Летом опасность получить травму, солнечный ожог или отравиться подпорченными продуктами повышается в геометрической прогрессии. Этому способствует погода, летние поездки и любопытные носы. Родителям маленьких непосед нужно постоянно быть начеку, чтобы быстро прийти на помощь. Кроме стальных нервов, в непредвиденной ситуации пригодится и умение оказать первую помощь.
Травмирующие обстоятельства
Дети – существа вертлявые и непоседливые. Зимой одежная прослойка еще кое-как сдерживает их пыл, летом же ничто не мешает бегать, прыгать, лазить по деревьям, разминая косточки и запасаясь энергией на целый год. Всем родителям известно, что остановить этот вечный двигатель, прыгатель, лазатель невозможно, да и незачем: активность – залог здоровья и хорошего настроения. Но быстрый темп жизни имеет свою обратную сторону – ушибы и травмы. Как действовать, если случилась неприятность?
Вечные спутники лета: синяки и ссадины
За образовавшимся синяком нужно наблюдать, поскольку он не всегда оказывается таким уж безобидным. В норме синяк обязан пройти несколько стадий «цветения»: красный переходит в лиловый, потом становится вишневым, синим, и, наконец, желто-зеленым. Если «окраска» синяка остается красной и не меняется в течение 2-3 дней – начался процесс нагноения. Особо внимательными нужно быть к синякам на коленках и локтях. Специалисты считают их самыми опасными, поскольку кроме кожи и мягких тканей страдают суставы, суставная сумка и связки. А иногда детские ушибленные коленки «аукаются» через много лет, вызывая заболевания коленной чашечки.
Помощь при синяках. Первые 2 дня после ушиба синяку нужен холод – он уменьшает отек тканей и предотвращает развитие гематомы. Поэтому каждые 2-3 часа на 10 минут прикладывайте к ушибленному месту кусочки льда, завернутые в целлофан, или бутылку из холодильника. На 3-й день синяк перестают охлаждать и начинают греть. Компрессы делают по стандартной схеме: тонкий слой бинтика, пропитанный согревающей жидкостью (спирт, водка или камфорное масло), затем компрессная бумага, вата и материал для обертывания (бинт или хлопчатобумажный платок). Помните: согревает компресс только 3-4 часа, дальше начинается процесс охлаждения. Кроме этого, приготовьте своему сорванцу целебную смесь: возьмите любую мазь, применяющуюся при ушибах и синяках, смешайте ее со средством на основе вытяжки фермента пиявок (его международное название - геруедин) и обильно смазывайте синяк этим составом первые сутки после удара. Еще один хороший способ лечения синяков: 3-4 дня обрабатывать его ватным тампоном, пропитанным яблочным уксусом (разбавлять пополам водой). Хорошо помогает при синяках алоэ – разрезанный вдоль лист приложите к пострадавшему месту, закрепив пластырем. Также можно использовать и капустный лист, только перед этим его надо хорошенько размять до появления капелек сока.
Не реже, чем синяки, у детей появляются ссадины. Эти частые спутники дачного отдыха отличаются от синяков наличием повреждения кожи.
Помощь при ссадинах. Для начала тщательно промойте ранку проточной водой и обработайте обыкновенным коричневым хозяйственным мылом (оно самый лучший антисептик; только не трите, а нанесите мыльную пенку и затем смойте ее водой) или перекисью водорода. В конце процедуры смажьте края ссадины йодом, зеленкой или фукорцином. (Если появился синяк, действуйте по уже известной схеме.) В дальнейшем ссадину нужно обработать любой асептической мазью или облепиховым маслом.
При глубокой ране длиной более 1 см необходимо наложить швы, поэтому обратитесь за помощью в ближайший травмпункт.
Психологическая помощь. Если ранка болит, можно дать малышу возрастную дозу обезболивающего средства. Но следует всегда помнить, что чаще всего ребенка мучает не столько физическая боль, сколько эмоциональная, ведь за расцарапанную коленку и порванную одежду ему может достаться от мамы. Ведь если родители будут кричать и ругаться, царапина не заживет сама собой, штаны или колготки не станут целыми, а боль усилится наверняка. Поэтому успокойте сорванца, если нужно, дайте ему немного валерианы. Объясните, что это не первая и не последняя рана в его жизни, она заживет и даже следа не останется.
Иногда при виде крови дети теряют сознание. Не суетитесь, не паникуйте, на помощь придет нашатырный спирт, а затем и валериана.
