится в воздухе.

Более научное название этого способа - ФОТОСИНТЕЗ.


Определение темы урока и постановка цели урока.

И так, записываем тему сегодняшнего урока «Фотосинтез»

Цель наша с вами:

- выяснить, как же протекает этот процесс,

-какие для него нужны условия,

- какое значение имеет этот процесс в жизни растений, других организмов и даже в жизни всей планеты Земля,

-можно ли управлять этим процессом,

-что мешает и тормозит этот процесс.


Объяснение новой темы

Слово «Фотосинтез» состоит из 2 частей : «фото» - свет, «синтез»-образование». То есть это процесс образования в листьях каких то веществ.

Первая наша задача-загадка, выяснить, КАКИЕ ЖЕ ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ФОТОСИНТЕЗЕ?

Рассмотрим в учебнике рис. «Образование крахмала в листьях растения»

-Значит какое вещество образовалось на свету в листе?

( КРАХМАЛ- он синеет от йода)

-Какие же еще вещества при этом образуются?

Однажды ученый Д. Пристли провел такой опыт: посадил двух подопытных мышек под стеклянные колпаки. Под один из них поместил веточку растения. Эта мышка не погибла, а осталась жива. – Какой газ поддерживает дыхание? ( Кислород)

Был сделан вывод, что растения на свету выделяют еще одно вещество- КИСЛОРОД, который и поддержал жизнь мышки)

Посмотрите доказательство этого и на другом опыте.

(Работа с рисунком в учебнике – «Опыт, доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету».)

И так, сделаем вывод: при воздушном питании растений -фотосинтезе, образуются два вещества крахмал и кислород.

-Как вы думаете, на что растение использует эти вещества? (Крахмал -пища. Кислород - дыхание.)

Вот видите какой важный это процесс для растений!

Если он так важен, давайте выясним, всегда ли он протекает?

-КАКИЕ ЖЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОТЕКАНИЯ ФОТОСИНТЕЗА ?

Для этого самостоятельно изучите рисунок «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ» и пояснения к нему.

-Подведя итог, попытайтесь дать определение, что же такое фотосинтез? ( Фотосинтез- это процесс образования орг. веществ и кислорода на свету из углекислого газа и воды в хлорофилле)

( Учитель просит повторить нескольких учащихся.)

Организмы, которые могут сами синтезировать органические вещества для питания называются АВТОТРОФАМИ.( Запись в тетрадь)

Организмы, которые потребляют готовые органические вещества, называются ГЕТЕРОТРОФАМИ,(Запись в тетрадь.)

Приведите примеры организмов гетеротрофных и автотрофных.(Учащиеся приводят примеры)

- К какой группе организмов относится человек? ( Слушаю ответ)

-Почему человек не может быть автотрофом?( Нет хлорофилла)

Последняя наша загадка-задача «Каково значение фотосинтеза в жизни растений?»( Слушаются ответы учащихся)

Растения изменили облик планеты Земля!

-Попробуйте представить Землю без растений. Какой она будет?

(Трудно представить себе, как бы выглядела Земля, если бы не существовало растений и значит всех живых существ. Не было бы ни лесов, ни птиц, ни садов. Мертвая планета. Наверное планета Земля выглядела бы так, как поверхность Луны: острые скалы, щебень, камни.)

Один ученый выразил точную мысль: «ЖИЗНЬ - ЭТО ЛУЧИ СОЛНЦА, УСВОЕННЫЕ ЛИСТОМ РАСТЕНИЯ»

Листики растений как бы «консервируют» солнечную энергию, накапливают ее в виде органических веществ.

Вот видите, какой это важный процесс! Как велика роль нашего Солнышка в существовании жизни!

-Как вы думаете, фотосинтезом можно управлять? (Слушаются ответы) Оказывается можно в масштабах оранжереи, теплиц, парников при выращивании растений.

4. Закрепление

Дифференцированные задания:

Базовый уровень.

Соедините стрелками вещества из 2 колонки с группами веществ из 1 колонки, необходимые для фотосинтеза и те, которые образуются в процессе фотосинтеза.

Группа веществ

Названия веществ

Вещества, необходимые для фотосинтеза



Вещества, образующиеся при фотосинтезе

  1. Кислород

  2. Углекислый газ

  3. Вода

  4. Хлорофилл

  5. Органические вещества

  6. Минеральные соли

Повышенный уровень.

Вставьте пропущенные термины в предложения.

    1. Лист растения состоит из 3 частей:…………………………., мякоть и жилки.

    2. В клетках мякоти листа содержатся зелёные пластиды, которые называются………………………………………, они содержат пигмент……………

    3. В кожице листа находятся ……………………………………………, через которые осуществляется газообмен и ……………………………………….. воды.

    4. В жилках листа имеются ситовидные трубки и ……………… проводящей ткани.


5. Рефлексия.

Выставление оценок учащимся – листы самоконтроля.

Закончите предложение:

Я узнал(а)…

Я умею…

У меня есть вопросы…

6. Домашнее задание.

*Параграф 17. Ответить на вопросы после параграфа;

** Выполнить задания в рабочей тетради №37-38.

*** Составить презентацию «Значение фотосинтеза».