1. Организационно-мотивационный Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Андреевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. - Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным произведение, а как оно будет называется, узнаем немного попозже. | Личностный: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД (способность к волевому усилию). |
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | Приём «Таблица- ЗХУ» | - Предлагаю вам немного поиграть. - Обратите внимание на доску. На доске представлены буквы с цифрами, но стоят они в разном порядке. Ваша задача подумать, что это за слово и поставить буквы с числами от большего к меньшему. Отгадав слово, вы узнаете о чем будет идти речь на уроке. -Приступайте к выполнению задания.
23 | 65 | 8 | 5 | 33 | 17 | а | с | к | а | к | з |
- Давайте проверим. Какое слово у вас получилось? (Сказка) - Кто догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о сказке)
ПРИЁМ «ТАБЛИЦА – ЗХУ»
 - У вас на парте лежит карточка №1. Пододвиньте её к себе. Карточка состоит из таблицы. В таблице 3 колонки: 1-ая колонка называется «Знаю», 2-ая колонка называется «Хочу узнать», 3-ая колонка называется «Узнал». Таблицу мы будем заполнять на протяжении всего урока.
- Сейчас мы будем работать с 1-ой колонкой, которая называется «Знаю». - Ваша задача в этой колонке записать все то, что вы знаете о сказках. А потом мы проверим. (обучающиеся записывают все то, что знают о сказках в первую колонку)
- Давайте проверим, что вы записали в первую колонку? (обучающиеся читают записи из первой колонки)
- Как вы думаете о чем будет сказка? А чем бы вы хотели прочитать сказку? (ответы обучающихся)
- Откройте учебник на странице 141. Прочитайте название сказки. (Хаврошечка) - Вы прочитали название сказки. Как вы думаете о чем будет сказка? (предположение обучающихся) - А кто является автором сказки? (народ) - Значит сказка народна.
-Кто догадался, какая тема нашего урока? Тема: «Русская народная сказка «Хаврошечка»»
- Давайте сформулируем задачи урока. Задачи: Узнать, что является народной сказкой. Познакомиться со сказкой «Хаврошечка». Научиться работать с таблицей.
(Учитель совместно с обучающимися формулируют задачи вывешивает на доску) | Личностный: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Познавательные УУД (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме). Регулятивные УУД (умение принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|
3. Решение проблемы Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Развивать познавательные УУД: (умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
| Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
| | - Поднимите руки, кто любит читать сказки? Нас встречает в жизни сказка Вместе с материнской лаской, С добрым бабушкиным взглядом, Чтоб идти по жизни рядом. Никогда нам не наскучит. Быть отважными научит. - А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся). - В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». - Какие сказки могут быть? (авторские и народные (фольклорные)) - Какие авторские сказки вы знаеите? -Много разных авторов сочиняли сказки. Во всем мире любят сказки Шарля Перро «Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка»; сказки братьев Гримм и многие другие. Замечательные русские писатели Сергей Владимирович Михалков сказка «Три поросенка». Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Корней Иванович Чуковский сказка «Доктор Айболит», «Муха- Цокотуха». Сергей Аксаков сказка «Аленький цветочек», Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». - Есть много народных сказок. Они так называются, потому что их придумал народ. В каждой стране есть свои народные сказки. Они рассказывают нам о культуре и истории данной страны и его народа. Русские народные сказки «Репка» и «Колобок» знакомы нам с самого раннего детства. Это первые сказки, которые нам читают наши близкие. Есть много других русских народных сказок: «Лиса и волк», Лиса, заяц и петух, Каша из топора» и т.д. -Ребята, а какие бывают сказки по жанру?