Консультация для родителей « Игры для детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения»
Консультация для родителей включает : игры на развитие речевого и физиологического дыхания; игры на развитие фонематического слуха; игры на развитие памяти и внимания. А также упражнения: «Что ты слышишь?» «Что звучит?», «Будь внимательным» и др.
Консультация может быть полезна учителям- логопедам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры на развитие речевого и физиологического дыхания.
Упражнение «Одуванчик».
Это упражнение способствует развитию длительного и неспешного выдоха. На счет «Раз, два, три!» ребенок должен сдуть все пушинки с одуванчика. Для замены одуванчика годятся мелкие клочки ваты, положенные на ладошку ребенку.
Упражнение «Чей пароход гудит лучше».
Упражнение направлено на развитие плавного выдоха у ребенка. Ребенок дует в горлышко небольшой пустой бутылки, чтобы появился звук. Необходимо показать, как это делается. Взрослый и ребенок могут посоревноваться, у кого громче (или тише) гудок.
Упражнение «Узнай цветок по запаху».
Упражнение направлено на развитие обоняния и вдоха. Взрослый приносит несколько известных ребенку цветущих растений (нарцисс, сирень, черемуха). Нужно рассмотреть их, понюхать, после этого ребенок с закрытыми глазами определяет на запах цветок. Ребенку заранее объясняют, что нужно сделать глубокий вдох, не поднимая при этом плечи, а выдох должен быть плавным и медленным. Цветы можно заменить ягодами, фруктами и др.
Упражнение «Чья птичка улетает дальше».
Упражнение направлено на развитие затяжного плавного выдоха и помогает развить мышцы губ. Взрослый кладет на край стола две фигурки птиц (вырезанных из тонкой цветной бумаги), сам с ребенком садится напротив них. По сигналу нужно дуть на свою птичку, чтобы она как можно дальше продвинулась по столу. Необходимо объяснить ребенку, что дуть надо на одном выдохе. И так несколько раз. Птичек можно подвесить на нитках, в этом случае выигрывает тот, чья птичка дальше отклонилась от вертикали.
Упражнение «Кто быстрее надует шар».
Упражнение направлено на развитие затяжного плавного выдоха, глубокого вдоха, мышц губ. Ребенку объясняют, что, надувая шарик, вдыхать нужно через нос и не спеша выдыхать в отверстие в воздушном шарике. У кого шарик больше – тот победил.
Упражнение «Раздуваем пузырь».
Упражнение направлено на развитие плавного выдоха и мышц губ. Ребенок сидит на полу на корточках, согнув спину и наклонив голову. По сигналу «Раздувайся, пузырь!» он начинает не спеша подниматься, выпрямляя спину и голову и разводя руки в стороны, как будто держит в них большой пузырь. Одновременно ребенок вдыхает через нос воздух. По сигналу «Лопнул пузырь!» он медленно возвращается в исходное положение, на выдохе произнося длительный звук «с-с-с» или «ш-ш-ш».
Упражнение «Задуй свечу».
Упражнение направлено на развитие плавного вдоха, длительного или резкого и сильного выдоха и мышц губ. Ребенок дует на зажженную свечу, вытянув губы трубочкой, следуя инструкции взрослого: быстро задуть свечу или дуть так, чтобы пламя как можно дольше не гасло , а отклонялось в сторону.
Упражнение «Руки замерзли».
Упражнение направлено на развитие длительного плавного выдоха. Ребенок выдыхает теплый воздух через широко открытый рот на поднесенные ко рту руки, растирая и грея их.
Упражнение «Капитан».
Упражнение направлено на развитие чередования плавного и сильного выдоха. В тазик с водой опускают 2 –3 кораблика из разноцветной бумаги. На разные края тазика прикрепляют цветовые обозначения «портов». Чередуя сильные выдохи на звук «ф-ф-ф» (буря) и слабые, нужно пригнать к «портам» свои корабли.
Игры на развитие фонематического слуха.
Упражнение «Что ты слышишь?»
Направлено на вычленение и узнавание различных звуков окружающего мира. Упражнение лучше проводить на прогулке. Ребенку предлагают закрыть глаза , послушать звуки вокруг и сказать, что он слышит : шум машины, смех детей, карканье ворон и т.д. Это упражнение поможет также пополнить словарь ребенка.
Упражнение «Что звучит?»
