СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: "Кожа. Органы выделения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа представлена в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: "Кожа. Органы выделения"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»


1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.

2. Содержание теста – биология, 8 класс.

3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.

  • Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.

4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.

5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.

6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.

7. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей (таблица 1).

Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.

Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.

Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них 1 – на умение работать с текстом или рисунком, 1 – решение задачи.

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

10

10

с выбором ответа

2

Часть В

3

6

с кратким ответом

3

Часть С

2

6

с развёрнутым ответом


Итого

15

22



8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 3 блока.

Первый блок «Покровные органы» включает материал о строении кожи, её функциях.

Второй блок «Терморегуляция» составляют задания, проверяющие знания о механизмах терморегуляции, изменениях в организме человека, связанных с нарушениями терморегулиции.

Третий блок «Выделение» составляют задания, проверяющие знания о строении выделительной системы, строении и функциях почек.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, характеризовать строение, функции кожи, органов выделительной системы; особенности работы почек, образования мочи. Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции клеток растений и животных, организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; обосновывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности



Содержательные

блоки

Воспроизведение знаний



Применение знаний

в знакомой ситуации


Применение знаний

в изменённой ситуации



Итого:

1. Покровные органы

2

4



2. Терморегуляция

2

1



3. Выделение

5

1



Итого:




15


9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 3.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Обозначение заданий

в работе

Базовый (Б)

8

А1 – А8

Повышенный (П)

5

А9 – А10, В1 – В3

Высокий (В)

2

С1 – С2

Итого

15



10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

11. Средний уровень трудности заданий – 51%.

12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

13. Форма предъявления – бланковые тесты.

14. Инструкции для учащихся – в тесте.

15. Количество вариантов в работе– 2.

16. Количество заданий в варианте теста – 15.

17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).

18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;

  2. для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;

  3. для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.

19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

20. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не нужны.


21. План теста по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

Таблица 4.


№ зада

ния

Проверяемые элементы

содержания

Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %;

виды знаний2

Макс. кол-во баллов за выполнение

задания

Время выполне

ния задания

Часть 1

А1

Гигиена кожи

Б, 80, 1

1

1

А2

Строение кожи

Б, 70, 1

1

1

А3

Функции желез кожи

Б, 70, 1

1

1

А4

Функции кожи

Б, 70, 2

1

1

А5

Функции кожи

Б, 60, 1

1

1

А6

Терморегуляция

Б, 60, 5

1

1

А7

Строение почек

Б, 50, 1

1

1

А8

Строение и функции выделительной системы

Б, 50, 3

1

1

А9

Строение и функции выделительной системы

Б, 50, 6

1

1

А10

Образование мочи

П, 40, 6

1

2

Часть 2

В1

Строение почек

П, 40, 2

2

3

В2

Терморегуляция

П, 40, 5

2

3

В3

Выделение

П, 40, 4

2

3

Часть 3

С1

Покровы тела

В, 30, 6

3

10

С2

Терморегуляция

В, 30, 6

3

10


Итого:


А – 10;

В – 3;

С – 2

Б – 8;

П – 5;

В - 2

22

40

Примечание:

1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.


2 виды биологических знаний:

1 –

фактуальные знания;

2 –

классификационные знания;

3 –

алгоритмические знания;

4 –

причинно-следственные знания;

5 –

сравнительные знания;

6 –

системные знания.









































Проверочная тестовая работа по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (8 класс)


Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней


1)

много волокон


2)

есть рецепторы


3)

вырабатывается витамин D


4)

есть подкожная жировая клетчатка


А2.

Собственно кожа образована … тканью.


1)

мышечной тканью


2)

нервной системой


3)

соединительной тканью


4)

эпителиальной кожей


А3.

Жир выделяют


1)

лимфатические сосуды


2)

потовые железы


3)

рецепторы


4)

сальные железы


А4.

Соли, воду, мочевину удаляют


1)

волосяные сумки


2)

потовые железы


3)

рецепторы


4)

сальные железы


А5.

Потовые железы участвуют в


1)

окислении минеральных веществ


2)

охлаждении организма


3)

накоплении органических веществ


4)

удалении органических веществ


А6.

Нормальная температура человеческого тела составляет


1)

35º С


2)

36 - 37º С


3)

37 - 38º С


4)

41º С


А7.

Структурной и функциональной единицей почки является


1)

капсула


2)

нефрон


3)

петля Генле


4)

пирамида


А8.

Одинаковые продукты распада удаляются через


1)

лёгкие и почки


2)

почки и кожу


3)

кожу и лёгкие


4)



А9.

Нефрон состоит из


1)

мальпигиевого клубочка и капсулы Боумена-Шумлянского


2)

канальцев первого порядка


3)

канальцев второго порядка


4)

капсуля Боумена-Шумлянского с клубочком и почечного канальца


А10.