( Сказки о животных, волшебные, бытовые). - Как вы думаете сказки про животных, они какие сказки? Что вы о них можете сказать? -Сказки про животных. В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Эти сказки тоже родились в глубокой древности, они веселые и поучительные. - Как вы думаете бытовые сказки, они какие сказки? Что вы о них можете сказать? - Бытовые сказки. Действующие лица в них - представители разных слоев общества: короли, принцы, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Герои сказок - мужик или бывалый солдат - выходят победителями благодаря своей силе, ловкости и смекалке. Во всех сказках высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, скупость, трусость и глупость. Сказки учат добру и справедливости. В них всегда побеждает добро. - Как вы думаете волшебные сказки, они какие сказки? Что вы о них можете сказать? -Правильно, волшебные сказки. В этих сказках обязательно должны быть чудеса, волшебные предметы, присутствуют волшебные персонажи: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, золотая рыбка. Есть также герои-помощники, это могут быть различные люди, животные или предметы (клубок). - А как вы думаете, сказка Хаврошечка, она какая по жанру?(предположение детей) - Давайте проверим наши предположения о сказке. | Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные УУД : (умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме). Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|
Физминутка Задача: создавать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: (развивать способность к волевому усилию) | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | | - Перед тем как мы с вами начнем выполнять следующее задание, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. (Дети повторяют описываемые движения.) Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Кружатся на месте) И сольются с небосводом. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность) -Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность,
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию |
4. Первичное закрепление Задача: создавать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Развивать познавательные УУД: (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение определять основную и второстепенную информацию, умение оценивать процесс и результат деятельности). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | Приём «Таблица- ЗХУ» | - Прежде чем мы познакомимся со сказкой, давайте обратимся к таблице, которую мы заполняли.
ПРИЁМ «ТАБЛИЦА – ЗХУ»
- Какой столбик мы заполнили (Знаю) - А какие остались? (Хочу узнать, узнал) - Сейчас мы заполним 2-ую колонку нашей таблицы. - Как она называется? (Хочу узнать) - Запишите во второй столбик то, чтобы вы хотели узнать в сказке. - Приступайте к выполнению задания. (обучающиеся заполняют 2-ой столбик)
- Давайте проверим, что вы записали? (обучающиеся читают записи)
- Давайте познакомимся со сказкой «Хаврошечка». Предлагаю вам прослушать аудиозапись со сказкой, для этого сядьте поудобнее и слушайте внимательно. - Вы прослушали аудиозапись русской народной сказки «Хаврошечка». - Понравилась вам сказка? Чем? - Что вы можете сказать о Хаврошечке? (сирота, воспитывается в приемной семье, где е не любят и заставляют работать) - А вам Хаврошечка кого-нибудь напоминает? (Золушку) - Какие еще персонажи в сказке упоминалось? (мачеха, сестры) - Какие по характеру были эти персонажи? (злые, грубые, завистливые) - Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой? - Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает? - Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу, которую ей поручают. - Довольна ли старуха выполнением работы? - Кого старуха отправляет следить за героиней? (дочерей) - Узнала старуха секрет? -Старуха узнала секрет девочки, что приказала сделать с коровушкой? (разрезать) - Какое наказание дала ей коровушка? (не кушать её мясо и кости закопать и поливать каждое уро пливать) -Какое новое волшебство произошло? (на месте этих косточек, выросла яблоня ) -Чем заканчивается сказка? -Кто же помог героине? - Мы познакомились со сказкой, а теперь нам предстоит её прочитать . Но перед чтением необходимо сделать зарядку для щёчек, губ и языка, для того чтобы речь при чтении была выразительной, красивой и чёткой. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.