Взрослый заранее готовит простые музыкальные инструменты и «звучащие» предметы: колокольчик, металлофон, дудочку, кусок шуршащей бумаги, стакан с чайной ложкой и т.д. Ребенка знакомят с тем, как что звучит. Затем предлагают отвернуться и послушать звуки. Когда ребенок научится хорошо определять на слух звучание этих предметов, задачу усложняют: ребенку предлагают считать звуки (до 5) и определять, что звучит. Далее еще сложнее : один удар в колокольчик, один в металлофон, один в стакан и нужно узнать, сколько раз и во что ударяли.
Упражнение «Будь внимательным».
Упражнение направлено на узнавание детьми заданных звуков в словах. Взрослый произносит 4-5 слов, где вначале стоит, например, звук «ш»: шуба, шапка, шум, шифер, шишка. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится в начале каждого слова.
Упражнение «Хлопни - топни».
Направлено на узнавание в словах разных звуков. Ребенку обьясняют правила: если услышит в слове звук «ш», он должен хлопнуть, если звук «с» - топнуть. Звук может стоять в начале, середине и конце слова. За правильные ответы можно давать фишки (монетки, кружочки цветной бумаги). В игре используются похожие по звучанию звуки: Ш-Ж, С-З, П-Б, К-Г, Л-Р и т.д.
Упражнение «Телеграф».
Упражнение учит определять количество слогов в словах. Взрослый предлагает ребенку сначала несложные слова ( ма-ма, ра-ма, ла-па). Каждый слог сопровождается хлопком, ребенок произносит слово и считает хлопки. Далее задания усложняются: увеличивается количество слогов в слове (3,4,5); ребенок сам придумывает слово с заданным количеством слогов.
Упражнение «Переверни слово».
Упражнение рассчитано на обучение ребенка звуковому анализу слов. Выбирается простое слово, определяются 1-й,2-й, 3-й звуки. Ребенку предлагают произнести их в обратном порядке: ров – вор, сон – нос, кот – ток, рак – кар, сук – кус, лог – гол, лес – сел, кит – тик и т.д.
Упражнение «Придумай слово».
Взрослый предлагает ребенку придумать слово с заданным звуком, например со звуком «ш». Затем задание усложняется: ребенку предлагают придумать слово, где заданный звук стоит в середине, в начале, в конце слова.
Упражнение «Повтори слова».
С помощью этого упражнения пополняется словарный запас ребенка, развивается память. Взрослый предлагает ребенку запомнить сначала от 3 –5 слов, повторить их в правильном порядке. Далее количество слов увеличивается до 8-10.
Упражнение «Театр».
Упражнение направлено на развитие тембра и силы и высотности голоса. Ребенку предлагают изобразить метель, паровоз и т.д., следуя инструкции взрослого: «Начинается метель» (ребенок негромко изображает ее звуком «у-у-у»), «Метель усиливается» (ребенок произносит звук громче и выше), «Сильная метель» (ребенок в полную силу голоса и высоко изображает свист ветра). Далее в порядке убывания.
Игры на развитие памяти и внимания.
Упражнение «Нарисуй, что запомнил».
На карточке нарисованы геометрические фигуры (от 3 -7), расположенные в ряд или в различных позициях на листе бумаги. Ребенку предлагают рассмотреть карточку в течение 10 сек., запомнить, после чего убирают. Ребенок должен по памяти нарисовать, как расположены фигуры.
Упражнение «Сделай так же, как я».
Взрослый делает от 3 –5 движений: поскок, хлопок в ладоши перед собой или за спиной, приседание, топот, поворот и т.д. Ребенку предлагают воспроизвести движения по порядку, без ошибки.
Упражнение «Разведчик».
Взрослый предлагает ребенку запомнить, как в комнате расположены стулья, что лежит на столе и т.д. После этого ребенок выходит из комнаты, а взрослый производит несколько перестановок. Вернувшись, ребенок должен ответить, что переставлено. Для простоты в игру включается сначала только часть комнаты, затем задание усложняется.
Упражнение « Слушай и повторяй».
Взрослый выстукивает по столу карандашом какой – либо ритм (та–та——та-та——та), ребенок должен его повторить. Ритм можно выстукивать и ладонями, и топая ногами т.д. Начинать лучше с 3 звуков, постепенно доводя их количество до 9-10.
Упражнение «Повтори обратно».