Неудачная пробежка: вывихи и переломы
Если у ребенка после падения образовался синяк, появилась припухлость и боль, а поврежденная рука или нога ограничена в движении – это может быть как вывих, так и перелом. К сожалению, заподозрить перелом у ребенка намного тяжелее, чем у взрослого, поэтому нелишне будет даже с обыкновенным вывихом проконсультироваться у хирурга. Чтобы узнать, насколько ребенку больно, ни в коем случае не сгибайте-разгибайте пострадавшую часть тела, а осторожно пощупайте место ушиба и, если болит «очень-очень», дайте обезболивающее.
Едем в травмпункт? Найдите в хозяйстве фанерку или картонку (сгодится боковая стенка коробки из-под обуви) и прибинтуйте ее к пострадавшему месту. Важно, чтобы по пути рука или нога не болталась, а была зафиксирована. Затем приложите холод и скорее к врачу. Если дело осложняется открытой раной, промойте ее и обработайте как ссадину.
Особенности перелома пальца. У детей сломать пальчик получается очень легко и быстро: случайно засовываешь его между дверью и дверной коробкой и готово. Поэтому если ваш малыш совершил подобный подвиг и все-таки что-то себе сломал, то, если это палец руки, его нужно прибинтовать к картону и соседнему пальцу, если ноги – картон прикладывают не только к «пострадавшему», но еще и к стопе. И - к хирургу.
«Полет» с дерева: живот и голова
При ударе животом могут пострадать внутренние органы (селезенка, печень). Бить тревогу и вызывать скорую помощь нужно, если ребенок побледнел (возможно, из-за внутреннего кровотечения или понижения давления), стал вялым, жалуется на боль в животе. Если при этом он потерял сознание, потрите виски и дайте ему понюхать нашатырный спирт. Обезболивающее в такой ситуации не дают, это мешает специалистам точно установить диагноз, ведь удар головой не всегда приводит к сотрясению мозга. Заподозрить неладное можно по таким симптомам: головная боль, тошнота, рвота, бледность, вялость, сонливость. Малыша с подозрением на сотрясение головного мозга нужно уложить в кровать, ограничить в питье и вызвать скорую помощь.
Кровь из носа. Упасть и расшибить нос может каждый ребенок. Важная деталь – при носовых кровотечениях кровь не только вытекает из носовых ходов, но и льется в рот и глотку. Это провоцирует кашель, а иногда и рвоту. Проявите выдержку, ведь если малыш, и так сильно испуганный происходящим, будет видеть паникующую маму, кровотечение только усилится. Поэтому успокойте ребенка, усадите его в прохладном тенистом месте так, чтобы он не запрокидывал голову назад. Пусть кровь свободно вытекает. Положите на нос и лоб платок, смоченный в холодной воде. Как быть, если кровотечение не останавливается? Попробуйте сильно сжать обе половинки носа 3-5 минут или сделать тампон из бинта, смоченный перекисью водорода. Если же и эти действия не помогли, вызывайте врача.
Солнечный нокаут
Под воздействием солнечных лучей в коже вырабатывается важный для развития молодого организма витамин Д, поэтому переоценить воздушные ванны в летнее время невозможно. Но без соблюдения правил безопасности солнышко может быть довольно опасным.
Солнечный удар. Если ребенок долго играет на солнцепеке без головного убора, беды не миновать. Коварство солнечного удара заключается в том, что недомогание заявляет о себе только через 6-8 часов. Как и тепловой удар, солнечный сопровождается нарушением кровообращения, потливостью, слабостью, головной болью, шумом в ушах, покраснением кожи, иногда потерей сознания. У перегревшегося ребенка повышается температура до 38-40 ºС.
Помощь при солнечном ударе. Ребенка нужно раздеть, уложить в прохладном месте и напоить прохладным чаем, минеральной или кипяченой водой. Смочите голову ребенка холодной водой, затем прикладывайте ко лбу холодные компрессы. Можно завернуть перегревшегося малыша в мокрую и хорошо выкрученную холодную простыню. Если температура не падает и состояние ухудшается – немедленно вызывайте скорую помощь.
Солнечный ожог– это покраснение и болезненное воспаление кожи под воздействием солнечных лучей. Поскольку у детей кожа чрезвычайно чувствительна, «заработать» его не составляет труда. Если ожог достаточно сильный, через некоторое время на пострадавшем участке появляются волдыри, а через пару дней кожа начинает облезать и шелушиться.
