Конструирование технологической карты урока, формирующих универсальные учебные действия в основной школе
Л.П. Акимова, учитель математики и информатики
МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
Обращение учителей к технологическому подходу в образовании стало не случайным. Внимание и интерес педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и учащегося на уроке, что является актуальным для развивающего образования.
Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, выделяют следующие позиции при конструировании технологической карты урока:
в ней должен быть записан весь процесс деятельности;
должны быть указаны операции, их составные части.
Для того, чтобы грамотно реализовать в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, нужно обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и процесс деятельности. Основной характеристикой деятельности является её осознанность. Следовательно, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
планирования каждого этапа деятельности;
полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.
Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений можно остановиться на следующем: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Учителю тем самым предстоит реализовать данные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.
Следовательно, нужна такая форма технологической карты, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Очевидно, что такой формой для карты может являться таблица – замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода был определен перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Отличие конспекта урока от технологической карты заключается в том, что при подготовке конспекта уроков: планирование учителем, прежде всего своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. В технологической карте урока доминирующей является деятельность учащихся (рис. 1).
Общий вид технологической карты урока,
реализующий системно-деятельностный подход и формирование УУД
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| | |
| | |
Рис. 1
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
На основании выше изложенного выделяются составляющие карты, которые будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя». Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью понимается возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.
Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе карты «Ход урока – этап урока», предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться предметные и метапредметные результаты, можно предусмотреть возможность выделения базового и повышенного уровней (рис. 2).
Технологическая карта
Вариативная часть карты.
Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий
Ход урока. Этап урока. Задание, выполняемое на данном этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
задание базового уровня | задание повышенного уровня |
| | | |
| | | |
Рис. 2
Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, графа «Деятельность учащихся» делится на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них определяется структура, фиксирующая выполняемое действие и его предполагаемый результат (Рис. 3).
Технологическая карта
Вариативная часть, фиксирующая виды деятельности учащихся
Деятельность учащихся |
Вид деятельности | Вид деятельности | Вид деятельности |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | | | |
Рис. 3
Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание модулей «Вид деятельности» (Рис. 4).
Технологическая карта урока: вариативные компоненты
Модуль 2
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | |
Модуль 3
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Коммуникативная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | |
Модуль 4
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | |
Модуль 5
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Личностная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | |
Рис. 4
Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в структуре карты нет отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока. Надобность в этом отпадает, т.к. результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Предложенная технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты в виде формируемых способов деятельности и поэтому нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу (Рис. 5).
Общий вид технологической карты урока,
реализующий системно-деятельностный подход и формирование УУД
Предмет_______________________________________________
Класс_________________________________________________
Автор УМК____________________________________________
Тема урока_____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание базового уровня | Задание повышенного уровня | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
| | | | | | | | | | |
Рис.5
Подводя итог сказанному, необходимо указать достоинства и преимущества предлагаемой технологической карты урока, авторов Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой по сравнению с другими методическими продуктами такого же характера. Достоинства и новшества её структуры состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:
формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;
уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задачи благодаря этому дифференцировать процесс обучения.
Предлагаемая технологическая карта урока позволяет учителю зафиксировать в проекте урока и проанализировать по результатам проведения урока:
изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к новым формам учебной деятельности; коммуникации с педагогом и сверстниками);
качественное изменение формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);
изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия).
Кроме того, она позволяет:
сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;
оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).
Важным преимуществом данной карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:
для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;
для проектирования уроков в разных ступенях обучения;
учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;
как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.
Из приведённых характеристик созданной нами технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.
Литература
1. Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. — 2005. — № 7.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.
3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.
4. Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.
5. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.
6. Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
7. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
5