муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Использование инновационных технологий
в обучении чтению детей
старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель
Щелкунова Маргарита Юрьевна
Рязань,2024
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя».
В.А.Сухомлинский.
Чтение – один из важнейших рецептивных коммуникативно-познавательных видов речевой деятельности, направленной на извлечение информации из письменного текста. Чтение – это сложная мыслительная деятельность, требующая переработки информации, её понимания, это активный сложный аналитико-синтетический процесс по восприятию графических изображений и переработки их в содержательно-смысловую форму.
Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил.
Старший дошкольный возраст связан с изменением психологической позиции детей. Речевые центры чтения у ребёнка формируются к 6-7 годам. Но у большинства детей интерес к чтению появляется уже к 5 годам, т. е. ребенок начинает интересоваться буквами, пытается понять, что написано в книгах, на витринах магазинов или на рекламных вывесках. Это говорит о том, что психологически ребенок созрел для усвоения нового навыка, и это может быть неким сигналом для начала с ребенком регулярных занятий.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, его умения читать. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования.
В то же время велико число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Программа обучения детей начальных классов сложна, объемна и порой её очень трудно освоить ребенку, имеющему трудности в освоении грамоты, не умеющему читать.
По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легко вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой стадии обучения. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной, «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными».
Учитывая изложенные выше психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и теоретические положения, мной была разработана программа по обучению чтению «Буковка» для детей старшего дошкольного возраста.
Программа раннего обучения чтению построена на методике кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой, предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников чтению. Обучение ведется по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Дополнительная программа «Буковка» основывается на следующей научной базе:
Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что «главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений».
Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».
В программе «Буковка» предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр, упражнений, ЭОР.
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Преимуществ раннего обучения чтению очень много, во-первых, чёткое проговаривание звуков, слов по слогам помогает улучшить произношение, дикцию ребёнка. Во-вторых, обогащается словарь детей, формируется интерес к книге, к самостоятельному чтению, понимание того, что нужную информацию можно взять из книг. Дети, научившиеся читать рано, проявляют больший интерес к чтению. Желание и умение читать положительно сказывается на грамотности ребёнка. Сформированный в дошкольном детстве навык чтения благоприятно сказывается на дальнейшем развитии личности ребёнка, его коммуникативных и творческих качествах.
Новизна программы заключается в сочетании традиционных методов и форм обучения с инновационными технологиями: использованием ИКТ, что помогает повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес у детей к деятельности, развить детскую познавательную и речевую активность, создать интерес к чтению. Особое место в программе уделяется индивидуализации занятий, личностно-ориентированному подходу, поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий.
В работе широко применяются рекомендованные электронные образовательные программы: «Маленький гений», «Буквария», «Школа», авторские методические разработки, в том числе презентации и игры с триггерами. Это удобный и эффективный способ представления информации, он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и удержать внимание ребенка. Более того, презентация, игры с триггерами дают возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет проводить работу продуктивнее. Использование в работе современных средств коммуникации: ноутбука, интерактивной доски, проектора, планшетных компьютеров позволяет достичь больших результатов в обучении. При этом решается не только задача - обучение чтению, но и задача по освоению, умению работать с цифровыми ресурсами, т.е. соответствовать требованиям времени. Особое место в программе уделено индивидуализации занятий, поддержке детской инициативы и самостоятельности. Занятия построены в форме диалога детей и педагога.
Цель программы – развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков чтения, создание условий для становления устной речи детей.
Исходя из поставленной цели, был определён ряд задач.
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей со звуками и буквами.
2. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука в слове.
3. Учить слитному чтению слогов, слов, предложений, понимать смысл прочитанного.
Развивающие задачи:
4. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, синтеза.
5. Развивать умение печатать буквы, мелкую моторику рук.
6. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные задачи:
7. Воспитывать интерес к самостоятельному чтению, культуру речи.
Самое главное в процессе обучения чтению и грамоте дошкольников – создание комфортных условий для развития личности ребёнка, раскрытия его потенциала. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому в образовательном процессе максимально используются игры, игровые упражнения, электронный образовательный ресурс, предусмотрена частая смена детской деятельности. При обучении детей чтению включаются в работу различные анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, для запоминания букв применяется ассоциативный метод. Одним из важных условий при обучении чтению является создание мотивации к деятельности. Важным в достижении результатов остаётся положительная оценка детской деятельности, пример взрослых, недопустимо ругать ребёнка или сравнивать его с другими детьми.
В работе использована следующая литература:
Л.С. Выготский «Мышление и речь» Санкт-Петербург, 2017
Л.Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте»
Н.С. Жукова «Обучение чтению»