муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»
Консультация для воспитателей
«Детская художественная литература
как средство формирования коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста»
(предварительная работа к педсовету № 2)
Воспитатель
разновозрастной группы № 2 (сад)
Сухомлин С.С.
сентябрь, 2020 г.
Консультация для воспитателей
«Детская художественная литература как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Единственно настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент – Экзюпери.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Велика роль художественной литературы в развитии правильной речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Функции, которые выполняет художественная литература в развитии коммуникативных способностей детей:
• обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий;
- развивает навыки связной речи;
• влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами;
• развивает культуру речи, творческие способности (побуждает к словотворчеству - придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)
В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей
2. Самостоятельная деятельность
3. Работа с родителями
4. Создания развивающей пространственной среды в группе
Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:
1. Чтении и обсуждении художественных произведений.
2. Рассказывании/пересказывании сказок.
3. Заучивании стихотворений.
4. Пересказывании литературных произведений.
5. Сочинении стихов, небылиц, рассказов.
6. Проведении литературных викторин, конкурсов.
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы:
1. Знакомство с новыми книгами в центре «Развитие речи».
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания.
3. Беседа по прочитанным произведениям.
4. Загадывание/отгадывание (рассуждение) загадок.
5. Обыгрывание (театрализация) диалогов из произведений.
6. Показ сказок.
8. Час скороговорок, считалок, потешек и др.
Где же дети могут применять свои коммуникативные способности в самостоятельной деятельности?
1. В сюжетно-ролевых играх.
2. В дидактических играх по развитию речи, дидактических играх познавательного характера.
3. В играх – драматизациях.
4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.
5. В играх – соревнованиях.
Очень важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге становится сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.
Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий.
Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи, коммуникативные навыки и интеллект ребёнка.