На первом организационном этапе следут проанализировать предметно-развивающую среду групп. Что бы было достаточное количество оборудования для таких видов детской деятельности, как: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Дополнительно необходимо проработать по созданию условий компетентностного подхода в познавательно-исследовательском развитии дошкольников:
— пополнение центров экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и образно-символический материал:
— различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени), природные объекты;
— наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий(образно-символическое оборудование);
— обновление уголков природы;
— создание мини-макетов по познавательному развитию.
Следет продумать комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по реализации образовательной области «Познание»: это организация как совместной деятельности взрослого с детьми, так и самостоятельная деятельность воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности. Пришла к решению о необходимости изменения построения образовательного процесса, при проведении режимных моментов, использовать адекватные возрасту формы работы с детьми – исследование и экспериментирование, проектная деятельность.
Определить необходимость подготовки воспитателей по организации воспитательно-образовательной работы в условиях внедрения ФГОС. Решать следует такие задачи:
совершенствовать у педагогов навыки и умения самостоятельной работы над нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию воспитательно-образовательного процесса;
повышать уровень аналитико – прогностической деятельности педагогов, рефлексивной культуры;
формировать у педагогов потребность в изменении технологии образовательного процесса (переход от занятий – к организации непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми и проектной деятельности с детьми и родителями);
углубить теоретические знания по организации и проведению проектной деятельности;
улучшить развивающую среду в группах, в соответствии сфедеральным государственным требованиям к условиям реализации ООП ДОУ.
На втором этапе, внедренческом, апробировать и внедрять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ№ 1155 от 17 октября 2013 требования ) Эта программа обеспечивает конкретное обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования.
Цели и задачи содержания дошкольного образования, каждой образовательной области, должны решаться в ходе реализации образовательныхобластей Программы. Поэтому, целью нашего учреждения в условиях внедрения федеральных государственных требований, по реализации образовательной области «Познание»является — создание системы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития, через решение следующих задач:
— развитие познавательно исследовательской и продуктивной деятельности;
— сенсорное развитие;
— формирование системы воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО;
— использование проектного метода в работе с детьми, способствующего созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей;
— сформировать систему методического обеспечения: картотеки — дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, проекты;
— организовать проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми, способствующей качественному образованию дошкольников.
На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогу следует решать разные задачи развития. В одних случаях задачи ООП ДОУ решаются успешнее только с помощью взрослого — через прямое обучение. В других -педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. В соответствии с ООП ДОУ, образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастных возможностей и особенностей воспитанников. Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
В основе ежедневного планирования — детское дело. Делом нужно называть мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем за неделю зрительно воспринимаемый результат – выставка, проект, игра (сюжетно-ролевая игра, режиссерская), спектакль, фотоальбом и т.д. тема и цель дела может подсказывать нам календарь знаменательных дат. Темой планирования будут групповые события («открытие центра воды и песка», «центра экспериментирования»). Инициатива в выборе дел идет как от воспитателя, так и от детей.
Мы с вами не отказались от занятий как формы непосредственно образовательной деятельности. Занятия уже 2 год проходят с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, проектной деятельности. Перспективный план взаимодействия специалистов, составленный творческой группой, позволяет нам координировать деятельность воспитателей, работающих в группе, и специалистов ДОУ. В плане обьязательно указывазать темы недели, основные виды детской деятельности по данной теме. Далее, в календарном плане, отражать всю деятельность взрослого и детей, соответствующей теме. Так как мы проживаем в Орловской области, хорошо бы внести в календарный план мероприятия по реализации образовательной области Познание, с целью ознакомления дошкольников с природой родного края.
В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы реализуем прогрессивные достижения педагогической науки, выполним ФГОС, учитывать интересы детей и конкретной группы. Исследуя проводить анкетирование родителей по детскому экспериментированию Интерес ребенка к экспериментированию поддерживать различными методами и приемами, такими как проявление заинтересованности, расспрашивание, создание совместных проектов, воспитатели могут разделить группу на сильную и слабую подгруппы по уровню развития экспериментальной деятельности и описать особенности работы в данном направлении, но недостаточно подробно. К таким особенностям отнесем:
— познавательная активность;
— умение видеть проблему и выдвигать гипотезу;
— оценка результатов.
Было выявлено, что родителей интересует данная проблема, так как они с удовольствием заполняют анкеты, активно задают вопросы по заполнению, говорят о том, что этот вопрос редко обсуждается в СМИ. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к желанию детей экспериментировать, создавать совместные проекты, и понимают, что роль исследовательской деятельности в развитии ребенка занимает не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают оказание помощи в чем-либо и эмоциональную поддержку. Однако при этом многие родители обосновывали невозможность реализации данных условий на практике своей занятостью на работе и отсутствием времени.
В связи с этим, следует нам определить цель -повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей, сотрудничество с социумом, через внедрение в педагогический процесс инновационной технологии- проекта, способствующего развитию познавательной активности дошкольников.
Для достижения поставленной цели, необходимо определить и апробировать психолого-педагогические условия развития исследовательской и экспериментальной деятельности в новой образовательной практике. В начале работы мы с вами создали условия для детского экспериментирования в группах и организовали знакомство воспитателей с современными требованиями к организации данной детской деятельности. В методическом кабинете создана библиотека литературы по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования, оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков экспериментирования на группах. Воспитателями возрастных групп оборудованы познавательные центры в пространственно-предметной среде, способствующие развитию исследовательской активности дошкольников.
Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.
Для популяризации детского экспериментирования следует составить план взаимодействия с родителями. Подобрать консультации для информационного родительского уголка. Составить памятки по проведению опытов и творческих заданий в домашних условиях. Кроме этого родителей привлекать к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, приглашать на открытые показы. Итогом нашей работы являются творческие работы родителей и детей.
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.