СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по конструированию технологической карты урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале дано понятие технологической карты. Представлены этапы создания технологической карты.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по конструированию технологической карты урока»

Конструирование технологической карты урока, формирующих универсальные учебные действия в основной школе


Л.П. Акимова, учитель математики и информатики

МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой


Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.

Обращение учителей к технологическому подходу в образовании стало не случайным. Внимание и интерес педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и учащегося на уроке, что является актуальным для развивающего образования.

Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, выделяют следующие позиции при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть записан весь процесс деятельности;

  • должны быть указаны операции, их составные части.

Для того, чтобы грамотно реализовать в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, нужно обратиться к понятию деятельности.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и процесс деятельности. Основной характеристикой деятельности является её осознанность. Следовательно, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • планирования каждого этапа деятельности;

  • полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

  • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений можно остановиться на следующем: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:

  • необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;

  • новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

  • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

Учителю тем самым предстоит реализовать данные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.

Следовательно, нужна такая форма технологической карты, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.


Очевидно, что такой формой для карты может являться таблица – замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода был определен перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Отличие конспекта урока от технологической карты заключается в том, что при подготовке конспекта уроков: планирование учителем, прежде всего своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. В технологической карте урока доминирующей является деятельность учащихся (рис. 1).


Общий вид технологической карты урока,

реализующий системно-деятельностный подход и формирование УУД


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся







Рис. 1


Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.

На основании выше изложенного выделяются составляющие карты, которые будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя». Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью понимается возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.

Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе карты «Ход урока – этап урока», предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться предметные и метапредметные результаты, можно предусмотреть возможность выделения базового и повышенного уровней (рис. 2).


Технологическая карта

Вариативная часть карты.

Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий


Ход урока.

Этап урока.

Задание, выполняемое

на данном этапе урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

задание базового уровня

задание повышенного уровня









Рис. 2


Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, графа «Деятельность учащихся» делится на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них определяется структура, фиксирующая выполняемое действие и его предполагаемый результат (Рис. 3).


Технологическая карта

Вариативная часть, фиксирующая виды деятельности учащихся


Деятельность учащихся

Вид деятельности

Вид деятельности

Вид деятельности

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности







Рис. 3

Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание модулей «Вид деятельности» (Рис. 4).


Технологическая карта урока: вариативные компоненты


Модуль 2


Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Познавательная

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности






Модуль 3


Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Коммуникативная

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности






Модуль 4


Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Регулятивная

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности






Модуль 5


Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Личностная

Осущест­вляемые действия

Формируемые способы деятельности





Рис. 4


Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в структуре карты нет отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока. Надобность в этом отпадает, т.к. результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Предложенная технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты в виде формируемых способов деятельности и поэтому нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу (Рис. 5).

Общий вид технологической карты урока,

реализующий системно-деятельностный подход и формирование УУД


Предмет_______________________________________________
Класс_________________________________________________
Автор УМК____________________________________________
Тема урока_____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________


Ход урока.

Этап урока

Деятель­ность учителя

Деятельность учащихся

Задание базового уровня

Задание повышен­ного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осущест­вляемые действия

Формируе­мые спо­собы дея­тельности

Осущест­вляемые действия

Формируе­мые спо­собы дея­тельности

Осущест­вляемые действия

Формируе­мые спо­собы дея­тельности

Осущест­вляемые действия

Формируе­мые спо­собы дея­тельности












Рис.5














Подводя итог сказанному, необходимо указать достоинства и преимущества предлагаемой технологической карты урока, авторов Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой по сравнению с другими методическими продуктами такого же характера. Достоинства и новшества её структуры состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:

  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;

  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;

  • уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задачи благодаря этому дифференцировать процесс обучения.


Предлагаемая технологическая карта урока позволяет учителю зафиксировать в проекте урока и проанализировать по результатам проведения урока:

  • изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к новым формам учебной деятельности; коммуникации с педагогом и сверстниками);

  • качественное изменение формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);

  • изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия).

Кроме того, она позволяет:

  • сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;

  • оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).

Важным преимуществом данной карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:

  • для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;

  • для проектирования уроков в разных ступенях обучения;

  • учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;

  • как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.


Из приведённых характеристик созданной нами технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.










Литература


1. Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. — 2005. — № 7.


2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.


3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с.


4. Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12–18.


5. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006. — 56 с.


6. Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.


7. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009. — 144 с.


8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626






















5