СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по разделам 1-5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по разделам 1-5»


Контрольные задания по разделам



Разделы1 - 5. Общие сведения о языке. Речь. Речевое общение. Функциональная стилистика. Культура речи. Текст. Информационно-смысловая переработка текста. Язык и речь. Культура речи. Система языка

Виды контрольных заданий по разделам

1. Вопросы для фронтального опроса.

2. Письменная работа с текстами (по карточкам).

3. Задания профессиональной направленности

1.Вопросы по теме:

1.Дайте определения понятиям «язык» и «речь».

2. Назовите виды речевой деятельности, охарактеризуйте их.

3.Что такое функциональные стили? Какова их классификация?
4.Какие специфические особенности разговорного стиля вы знаете?
5.В чем состоит специфика научной речи?
6.Каковы основные функции публицистики и особенности газетно-публицистического стиля?
7.Что такое художественная литература и каковы особенности художественного стиля?

8.Назовите основные признаки текста.

9.Назовите способы переработки текста, охарактеризуйте их.

10.Какие виды языковых норм вы знаете?

11.Назовите качества хорошей речи.



2.Письменная работа.

Пояснение к работе: студентам отводится 15 минут

Форма контроля: самостоятельная работа.


Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты.

Задание: определите стили текстов


ТЕКСТ 1

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)


ТЕКСТ 2

Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.


ТЕКСТ 3

Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.  

                                                                                           (В.Сухомлинский)


ТЕКСТ 4

На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)


ТЕКСТ 5

Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер.Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.


ТЕКСТ 6

«Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский.Земля – родина человечества. А что для человека может быть дороже Родины! Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)


ТЕКСТ 7

Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

Эталон ответов

  1. Публицистический

  2. Официально-деловой

  3. Публицистический

  4. Художественный

  5. Научный

  6. Публицистический

  7. Разговорный


Критерии оценки:

«5» - правильно определены все 7 текстов

«4» - правильно определены 6 текстов

«3» - правильно определены 5-4 текста


3.Задания профессиональной направленности

Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 

1. Составьте резюме техника-спасателя для устройства на работу по специальности.

2. Напишите заявление на имя директора компании об устройстве на работу старшим техником-спасателем.

3. Напишите заявку-заказ поставщику о необходимости замены аварийно-спасательной техники.

5. Подберите научную литературы по актуальным вопросам специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях. Оформите библиографический список.

6.Сделайте лингвостилистический анализ научной литературы по актуальным вопросам специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»

7. Подготовьте реферат на темы: «Лингвистические знания в работе спасателя»; «Требования к уровню лингвистических компетенций спасателя».