МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Консультация для родителей:
«Формирование начал письма и чтения, профилактика трудностей»
Подготовила :
Учитель – логопед
Шевченко Я. В.
Начальное образование может быть эффективным, направленным на становление личности ученика, раскрытие способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета психологических особенностей учащихся.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Но для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, необходимо знание уровня готовности к обучению каждого будущего дошкольника.
К сожалению, велико количество случаев, когда неготовность ребенка к школе запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости; в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности.
Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности.
Остановимся на рассмотрении такого компонента комплексной готовности к обучению, как готовность к овладению грамотой.
В настоящее время в школу приходит большое число первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно овладевать этими важнейшими умениями и, что не менее важно отметить, приводит в дальнейшем к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.
Это можно и необходимо предупреждать продуманной системой обучения, основанной на знании имеющихся в развитии ребенка тех или иных нарушений.
Особую важность в связи с этим приобретают разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения процессами чтения и письма, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии еще до начала обучения в школе.
Можно выделить 3 основные группы показателей готовности к успешному овладению чтением и письмом:
соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство фонетико-фонематического строя речи, связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом);
достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, общей и мелкой моторики);
определенный уровень общего (интеллектуального, деятельностного, личностного) развития ребенка.
В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом была отработана система экспресс-обследования, проводимого до начала школьного обучения.
Обследование включает следующие разделы.
Слухоречевая память.
Ребенку предлагается послушать, запомнить и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного слогового состава и слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения свидетельствует о низкой готовности по этому параметру.
Звукопроизношение и слоговая структура.
Обследование звукопроизношения и слоговой структуры начинается одновременно с обследованием слухоречевой памяти. Замеченные отклонения уточняются, выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, словах, самостоятельной речи. Отмечаются замена, смещение, искажение или отсутствие отдельных звуков, перестановка или выпадение звуков и слогов.
Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Уровень развития фонематического слуха и восприятия можно проверить, предлагая ребенку услышать наличие звука в слове, придумать слово с заданным звуком, определить наиболее частотный звук в стихотворении, отобрать картинки с заданным звуком, запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых ребенком звуков, оппозиционных по звонкости – глухости, твердости – мягкости, месту и способу образования.
Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности и обучению грамоте.
Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом проверяется с использованием заданий двух уровней сложности:
Назвать последовательно звуки в ряде трехсложных слов;
Услышать и назвать звуки в слове при последовательном четком интонационном выделении каждого слова учителем. Неумение ребенка справиться с последним заданием свидетельствует о низкой готовности по этому компоненту.
Словарный запас и грамматический стой речи.
Ребенку предлагается подобрать имена прилагательные к именам существительным мужского, женского и среднего рода, подобрать имена существительные к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода.
Ошибки в выборе ряда имен существительных при подборе к именам прилагательным мужского, женского и среднего рода свидетельствуют о сниженной готовности.
Связная речь.
Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок, он должен установить последовательность картинок и составить по ним рассказ. Неумение самостоятельно установить логическую последовательность событий, многочисленные речевые ошибки в оформлении рассказа является проявлением низкой готовности.
Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы собственного тела.
У ребенка проявляется ориентировка в «право-лево», также с ним проводится речевая проба Хеда.
Многочисленные ошибки в воспроизведении последовательности действий и в выполнении перекрестных движений является показателем низкой готовности по этому параметру.
Моторика и зрительно-моторные координации. Ребенку предлагаются 2-е и 3-е задания ориентационного текста школьной зрелости Керна-Йирасека (срисовывание группы точек, срисовывание фразы, написанной письменными буквами).
Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом лишь 2-3 букв свидетельствуют о низком уровне развития данного компонента.
Зрительное восприятие.
Ребенку предлагают лист, на котором изображения нескольких предметов наложены друг на друга, и просят его перечислить то, что он видит.