Помощь при солнечном ожоге. При малейшем покраснении кожи уведите ребенка в дом или хотя бы в тень. Обмойте пострадавшие участки прохладной водой и смажьте кремом. Если появились волдыри, вызывайте врача.
Летучие террористы
Именно летом в воздухе наблюдается самая высокая концентрация потенциальной угрозы – кусачих летунов. Для детей они представляют особую опасность по двум причинам: во-первых, любознательные юные биологи любят всюду совать свои носы, во-вторых, они более чувствительны к яду насекомых.
Пчела – единственное насекомое, оставляющее жало в своей «жертве», поскольку оно имеет маленькие зазубринки. Чем дольше жало находится в коже, тем больше яда попадает в организм. Отсюда вывод: его нужно быстро, но аккуратно извлечь с помощью пинцета. Кроме этого, отличий в укусах разных насекомых практически нет: пострадавшее место краснеет (иногда пятно «вырастает» до размера ладони), опухает, становится горячим. Боль чувствуется около 4 часов, а припухлость остается 1-2 дня.
Что делать при укусах? Для ослабления местной токсической реакции сразу после укуса нужно дать ребенку таблетку противоаллергического препарата, приложить к больному месту что-то холодное и обработать ранку уксусом, содовым раствором или срезом лука, чеснока, картофелины, кусочком помидора, растолченной зеленью петрушки. Можно помазать ужаленное место валидолом, корвалолом или бальзамом «Звездочка». Позже желательно обработать ранку гормональной мазью («Флуцинар», «Лоринден») или гомеопатической мазью «Ирикар».
Иногда у детей (1-2 %) возникает аллергическая реакция на яд насекомых, тогда укус может вызвать анафилактический шок, сопровождающийся общей интоксикацией, потерей сознания и угрозой для жизни. В таком случае нужно срочно вызывать скорую помощь.
Клещ может поджидать ребенка где угодно: в траве, на тропинке, на полянке. Хитрый маленький жучок кусает безболезненно благодаря обезболивающему веществу в слюне. Поэтому после прогулки в лесной или луговой местности внимательно осмотрите тело ребенка. И не пугайтесь, обнаружив толстенькую попку клеща.
Помощь при укусе клеща. Положите кольцо так, чтобы клещ оказался в серединке, и налейте внутрь растительное масло. Эта процедура перекроет насекомому кислород, и он начнет вылезать из кожи. Если же клещ решил стоять насмерть, захватите его пинцетом и крутите винтообразными движениями против часовой стрелки. Старайтесь действовать аккуратно, чтобы головка не оторвалась. Если же она все-таки останется в коже, достать ее можно, как занозу, с помощью чистой иглы. Справившись с задачей, обязательно продезинфицируйте место укуса перекисью водорода, а потом зеленкой.
Серьезную опасность клещи представляют в районах, зараженных клещевым энцефалитом (заболевание центральной нервной системы). Отправляясь на отдых в такую местность, лучше подстраховаться и сделать вакцинацию. В Украине опасными считаются несколько районов Волынской области, Алуштинский, Бахчисарайский, Красногвардейский, Судакский, Белогорский районы Крыма и лесопарковая зона Симферополя.
Муха в ухе. Еще одна летняя неприятность – мелкие жучки-паучки-мушки, пытающиеся пробраться в ухо ребенка. Не доставайте их вручную: от испуга бедняжки начинают внедряться все глубже, причиняя ребенку сильную боль. Как и в случае с клещом «мушке» нужно перекрыть доступ воздуха, закапав в ухо несколько капель теплого растительного масла. При закапывании слегка наклоните голову ребенка в сторону «пострадавшего» уха, чтобы жидкость не попадала на барабанную перепонку, а медленно стекала по стенке уха. На этом ваша миссия выполнена, извлечение жучка предоставьте специалисту.
Игры на воде
Сейчас практически на каждой даче, где есть ребенок, есть и бассейн. Некоторые родители думают, что надувное чудо – это не море с волнами и глубокими местами, поэтому спокойно оставляют свое чадо плескаться самостоятельно, чем очень рискуют, ведь чтобы захлебнуться, малышу много воды не нужно.