Из мочеточника моча поступает непосредственно в


1)

почечную лоханку


2)

мочевой пузырь


3)

собирательную трубочку


4)

мочеиспускательный канал


Часть 2

Инструкция







В1.

Установите последовательность движения крови в нефроне в процессе образования мочи


1)

Почечная артерия


2)

Капилляры извитого канальца


3)

Выносящий сосуд (артериола)


4)

Почечная вена


5)

Капиллярный клубочек


6)

Приносящий сосуд (артериола)









При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.






В2.

Установите соответствие между характеристикой и механизмом терморегуляции.



Характеристика

Механизм терморегуляции


А)

защита от охлаждения

1)

физический


Б)

усиление отдачи тепла организмом в окружающую среду

2)

химический


В)

увеличение просвета капилляров кожи




Г)

образование тепла за счёт повышения уровня обмена веществ




Д)

защита от перегрева




Е)

дрожь




А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении задания В3 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?





В3

Вставьте пропущенные слова.


Продукты обмена веществ выводятся из организма путём выделения СО2 и воды в виде пара – …. (А), растворимые вещества – … (Б). Органы … (В) системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Структурной и функциональной единицей почек является … (Г).


Перечень терминов:

1)

лёгкими

3)

мочевыделительной

2)

нефрон

4)

почками и потовыми железами




Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Каково биологическое значение загара?

С2.

Почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей?







Проверочная тестовая работа по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (8 класс)


Вариант 2


Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А1.

Чистота кожи – важнейшее условие здоровья человека, так как грязь


1)

разрушает поверхность кожи


2)

способствует усиленному потоотделению


3)

закупоривает протоки сальных и потовых желез


4)

способствует проникновению в кожу ядовитых веществ


А2.

Сколько слоёв различают в коже?


1)

1


2)

2


3)

3


4)

4


А3.

Какую функцию выполняет кожа?


1)

защитную


2)

опорную


3)

выделительную


4)

пищеварительную


А4.

Сальные железы


1)

выделяют секрет


2)

выделяют пот


3)

обеспечивают рост волос


4)



А5.

Какие железы вырабатывают пот?


1)

потовые


2)

сальные


3)



4)



А6.

Температура тела у человека


1)

постоянная


2)

Изменяется при понижении температуры воздуха


3)

Изменяется при повышении температуры воздуха


4)



А7.

Что выполняет роль фильтра в почках?


1)

их корковый слой


2)

стенки капилляров и капсул нефронов


3)



4)



А8.

В выделении продуктов обмена веществ из организма участвуют


1)

почки, лёгкие


2)

почки


3)

почки, кожа, лёгкие


4)



А9.

В результате фильтрации образуется … моча


1)

первичная


2)

вторичная


3)



4)



А10.

Образование мочи начинается с


1)

фильтрации


2)

всасывания


3)



4)



Часть 2

Инструкция







В1.

Установите последовательность образования мочи


1)

Образование первичной мочи


2)

Фильтрация плазмы крови


3)

Образование вторичной мочи


4)

Всасывание воды, солей, аминокислот







При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.








В2.

Установите соответствие между характеристикой и рецепторами кожи.



Характеристика

Рецепторы кожи


А)

расширяют капилляры

1)

тепловые


Б)

усиливают теплоотдачу

2)

холодовые


В)

сужают кровеносные сосуды




Г)

действуют как механизм саморегуляции




Д)

устраняют опасность перегрева




А

Б

В

Г

Д







При выполнении задания В3 вставьте пропущенные слова. КАК ЗАПИСАТЬ ОТВЕТ?





В3

Вставьте пропущенные слова.


Структурной и функциональной единицей является … (А). Образование мочи происходит в два этапа: в результате … (Б) плазмы крови образуется … (В), а после обратного всасывания из неё в капилляры воды и некоторых других веществ … (Г).


Перечень терминов:

1)

нефрон

3)

первичная моча

2)

фильтрация

4)

вторичная моча


Часть 3


При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С1.

Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и потому используются в криминалистике. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками особенно много осязательных рецепторов. Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

С2.

Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удары?










Ответы


Вариант 1


Вариант 2

Часть 1

Часть 1

А1


А6


А1


А6


А2


А7


А2


А7


А3


А8


А3


А8


А4


А9


А4


А9


А5


А10


А5


А10



Вариант 1

Вариант 2


Часть 2

Часть 2

В1


В1


В2


В2


В3


В3




Вариант 1

Вариант 2


Часть 3

Часть 3

С1


С1


С2


С2



Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3






Критерии оценки выполнения проверочной работы:


Отметка

% выполнения заданий теста

Количество баллов

«5»

Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста


«4»

Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста


«3»

Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста


«2»

Правильно выполнено 34% и менее заданий теста






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!