5
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»
Цель: Повысить педагогическую компетентность педагогов по данному вопросу, о необходимости приобщения ребенка к культуре своего народа, традициям своей семьи и формирование связной речи дошкольников.
Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность речи; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств, проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.
Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.
Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие и т.д.
Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это – музей знаменитого писателя...» и т.д.
Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.
Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-развивающая среда группы.
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.
Уголок патриотического развития познакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. Здесь дети могут рассмотреть предметы народного промысла, познакомятся с разными видами росписи, это и золотая хохлома, гжель, городец, филимоновские, дымковские.
Уголок чтения художественной литературы, эстетично красиво оформленый, познакомит детей с русскими-народными, сказками, произведениями авторов малой Родины (Иван Сергеевич Костыря «Сказка о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались», «Думы о Донбассе»; Павел Иванов(Беспощадный), композитор Михаил Спартакович Пляцковский) Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь. Посещение мини-музея «Русская изба» познакомит детей с историей развития малой и большой Родины с историческими событиями ( ВОВ, героями военных лет), с известными людьми родного края, с деятелями искусства, культуры, спорта, с предметами старины (прялка, корыто, веретено и т.д.) Для закрепления материала можно предложить детям дидактическую игру «История вещей» (провести параллель со старинными и современными вещами корыто-стиральная машина, веник-пылесос, лампа-лучина и т.д.)
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как :
«Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Россия – Русь; воин - солдат, боец, защитники т.п.
«Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например: Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т.п.
«Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:
- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т.п.
- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья. И т.п.
- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т.п.;
- образования слов типа: Земляне, Россияне, севастопольцы, крымчане и т.п.
«Назови достопримечательности города (например Донецка, Амвросиевки)»
«Назови любимые сказки (песни) английских и российских детей» и т.д.
«Чем похожи и непохожи». Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.
«Какой? Какая? Какие? Какое?»
«Найди ошибку»
«Закончи предложение»
«Отгадай по описанию»
«Скажи - наоборот» «Из – чего – какой?»
«Отгадай загадку»
Дид. игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый…мама какая?- добрая, любимая и т.д.
«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
Речевое упражнение: «Предложение рассыпалось» (из слов составить предложение, так же можно из предложений составить текст).
Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей, проблемные вопросы, например:
- Как сделать город (село) красивым? Что бы ты сделал, чтобы наше село стало лучше? (размышления детей)
- Почему так называют: пригород; улицы: Черемушки, Ленина, Садовая, Воровского, Свердлова и т.п.
Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья», «Мой путь от дома до садика» «Мой город», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города (Семьи)», «Самое любимое место в городе» и т.п.
Грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр, игры детей в театрализованном уголке, обыгрывания сказок ,прогулки и наблюдения за красотой родной природы, посещение мини-мудея ДОУ, организованная ежедневная и тематическая работа с родителями-все направлено на развитие речи детей , их патриотического воспитания.
Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.