- При чтении следите и читайте вместе с читающим «про себя». - Читать мы будем по цепочке, по одному абзацу. Первая начну читать я, а вы следите, потому что я в любой момент могу остановится, и читать продолжите вы. (учитель читает рассказ)
-Помните, что при чтении необходимо соблюдать правила из памятки, которая лежит у вас на парте и размещено на доске. - Прочитайте правила в памятке. - Кто хочет прочитать первый пункт памятки? Кто второй? Кто третий? «Что значит читать выразительно и правильно». Памятки лежат у вас на парте. 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) - Не забывайте об интонации. (Учитель начинает читать, затем обучающиеся читают по цепочек) . - Мы прочитали с вами сказку. ПРИЁМ «ТАБЛИЦА – ЗХУ» - Обратимся к таблице. Какой столбик мы с вами еще не заполнили? (Узнал) - Прочитайте название - Ваша задача записать в этой колонке то, что вы узнали сегодня на уроке. - Приступайте к выполнению задания. (обучающиеся заполняют таблицу) - Давайте проверим то, что записали в 3-ую колонку. - Кто хочет прочитать? (обучающиеся читают записи в таблице) - Обратите внимание на таблицу, мы с вами все колонки заполнили? (да) - Прочитайте записи в своей таблице еще раз. | Личностный: обучающиеся проявляют учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, демонстрируют умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения. Познавательные УУД (умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, умение определять основную и второстепенную информацию, умение оценивать процесс и результат деятельности). Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|
5. Организация самостоятельной работы Задача: создавать побуждать обучающихся к оценке своей учебной деятельности. Развивать познавательные УУД: (умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение определять основную и второстепенную информацию, умение приводить доказательство). Развивать регулятивные УУД: (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. - Почему? | Приём «Верные/неверные утверждения» | ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» - Для того, чтобы закрепить наши знания, которые вы получили сегодня на уроке, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Верные и неверные утверждения». Для этого у вас на парте лежат сигнальные карточки. Я буду называть вам утверждения, а ваша задача быть внимательными и подумать верное ли утверждение или нет. Если утверждение верное, то вам необходимо показать зелёный цвет карточки, если утверждение неверное, то красный цвет карточки, но а если вы затрудняетесь, то обратную сторону (белую) карточки. Но вам не просто нужно просигнализировать, но и доказать. Утверждения: Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение. (Верно) - Почему? Доказательство: Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказки могут быть только народные. (Неверно) - Почему? Доказательство: Сказки могут быть как авторские, так и народные По жанру сказки бывают только бытовые. (Неверно) - Почему? Доказательство: По жанру сказки бывают: о животных, волшебные, бытовые. Сказка «Хаврошечка» относится к волшебным сказкам. (Верно) - Почему? Доказательство: В сказке есть волшебные персонажи, есть герои-помощники, в сказке это коровушка. В сказке 4 сестры. (Неверно) - Почему? Доказательство: В сказке 3 сестры: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка. В сказке счастливый конец. (Верно) - Почему? Доказательство: Хаврошечка вышла замуж и стала счастливо жит и без без - Молодцы, вы справились с заданием. Вы били внимательны на уроке и давали хорошие ответы в игре. | Личностный: обучающиеся демонстрирует способность к оценке своей учебной деятельности. Познавательные УУД (умение устанавливать причинноследственные связи, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение определять основную и второстепенную информацию, умение приводить доказательство). Регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: побуждать обучающихся к оценке своей учебной деятельности. Развивать познавательные УУД: (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение оценивать процесс и результат деятельности). Развивать регулятивные УУД: (способность к волевому усилию). Развивать коммуникативные УУД: (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения). | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. -С какой сказкой мы познакомились на уроке? (С русской народной сказкой «Хаврошечка») - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Обратите внимание на доску. - Что вы видите? (дерево) - Какое дерево? (яблоня) - Я приготовила для вас вот такие яблоки. (Учитель демонстрируют наглядность) - Если вам понравилось то, как вы работали и вам было не скучно и интересно, то возьмите красное яблоко, а если вам не понравилось то как вы работали и вам было неинтересно и скучно, то возьмите серое яблоко. - Теперь вам необходимо прикрепить. - Сначала встает и подходит к доске первый ряд и прикрепляет свои яблоки, затем второй ряд, третий ряд. - Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. - Урок литературного чтения окончен. | Личностный: демонстрирует способность к оценке своей учебной деятельности. Познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, умение оценивать процесс и результат деятельности). Регулятивные УУД (способность к волевому усилию). Коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге, умение выражать свою точку зрения, умение слушать сверстников, умение соблюдать правила общения).
|