СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов 2020 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Детская художественная литература

как средство формирования коммуникативных навыков 

детей старшего дошкольного возраста»

 

(предварительная работа к педсовету № 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

разновозрастной группы № 2 (сад)

Сухомлин С.С.

 

сентябрь, 2020 г.

 

Консультация для воспитателей

«Детская художественная литература как средство формирования коммуникативных навыков  детей старшего дошкольного возраста»

 

Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент – Экзюпери.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Велика роль художественной литературы в развитии правильной речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Функции, которые выполняет художественная литература в развитии коммуникативных способностей детей:

• обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий;

  • развивает навыки связной речи;

• влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами;

• развивает культуру речи, творческие способности (побуждает к словотворчеству - придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)

В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:

1. Совместная деятельность воспитателя и детей

2. Самостоятельная деятельность

3. Работа с родителями

4. Создания развивающей пространственной среды в группе

Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:

1. Чтении и обсуждении художественных произведений.

2. Рассказывании/пересказывании сказок.

3. Заучивании стихотворений.

4. Пересказывании литературных произведений.

5. Сочинении стихов, небылиц, рассказов.

6. Проведении литературных викторин, конкурсов.

В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы:

1. Знакомство с новыми книгами в центре «Развитие речи».

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания.

3. Беседа по прочитанным произведениям.

4. Загадывание/отгадывание (рассуждение) загадок.

5. Обыгрывание (театрализация) диалогов из произведений.

6. Показ сказок.

8. Час скороговорок, считалок, потешек и др.

Где же дети могут применять свои коммуникативные способности в самостоятельной деятельности?

1. В сюжетно-ролевых играх.

2. В дидактических играх по развитию речи, дидактических играх познавательного характера.

3. В играх – драматизациях.

4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.

5. В играх – соревнованиях. 

Очень важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге становится сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.

Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий.

Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи, коммуникативные навыки и интеллект ребёнка.