СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Формирование начал письма и чтения, профилактика трудностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальное образование может быть эффективным, направленным на становление личности ученика, раскрытие  способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета психологических особенностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Формирование начал письма и чтения, профилактика трудностей»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»















Консультация для родителей:

«Формирование начал письма и чтения, профилактика трудностей»



















Подготовила :

Учитель – логопед

Шевченко Я. В.





Начальное образование может быть эффективным, направленным на становление личности ученика, раскрытие способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета психологических особенностей учащихся.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Но для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, необходимо знание уровня готовности к обучению каждого будущего дошкольника.

К сожалению, велико количество случаев, когда неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости; в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности.

Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности.

Остановимся на рассмотрении такого компонента комплексной готовности к обучению, как готовность к овладению грамотой.

В настоящее время в школу приходит большое число первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно овладевать этими важнейшими умениями и, что не менее важно отметить, приводит в дальнейшем к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

Это можно и необходимо предупреждать продуманной системой обучения, основанной на знании имеющихся в развитии ребенка тех или иных нарушений.

Особую важность в связи с этим приобретают разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения процессами чтения и письма, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии еще до начала обучения в школе.

Можно выделить 3 основные группы показателей готовности к успешному овладению чтением и письмом:

соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство фонетико-фонематического строя речи, связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом);

достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики);

определенный уровень общего (интеллектуального, деятельностного, личностного) развития ребенка.

В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом была отработана система экспресс-обследования, проводимого до начала школьного обучения.

Обследование включает следующие разделы.

Слухоречевая память.

Ребенку предлагается послушать, запомнить и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного слогового состава и слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения свидетельствует о низкой готовности по этому параметру.

Звукопроизношение и слоговая структура.

Обследование звукопроизношения и слоговой структуры начинается одновременно с обследованием слухоречевой памяти. Замеченные отклонения уточняются, выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, словах, самостоятельной речи. Отмечаются замена, смещение, искажение или отсутствие отдельных звуков, перестановка или выпадение звуков и слогов.

Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Уровень развития фонематического слуха и восприятия можно проверить, предлагая ребенку услышать наличие звука в слове, придумать слово с заданным звуком, определить наиболее частотный звук в стихотворении, отобрать картинки с заданным звуком, запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых ребенком звуков, оппозиционных по звонкости – глухости, твердости – мягкости, месту и способу образования.



Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности и обучению грамоте.

Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом проверяется с использованием заданий двух уровней сложности:

Назвать последовательно звуки в ряде трехсложных слов;

Услышать и назвать звуки в слове при последовательном четком интонационном выделении каждого слова учителем. Неумение ребенка справиться с последним заданием свидетельствует о низкой готовности по этому компоненту.

Словарный запас и грамматический стой речи.

Ребенку предлагается подобрать имена прилагательные к именам существительным мужского, женского и среднего рода, подобрать имена существительные к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода.

Ошибки в выборе ряда имен существительных при подборе к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода свидетельствуют о сниженной готовности.

Связная речь.

Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок, он должен установить последовательность картинок и составить по ним рассказ. Неумение самостоятельно установить логическую последовательность событий, многочисленные речевые ошибки в оформлении рассказа является проявлением низкой готовности.

Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы собственного тела.

У ребенка проявляется ориентировка в «право-лево», также с ним проводится речевая проба Хеда.



Многочисленные ошибки в воспроизведении последовательности действий и в выполнении перекрестных движений является показателем низкой готовности по этому параметру.

Моторика и зрительно-моторные координации. Ребенку предлагаются 2-е и 3-е задания ориентационного текста школьной зрелости Керна-Йирасека (срисовывание группы точек, срисовывание фразы, написанной письменными буквами).

Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом лишь 2-3 букв свидетельствуют о низком уровне развития данного компонента.

Зрительное восприятие.

Ребенку предлагают лист, на котором изображения нескольких предметов наложены друг на друга, и просят его перечислить то, что он видит.