СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока “ Понятие модели. Моделирование. Информационное моделирование ”

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разоаботка урока информаткик - раздел Моделирование 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока “ Понятие модели. Моделирование. Информационное моделирование ”»

Тема урока “ Понятие модели. Моделирование. Информационное моделирование ”

Цель урока:


  • Иметь представление о моделях, их разнообразии

  • Иметь представление о моделировании как методе познания.

  • Перечислять факторы, влияющие на построение любой модели

  • Объяснять причины использования моделей

  • Уметь отбирать существенные свойства объекта моделирования

  • Перечислить типы моделей

  • Давать определение информационной модели

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить на примерах понятие модели.

  • познакомится с ролью моделирования в практических исследованиях

Воспитательная:

  • формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала

Развивающая:

  • развитие внимания и аналитического мышления

Средства обучения:

• компьютер

• мультимедийный проектор;

• экран;

• презентация;

План урока:

  • Организационный момент

  • Повторение пройденного материала

  • Объяснение новой темы

  • Практическая работа

  • Подведение итогов

  • Домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в классе.


2. Повторение пройденного материала.

1) Что мы изучали на прошлом уроке?

2) Что такое объект?

3) Приведите примеры объектов.

4) Признаками объектов являются

5) Признаками объектов могут быть


3. Объяснение нового материала.

Учитель обращает внимание учащихся на стол, где лежат предметы и ставит серию проблемных вопросов: Что вы видите? Что они заменяют? Для чего человек создал эти предметы?

Да, действительно, это модели.

Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока – 09.12.2014 ,«Понятие модели. Моделирование. Информационное моделирование». (презентация)

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить:

  1. Что такое модель?

  2. Иметь представление о моделях, их разнообразии

  3. Иметь представление о моделировании

  4. Перечислять факторы, влияющие на построение любой модели

  5. Объяснять причины использования моделей

  6. Уметь отбирать существенные свойства объекта моделирования

Учитель обращает внимание учащихся на модель машины и на то, есть ли руль у модели и поворачивается ли он? (Ответ: нет). Действительно наличие руля и поворачивается он или нет – не главные свойства с точки зрения создателя данной модели. Т.е. это упрощенный предмет модели.


Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

(3 слайд)

Истоки моделирования обнаруживаются в далеком прошлом человечества, наскальные рисунки охоты на животных можно рассматривать как модель удачной охоты.


(4слайд).

Архитектор готовится построить здание, но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает макет этого здания, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть Это модель.


(5слайд) Для того, чтобы объяснить внутреннее строение человека или животного учитель демонстрирует модель или плакат, на котором наглядно можно продемонстрировать строение внутренних органов. Это модель.


(6слайд).

Прежде чем построить новый корабль, кораблестроители сначала строят маленький деревянный кораблик и испытывают его в бассейне. Это модель корабля


(слайд 7).

На стене висят картины, изображающие пейзаж природы. Это модель. Глобус - это модель земного шара. Манекен в магазине - модель человека


(слайд 8-9 ).

В роли модели могут выступать самые разнообразные объекты, в том числе условные и мысленные (изображения, описания, схемы, карты, математические формулы, компьютерные программы и т.д.)


Перечислять примеры моделей можно сколь угодно долго.



(слайд 10)

Вводится понятие модели. (определение ученики записывают в тетрадь).

«Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

(записать в тетрадь)


(слайд 11)

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании
и исследовании моделей реальных объектов

Процесс построения модели называется моделированием»

(записать в тетрадь)


(слайд 12)

Ребята, а почему создают модели? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на экран и попробуем определить.

Планеты солнечной системы - Объект очень большой

Молекулы и атомы -Объект очень маленький


(слайд 13)

Работа двигателя в машине – Процесс протекает очень быстро

Формирование земной коры - Процесс протекает очень медленно


(слайд 14)

Теперь можно определить свойства моделей:

Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала

(Записать в тетрадь)


Модель вулкана отражает:

  • форму;

  • цвет;

  • отдельные происходящие процессы

Не отражает:

  • реальные размеры;

  • многие происходящие процессы


(слайд 15)



















(слайд 16)

Информационная модель - набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте. (начертить в тетрадь)





















(слайд 17)

Образные модели

(слайд 18)

Знаковые модели

(слайд 19)

Смешанные модели


(слайд 20-21)

Теперь скажите, от чего будет зависеть результат моделирования? То есть от чего будет зависеть, какую модель мы получим? (От того, что мы моделируем)

 Абсолютно верно и очевидно. Модель машины будет совершенно точно отличаться от модели корабля.


(слайд 22-23)

4. Задание №1

1. Однако, это еще не все – на прошлом уроке мы рисовали светофор. Мальчики рисовали для иллюстрации правил дорожного движения, а девочки – для иллюстрации детской сказки

Давайте сравним результаты. Смотрите, два рисунка – это модели светофора. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты. ( Разные цели)

В основе каждой модели лежит конкретная цель.


(слайд 24-25)

Задание 2. Также вы работали за компьютерами. Вам необходимо было в графическом редакторе Paint при помощи графических примитивов нарисовать светофор.  Теперь сравним. Моделировали мы один и тот же объект. Более того, цель также совпадала. Почему же тогда модели получились разные?

Можно сделать вывод, что авторское видение приносит свой вклад в получение модели.


5. Подведение итогов

(слайд26)

  1.  














(слайд 27)

2. Работа по карточкам

(слайд 28)

Домашнее задание.

  • _9_, отв. на ?, конспект

Составить информационную образную и знаковую модели своей комнаты (в тетради цветными карандашами,)