Актуализация знаний «Пазлы» Лингвистическая сказка. Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства… В одном царстве – в языковом государстве жил-был царь, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные. И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей. Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель. И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена». Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать: Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки. - Какие термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы) - О каком таком царстве, языковом государстве шла речь в сказке? ЛЕКСИКА 1. Сбор «пазлов» - Ребята! У вас на столах лежит лист с пустыми пазлами. Запишите в них лексические термины, которые встретились вам в сказке. Но обратите внимание, что в сказке не о всех жителях языкового государства говорилось. Вам нужно вспомнить и о них и так же записать к остальным пазлам. ( Учащиеся записывают многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры) Проверка – дети называют, а учитель выставляет на доске. *Оценивают свою работу, фиксируют результат по критериям, указывают балл. - Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы - одинаковые имена) - Сформулируйте понятие что такое ОМОНИМЫ (слова одинаковые по написанию, но абсолютно разные по лексическому значению). - Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2) 2. Работа в группах с толковыми словарями – Обсудите в группе (Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего. Задание №1. Найди омонимы горький лук – лук охотника; подземный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования: шуба из норки – мышиные норки - Все ли пары здесь омонимы? - Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю. *оцените свою работу - Почему так тяжело было некоторым ребятам найти лишнюю пару? (очень легко спутать). - Тогда сформулируйте тему урока. (Многозначные слова и омонимы) - Какова цель нашего урока? (научиться отличать многозначные слова от омонимов) |