Ребенок делает за взрослым 4-5 упражнений 1-2 раза, затем взрослый просит повторить эти упражнения уже в обратном порядке.
Упражнение «Тень».
Взрослый делает различные движения, ребенок должен их в точности повторять. Со временем убыстряется темп игры.
Упражнение «Опиши по памяти».
На короткое время ребенку показывают какой-либо предмет (куклу, машинку и т.д.) и предлагают хорошо ее рассмотреть и запомнить. Затем игрушку убирают, а ребенок должен ответить на вопросы : какие у куклы волосы, глаза, во что она одета, есть ли бантик, сколько пуговиц и т.д.
Упражнение «Что изменилось?».
Перед ребенком ставят в ряд от 3 – до7 игрушек. Дают посмотреть в течение 10-15 сек. и запомнить, в каком порядке они стоят. Когда ребенок отворачивается, взрослый меняет местами одну или больше игрушек. Ребенок должен сказать, что изменилось.
Упражнение «Покажи быстро».
Ребенку предлагают показать по возможности быстро правую руку, левую ногу, оба уха, лоб и т.д. Темп и порядок показа меняется. Можно задавать «каверзные» вопросы : Покажи левый нос, покажи заднюю ногу…».
Упражнение «Нарисуй».
Ребенку предлагают простые рисунки и просят нарисовать их в перевернутом виде :
Упражнение «Разрезные картинки».
Разрезают простую картинку или открытку на 3 –8 частей и просят собрать ее. Очень хорошо иметь для этой цели кубики с картинками, так как они дают больше вариантов рисунков.
Упражнение «Раскрась правильно».
В ряд на листе бумаги нарисованы геометрические фигуры в произвольном порядке (круг, квадрат, треугольник, круг, круг, и т.д.). Ребенку дается задание закрасить круги красным, квадраты зеленым, а треугольники синим.
Упражнение « Маленький жук».
На листе бумаги нарисовать игровое поле: 4 на 4 клетки. вырезать из бумаги жука. Правила: жук двигается по команде, за один ход делая передвижение на одну клетку вправо, влево, вниз или вверх. Сначала ребенку дается инструкция в один ход, затем в 2-3 хода. Рисовать или водить пальцем запрещено. Ребенок должен мысленно проследить путь жука и поставить его в нужную клетку. Если ребенку трудно выполнить несколько ходов мысленно, в первое время можно позволить ему двигать жука по полю.
Упражнение «Найди одинаковые».
Нарисовать на листе бумаги различные печатные буквы или геометрические фигуры (всего 15 –20 штук). Ребенку предлагают соединить одинаковые фигуры линией определенного цвета.
Упражнение « Ищи безостановочно».
Ребенку предлагают найти в комнате все, что красного (или другого) цвета. Вариант игры:
найди все, что похоже на круг, квадрат и т.д.
Упражнение «Найди, где спрятано».
В отсутствие ребенка поставить в комнате игрушку и предложить ему найти, где она стоит. Когда ребенок освоит этот вариант игры, можно внести усложнения. Взрослый ставит игрушку в более укромное место (под диван. за дверцу шкафа…) и дает ребенку указания :«Выйди на середину комнаты, повернись лицом к окну, сделай 5 шагов вперед, нагнись и т.д.».
Упражнение «Найди отличия ».
Ребенку предлагают сравнить две простые картинки и найти в них отличия.
Упражнение «Повтори громко».
Ребенок стоит от взрослого на расстоянии 3-3.5 метров. Взрослый произносит какое – либо слово шепотом, а ребенок повторяет громко.
Упражнение «Четыре стихии».
Взрослый договаривается с ребенком, что на слова «огонь», «земля», «вода» и «воздух» ребенок будет делать определенные движения: «земля» - стоит, опустив руки,
«вода» - разводит руки врозь,
«воздух» - поднимает руки вверх,
«огонь» - хлопает в ладоши.
Взрослый говорит слова, а ребенок должен успеть сделать движения
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, а в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество ошибок.
Нарушения чтения и письма приводят к неуспеваемости ребенка и по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения, а математические символы – это, в сущности, разновидности букв.
Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций: внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля.
Часто нарушенное звукопроизношение сопровождается нарушенным дыханием. Оно бывает поверхностным, судорожным, жизненная емкость легких мала, что часто вызывает заболевания дыхательных путей: ОРЗ, ОРВИ, бронхиты и т.д.
