СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор Алексеев Р.Е.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит обучающихся с жизнью и деятельностью конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева.

 

Просмотр содержимого документа
«Конструктор Алексеев Р.Е.»

Конструктор Алексеев Р.Е.

Конструктор Алексеев Р.Е.

Цель Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева; Формировать чувство уважения и гордости за достижения отечественной техники и науки; Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности. Развивать интерес к конструированию.

Цель

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов Ростислава Евгеньевича Алексеева;

Формировать чувство уважения и гордости за достижения отечественной техники и науки;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Развивать интерес к конструированию.

Алексеев Ростислав Евгеньевич Судостроитель  Доктор технических наук Заслуженный изобретатель Руководитель самого крупного в отрасли НПО  Лауреат Сталинской премии (1951г.),  Ленинской премии (1962г.)  депутат Верховного Совета РСФСР  Конструктор судов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и др.  Конструктор экранопланов типа КМ и «Орленок».

Алексеев Ростислав Евгеньевич

Судостроитель

Доктор технических наук

Заслуженный изобретатель

Руководитель самого крупного в отрасли НПО

Лауреат Сталинской премии (1951г.),

Ленинской премии (1962г.)

депутат Верховного Совета РСФСР

Конструктор судов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и др.

Конструктор экранопланов типа КМ и «Орленок».

 Алексеев Р. Е. родился 18 декабря 1916 года в  г. Новозыбков Черниговской губернии,  ныне Брянской области Отец Евгений Кузьмич – агроном, руководитель опытной сельскохозяйственной станции. Мать Серафима Павловна – учительница.

Алексеев Р. Е. родился 18 декабря 1916 года в г. Новозыбков Черниговской губернии, ныне Брянской области

Отец Евгений Кузьмич – агроном, руководитель опытной сельскохозяйственной станции.

Мать Серафима Павловна – учительница.

У родителей Ростислава было два сына и две дочери. Детей Алексеевы воспитывали по необычной системе. «Сейчас такую методику принято называть японской, - рассказывала Татьяна Ростиславовна Алексеева, дочь конструктора. - Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то отец с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но на «испытаниях» она перевернулась, и мальчишки оказались в воде. Как бы поступил в такой ситуации среднестатистический отец? Задал бы детям трепку и запретил приближаться к реке. А Евгений Кузьмич отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять.

У родителей Ростислава было два сына и две дочери. Детей Алексеевы воспитывали по необычной системе. «Сейчас такую методику принято называть японской, - рассказывала Татьяна Ростиславовна Алексеева, дочь конструктора. - Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то отец с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но на «испытаниях» она перевернулась, и мальчишки оказались в воде. Как бы поступил в такой ситуации среднестатистический отец? Задал бы детям трепку и запретил приближаться к реке. А Евгений Кузьмич отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять.

 Алексеев защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». В 1935 году Ростислав Евгеньевич после рабфака поступает в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет 1 октября 1941 года Р.Е. Алексеев защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Комиссия оценила её как глубоко научную приближенную к диссертации. Ростислава Евгеньевича направляют на завод «Красное Сормово», где он участвует в разработке важнейшей в то время продукции завода – танков. Параллельно Алексеев начинает самостоятельно, вне рабочего времени, проектировать модели первых катеров на подводных крыльях.

Алексеев защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях».

  • В 1935 году Ростислав Евгеньевич после рабфака поступает в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет 1 октября 1941 года Р.Е. Алексеев защищает дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Комиссия оценила её как глубоко научную приближенную к диссертации. Ростислава Евгеньевича направляют на завод «Красное Сормово», где он участвует в разработке важнейшей в то время продукции завода – танков. Параллельно Алексеев начинает самостоятельно, вне рабочего времени, проектировать модели первых катеров на подводных крыльях.
В  1942 году Алексееву были выделены ресурсы для проведения работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников – так в оригинальную идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ. В результате осенью 1943 года в заводской гавани Алексеевым был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях «А-4». Но катер Алексеева не успел принять участия в боевых действиях. Однако, созданные им модели показали, что идею можно успешно реализовать. И уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». С 1949 по 1951 год бюро Алексеева продолжало работатать над созданием торпедных катеров на подводных крыльях. А в 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии.

В 1942 году Алексееву были выделены ресурсы для проведения работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников – так в оригинальную идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ.

  • В результате осенью 1943 года в заводской гавани Алексеевым был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях «А-4». Но катер Алексеева не успел принять участия в боевых действиях. Однако, созданные им модели показали, что идею можно успешно реализовать.
  • И уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». С 1949 по 1951 год бюро Алексеева продолжало работатать над созданием торпедных катеров на подводных крыльях. А в 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии.
Ракета В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19. Работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре Алексееву было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» - на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года, а летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов.

Ракета

  • В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19. Работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре Алексееву было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» - на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года, а летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов.
Метеор С 1958 года началась история нового класса судов – «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» - на 130 человек был спущен на воду в октябре 1959 года.

Метеор

  • С 1958 года началась история нового класса судов – «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» - на 130 человек был спущен на воду в октябре 1959 года.
Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 50-х годов. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения Алексеева к экранному полету проста. Скорость - это главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие - кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10-15 километров. Это Алексеева не устраивало, и он все основные силы сосредоточил на экранопланах. В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы Экранопланы
  • Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 50-х годов. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения Алексеева к экранному полету проста. Скорость - это главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие - кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10-15 километров. Это Алексеева не устраивало, и он все основные силы сосредоточил на экранопланах.
  • В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы

Экранопланы

Каспийский монстр Алексеева назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы .

Каспийский монстр

  • Алексеева назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы .
Памятник Алексееву Р.Е. (бульвар Юбилейный, центр Сормова)  Последний год жизни Алексеева прошел в напряженной работе. Он в буквальном смысле надорвался при очередных испытаниях и умер 9 февраля 1980 года после двух операций. А его детища продолжали жить. В 1981 и 1983 годах были построены и сданы ВМФ еще два «Орленка», а в 1984 году на испытания поступил ударный ракетный экраноплан «Лунь». В этом же году было признано наконец, что экранопланы – сродни авиации.

Памятник Алексееву Р.Е. (бульвар Юбилейный, центр Сормова)

  • Последний год жизни Алексеева прошел в напряженной работе. Он в буквальном смысле надорвался при очередных испытаниях и умер 9 февраля 1980 года после двух операций. А его детища продолжали жить. В 1981 и 1983 годах были построены и сданы ВМФ еще два «Орленка», а в 1984 году на испытания поступил ударный ракетный экраноплан «Лунь». В этом же году было признано наконец, что экранопланы – сродни авиации.
В целях увековечивания памяти Р.Е.Алексеева Его имя присвоено ЦКБ по СПК, Нижегородскому государственному техническому университету (2007г.), МОУ СОШ №183 Сормовского района Установлены памятные доски на зданиях института, где он учился, и инженерного корпуса ЦКБ, где он работал, и на домах, где он жил,-в Нижнем Новгороде и в Чкаловске В центре Сормовского района есть площадь им. Алексеева Одному из скоростных судов дано название «Конструктор Алексеев» Научно-технические конференции по скоростному судостроению переименованы в «Алексеевские чтения» В нижегородском государственном техническом университете на кораблестроительном факультете организована подготовка специалистов по скоростному судовождению Созданы документальные фильмы «Сожженные крылья. Предать конструктора», «Тайны забытых побед», «Ударная сила. Морской дракон»(2006 г.), кинофильм «Черный парус стрельца» Экраноплан «Орленок»

В целях увековечивания памяти Р.Е.Алексеева

  • Его имя присвоено ЦКБ по СПК, Нижегородскому государственному техническому университету (2007г.), МОУ СОШ №183 Сормовского района
  • Установлены памятные доски на зданиях института, где он учился, и инженерного корпуса ЦКБ, где он работал, и на домах, где он жил,-в Нижнем Новгороде и в Чкаловске
  • В центре Сормовского района есть площадь им. Алексеева
  • Одному из скоростных судов дано название «Конструктор Алексеев»
  • Научно-технические конференции по скоростному судостроению переименованы в «Алексеевские чтения»
  • В нижегородском государственном техническом университете на кораблестроительном факультете организована подготовка специалистов по скоростному судовождению
  • Созданы документальные фильмы «Сожженные крылья. Предать конструктора», «Тайны забытых побед», «Ударная сила. Морской дракон»(2006 г.), кинофильм «Черный парус стрельца»

Экраноплан «Орленок»

США В библиотеке конгресса Соединенных Штатов в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в ХХ веке, находится портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева.

США

  • В библиотеке конгресса Соединенных Штатов в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в ХХ веке, находится портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Боевой экраноплан «Лунь»

Боевой экраноплан «Лунь»

Литература 1. Алексеева, Т.Р. Крылья Алексеева : [очерки] / Т. Р. Алексеева. - Н.Новгород : [б. и.], 2000. - 43 с. 2. Диомидов, В.Б. Экранопланы родились на Волге / В. Б.Диомидов. - СПб. : ГНЦ РФ ЦНИИ

Литература

  • 1. Алексеева, Т.Р. Крылья Алексеева : [очерки] / Т. Р. Алексеева. - Н.Новгород : [б. и.], 2000. - 43 с.
  • 2. Диомидов, В.Б. Экранопланы родились на Волге / В. Б.Диомидов. - СПб. : ГНЦ РФ ЦНИИ "Электроприбор", 1998. - 88, [1] с.
  • 3. Иванов, А.В. Он опередил время: Ростислав Алексеев (деяния корабелов глазами авиационного инженера) / А. В. Иванов ; [гл. ред. О.И. Наумова]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 168 с.
  • 4. Ильин, В.А. Адмирал скоростного флота / В. А.Ильин. - М. : Политиздат, 1983. - 94 с.
  • 5. Карпенко, В.Ф. Конструктор Алексеев, 1916-1980 / В. Ф. Карпенко. - Н.Новгород : БИКАР, 2007. - 40 с.
  • 6. Качур, П.И. Ростислав Алексеев: конструктор крылатых кораблей / П. И. Качур ; [под ред. А.И. Белякова и др.]. - СПб. : Политехника, 2006. - 294 с.
  • 7. Крылатые суда России : история и современность / А. И. Маскалик [и др.]. - СПб. : Судостроение, 2006. - 240 с.
  • 8. Моисеев, В.В. Летающие люди. Вспомнить все / В. В. Моисеев. - Н.Новгород : Кварц, 2009. - 263, [1] с.
  • 9. Моисеев, В. Летающие люди : отрывок из книги / В. Моисеев // Красный Сормович. - 2006. - 15-21 дек. (№ 49). - С. 10.