СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов " Дидактическая игра как средство творческих способностей детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день! Предлагаю консультацию для педагогов.Считаю моя консультация будет полезна для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов " Дидактическая игра как средство творческих способностей детей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 65 «ФЕСТИВАЛЬНЫЙ»









КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»



Практические рекомендации для педагогов

Подготовила:

воспитатель

Сафина Э.Ф.













СУРГУТ

2023

Дидактическая игра – один из основных компонентов, направленных на развитие творческих способностей у старших дошкольников. У каждого ребёнка имеется потребность в деятельности, связанной с творчеством, это позволяет ему раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. По мнению Б.М. Теплова, «способность не может возникнуть без конкретной определенной деятельности». В своем исследовании Л.С. Выготский обратил внимание на то, что «переход к творческой деятельности связан с появлением у детей дошкольного возраста замысла. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, дошкольник же идет от мысли к действию, т. е. воплощает свои замыслы. Это находит свое проявление в игре и во всех иных видах деятельности». Именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра позволяет развивать воображение, любовь к труду, наблюдательность и творческие способности. Она является не только развлечением, но и методом образования и воспитания. Именно задания, носящие игровой характер, выполняются старшими дошкольниками с большим интересом. Главными условиями развития творческих способностей являются: отсутствие временных рамок, снятие жесткой регламентации активности дошкольников и возможных решений, поставленных перед ними задач, чуткое отношение к ответам детей как творческим, так и нетворческим. Для примера, одним из показателей креативности является беглость – способность предлагать большое количество идей. Чем больше дошкольник может предложить идей, тем более оригинальными и творческими могут быть самые простые решения. Поэтому педагог должен выслушивать и принимать все ответы детей, а также «необходимо создавать определённые установки: каждый ребенок в чем-либо самый лучший; одобрение любых проявлений творческой активности дошкольника при его сверстниках; создание ситуаций успеха». Вторым условием является систематическое использование дидактических игр, которые позволяют применять нестандартный подход.

Дидактическая игра – это метод активного обучения с системой оценок, имеющий определенную структуру игровой деятельности. Этот вид игры позволяет старшим дошкольникам учиться сравнивать и группировать предметы по их внешним признакам и назначению, развивать способности (творческие, познавательные), формировать сообразительность, память, внимание и сосредоточенность, умение сдерживаться и управлять своим поведением. В связи с этим основными моментами в процессе подборки дидактических игр являются: определение целей игры, предметной области знаний и умений; постановка дидактических задач; подготовка средств игры; разработка правил (условий поведения дошкольников) и сценария игры. В дидактической игре учебная задача трансформирована в игровую задачу, и это отличает ее от процесса обучения. Этот вид игры позволяет успешно выполнять предложенные задания, а также предлагать новые варианты их решения, что позволяет развивать у дошкольников творческие способности. Необходимо, чтобы творческие задачи в дидактической игре предлагались по порядку возрастания их сложности. Именно постепенное возрастание сложности позволяет развивать и совершенствовать творческие способности. Для решения данных задач дошкольники используют приобретенные ранее навыки, умения, знания, воображение, выдумку и собственные фантазии, это дает им возможность высказывать оригинальные идеи и принимать нестандартные решения. Можно назвать следующие дидактические игры, позволяющие развить творческие способности у дошкольников: «Чудесные превращения», «Придумай сказку», «Волшебные кляксы», «На что похоже». Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста отсутствует запас готовых форм решений задач, которые возникают в процессе развития, это связано с маленьким психологическим и жизненным опытом. В рассматриваемом возрасте у дошкольников не являются приоритетными шаблонные формы поведения и мышления, что позволяет активно работать творческому воображению, спонтанным механизмам творческой деятельности и фантазии.

Именно дидактические игры в старшем дошкольном возрасте являются эффективным средством, так как процесс игровой деятельности позволяет дошкольнику использовать воображаемые ситуации, это стимулирует мышление и воображение, которые играют значительную роль в развитии творческих способностей у детей этого возраста. Для получения максимального результата, направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, педагог должен правильно организовать проведение дидактической игры.

Список литературы

  1. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для СПО / И.С. Бухарова. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 119 с.

  2. Бухарова И.С. Технология работы по развитию нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста / И.С. Бухарова // Новые развивающие технологии педагогической практики / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2016. – С. 34–45.

  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Кафедра-М, 2000. – 342 с.

  4. Долгова В.И. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 115 с.