Речевые нарушения всегда тесно связаны с нарушением движений, особенно мелкой моторики. Малоподвижность, плохая координация пальцев и кистей рук тормозит развитие речи и негативно сказывается на школьном обучении.
Коррекция звукопроизношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка вышеперечисленные недостатки развития.
Предлагаемые игры и упражнения помогут Вам скорректировать развитие Вашего ребенка и помочь в этой работе педагогам :
игры на развитие дыхания,
игры на развитие слуха,
игры на развитие памяти и внимания,
артикуляционная гимнастика,
пальчиковая гимнастика.
Желаю Вам успехов в нашей совместной работе.
Учитель –логопед Индерягина С..В.
Упражнение «Что ты слышишь?»
Направлено на вычленение и узнавание различных звуков окружающего мира. Упражнение лучше проводить на прогулке. Ребенку предлагают закрыть глаза , послушать звуки вокруг и сказать, что он слышит : шум машины, смех детей, карканье ворон и т.д. Это упражнение поможет также пополнить словарь ребенка.
Упражнение «Что звучит?»
Взрослый заранее готовит простые музыкальные инструменты и «звучащие» предметы: колокольчик, металлофон, дудочку, кусок шуршащей бумаги, стакан с чайной ложкой и т.д. Ребенка знакомят с тем, как что звучит. Затем предлагают отвернуться и послушать звуки. Когда ребенок научится хорошо определять на слух звучание этих предметов, задачу усложняют: ребенку предлагают считать звуки (до 5) и определять, что звучит. Далее еще сложнее : один удар в колокольчик, один в металлофон, один в стакан и нужно узнать, сколько раз и во что ударяли.
Упражнение «Будь внимательным».
Упражнение направлено на узнавание детьми заданных звуков в словах. Взрослый произносит 4-5 слов, где вначале стоит, например, звук «ш»: шуба, шапка, шум, шифер, шишка. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится в начале каждого слова.
Упражнение «Хлопни - топни».
Направлено на узнавание в словах разных звуков. Ребенку обьясняют правила: если услышит в слове звук «ш», он должен хлопнуть, если звук «с» - топнуть. Звук может стоять в начале, середине и конце слова. За правильные ответы можно давать фишки (монетки, кружочки цветной бумаги). В игре используются похожие по звучанию звуки: Ш-Ж, С-З, П-Б, К-Г, Л-Р и т.д.
Упражнение «Телеграф».
Упражнение учит определять количество слогов в словах. Взрослый предлагает ребенку сначала несложные слова ( ма-ма, ра-ма, ла-па). Каждый слог сопровождается хлопком, ребенок произносит слово и считает хлопки. Далее задания усложняются: увеличивается количество слогов в слове (3,4,5); ребенок сам придумывает слово с заданным количеством слогов.
Упражнение «Переверни слово».
Упражнение рассчитано на обучение ребенка звуковому анализу слов. Выбирается простое слово, определяются 1-й,2-й, 3-й звуки. Ребенку предлагают произнести их в обратном порядке: ров – вор, сон – нос, кот – ток, рак – кар, сук – кус, лог – гол, лес – сел, кит – тик и т.д.
Упражнение «Придумай слово».
Взрослый предлагает ребенку придумать слово с заданным звуком, например со звуком «ш». Затем задание усложняется: ребенку предлагают придумать слово, где заданный звук стоит в середине, в начале, в конце слова.
Упражнение «Повтори слова».
С помощью этого упражнения пополняется словарный запас ребенка, развивается память. Взрослый предлагает ребенку запомнить сначала от 3 –5 слов, повторить их в правильном порядке. Далее количество слов увеличивается до 8-10.
Упражнение «Театр».
Упражнение направлено на развитие тембра и силы и высотности голоса. Ребенку предлагают изобразить метель, паровоз и т.д., следуя инструкции взрослого: «Начинается метель» (ребенок негромко изображает ее звуком «у-у-у»), «Метель усиливается» (ребенок произносит звук громче и выше), «Сильная метель» (ребенок в полную силу голоса и высоко изображает свист ветра). Далее в порядке убывания.
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район республики Башкортостан
Практикум для родителей
по коррекции внимания, памяти,
речевого дыхания.
Составила: учитель-логопед МБДОУ №15
Индерягина С.В.
2010 г.