Если ребенок просто нахлебался воды, откашливается и задыхается, но в сознании, достаточно просто успокоить его, укутать во что-то теплое и отнести в дом. Если же ситуация критическая, важно соблюдать определенные правила:
Не держите пострадавшего ребенка за голову, подхватите его под мышки.
Обратите внимание на цвет кожи. Если он «синюшный», значит, в легких ребенка вода, если бледный – малыш быстро потерял сознание, и вода в легкие не попала.
Попытайтесь удалить жидкость из дыхательных путей. Стоя на одном колене, уложите ребенка на свое согнутое колено так, чтобы на него опиралась нижняя часть грудной клетки, а верхняя часть туловища и голова свешивались вниз. Затем откройте ребенку рот и плавно надавите ребра на спине. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не прекратится интенсивное вытекание воды, переверните ребенка на спину и сделайте искусственное дыхание.
Вызовите скорую помощь.
Продукты второй свежести!
Летом все портится молниеносно, и если не спрятать в холодильник свежеприготовленный борщ, через час-другой с ним придется распрощаться. Кроме того, болезнетворные бактерии особенно хорошо себя чувствуют в жаркое время года и быстро «заселяют» продукты. Если к этому перечню добавить еще и любовь детей к немытым фруктам и грязным рукам, то причины отравлений становятся абсолютно понятными.
Отравление может дать о себе знать через 2-3 часа после употребления сомнительных продуктов, но иногда симптомы болезни «выжидают» по 20-26 часов. Специалисты считают, что самым распространенным летним заболеванием, протекающим по типу пищевых отравлений, является сальмонеллез.
Помощь при отравлениях. Сначала нужно обильно промыть желудок большим количеством слегка подсоленной воды или 2 % раствором пищевой соды. После этого дайте ребенку измельченный активированный уголь (1 таблетка на 10 кг массы тела), разведя его в 100 мл теплой воды, и смекту (1 порошок 3 раза в день). Чтобы избежать обезвоживания организма, понадобится физиологический раствор (глюкозо-солевой) и обязательно много жидкости.
Дети старшего дошкольного возраста уже активно готовятся к предстоящему обучению в школе. Задача родителей — научить своего ребенка связно разговаривать, правильно выговаривать звуки и слова, строить законченные предложения.
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.
Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.
Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.
Развитие речи у детей 4–5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.
Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4–5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».
Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.
Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).
Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4–5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4–5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.
Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).
Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4–5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.
Четвертый год жизни — время, когда ребенок серьезно улучшает собственное произношение, овладевает связной речью. Этот период отмечается большинством родителей как некий переломный этап в развитии речи детей дошкольного возраста: ребенок уже хорошо знает, как называются окружающие его дома и в детском саду предметы, четко выговаривает эти названия. Помимо существительных и глаголов, в его речи начинают присутствовать и другие части речи — предлоги, прилагательные, наречия. Ребенок уже пытается произнести мини-монолог, рассказать об увиденных событиях простыми распространенными предложениями. В 4 года ребенок уже замечает, если его сверстник допускает звуковые ошибки. Многие дети в этом возрасте без особого труда пересказывают знакомые сказки, декламируют наизусть стихи. Более того, ребенок постоянно стремится к общению, проявляет инициативу.
К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми: вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился», вместо «не выспался» — «не отсонился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.
Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.
Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается.
Наблюдая за 4–5-летним ребенком, родители отмечают, что в этом возрасте он уже способен на слух узнать практически любой звук. Ребенок по просьбе взрослых довольно бойко называет слова, начинающиеся на заданный звук. Гораздо лучше выполнение этого задания получается у тех детей, которые уже подготовлены воспитателем или родителями и способны к фонематическому восприятию.
Дети 4–5 лет вообще отличаются высокоразвитым речевым слухом. Очень быстро они замечают, когда взрослый понижает или повышает тон, говорит быстрее или медленнее, более или менее выразительно. Очень хорошо, если взрослые поощряют интерес детей к этой стороне речевого развития: предлагают ребенку, вслед за взрослым, рассказать стихотворение с выражением, понижая и повышая голос, выдерживая паузы, делая ударение на отдельных словах.
Еще один отличительный признак этого возраста — более длинный выдох. Благодаря этой особенности ребенок способен длительно тянуть гласные звуки, до 4–7 секунд. Большинство пятилетних детей уже свободно произносят все звуки, лишь некоторые могут испытывать затруднения при произношении шипящих и звука «р».
Речь пятилетнего дошкольника становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Развитие продолжается и на шестом году жизни. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.