СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 5

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35146 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35169 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 12467 

Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).

 

Зависимость температуры кипения от давления

 

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.

2)  При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.

3)  При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300 °C.

4)  Вода начинает кипеть при 150 °C, когда давление равно 4,84 атм.

5)  В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.

5. Тип 5 № 59 

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землёй.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

6. Тип 6 № 1217 

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

 

1)  динамометр

2)  спирометр

3)  фонендоскоп

4)  глюкометр

7. Тип 7 № 2375 

Известно, что утконос  — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2)  Самцы примерно на треть крупнее самок.

3)  Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

4)  У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

5)  После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

6)  Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

8. Тип 8 № 791 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
Гортань Звукообразование
... Уменьшение трения при дыхании

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при дыхании

 

1)  гортань

2)  полость носа

3)  бронхи

4)  плевральная полость

9. Тип 9 № 1949 

В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  способны образовывать обширные леса

2)  характеризуются многообразием жизненных форм

3)  размножаются семенами

4)  опыляются насекомыми и птицами

5)  имеют хорошо развитые вегетативные органы

6)  образуют сочные и сухие плоды

10. Тип 10 № 2094 

Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  иРНК

2)  ДНК

3)  транскрипция

4)  мутация

5)  ген

6)  рибосома

7)  комплекс Гольджи

8)  фенотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 762 

Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  тело удлинённое торпедообразное

Б)  большинство видов ведёт донный образ жизни

В)  питаются преимущественно донными моллюсками

Г)  края грудных плавников срослись

с боками головы и туловища

Д)  голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  акулы

2)  скаты

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 664 

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?

 

А.  В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.

Б.  При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 221 

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35179 

Под каким номером изображена селезёнка человека?

15. Тип 15 № 43 

На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?

 

1)  Бицепс сократится, а трицепс расслабится.

2)  Бицепс сократится, а трицепс не изменится.

3)  Трицепс сократится, а бицепс расслабится.

4)  Трицепс сократится, а бицепс не изменится.

16. Тип 16 № 35312 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  эпидермис

2)  гиподерма

3)  подкожная жировая клетчатка

4)  потовая железа

5)  мышца, поднимающая волос

6)  сальная железа

17. Тип 17 № 889 

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желёз желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

18. Тип 18 № 3006 

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

 

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  составляет основную массу нервной ткани

Г)  состоит из тела и отростков

Д)  превращает раздражения в нервные импульсы

Е)  проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам

 

 

 

ТИП КЛЕТКИ

 

1)  нейрон

2)  клетка − спутник

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35262 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого и второго порядков

3)  консумент третьего порядков

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35212 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35272 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лягушек Численность свиристели

 

22. Тип 22 № 12248 

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23. Тип 23 № 20965 

Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

24. Тип 24 № 287 

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что является главным условием возникновения системы?

2)  Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3)  На примере строения цветка докажите, что это система.

 

 

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

 

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

 

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

 

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т. е. организмы.

 

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

 

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

25. Тип 25 № 1988 

Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении

 

 

Вид Площадь поверхности листа, см2

 

Число устьиц в 1 см2
верхняя сторона

листа

нижняя сторона

листа

Капуста 14 100 22 600
Кукуруза 600–1350 5200 6800
Овёс 12–15 2500 2300
Картофель 5100 16 100
Яблоня 18 29 400
Фасоль 49 4000 28 100
Пшеница 13–15 3300 1400
Подсолнечник 38 175 325

 

*Прочерк означает отсутствие данных.

 

1)  Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?

3)  Каково назначение устьиц в дыхании растений?

26. Тип 26 № 12963 

Арсений, вернувшись с тренировки по хоккею с шайбой, которая длилась 2 часа, думает, что бы такое съесть на обед. Используя данные таблиц ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Покроет ли калорийность обеда Арсения затраты на тренировку, если он съест сыр «Пармезан», гороховый суп, говядину, картофель «Ехидная картошка» и томатный сок?

3)  Приведите пример фермента, расщепляющего белки?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

Наименование продукта Калорийность (ккал) Белки Жиры Углеводы
Кумыс 35 1,6 1,4 3,7
Кефир 59 2,9 3,5 4
Козье молоко 57 3 4,2 4,5
Киви 61 1,14 0,52 14,66
Сметана 293 2,3 30 3,1
Персик 44 0,9 0 10,4
Куриная грудка 263 14,7 15,7 15
Сыр пармезан 392 35,7 25,8 3,2
Томатный сок 17 0,7 0 4,2
Блины 227 6,4 9,7 28,3
Говядина 187 18,9 12,4 0
Салат «Морское ассорти» 200 54 1,6 5
Омлет 157 12,7 11,5 0,7
Грейпфрут 35 0,9 0 7,3
Макароны 371 13 1,5 74,6
Свинина мясная 355 14,6 33 0
Семга 153 20 8,1 0
Торт слоёный 542 8,5 37,7 42,2
Помело 38 0,7 0 9,6
Баранья отбивная 203 16,3 15,3 0
Суп гороховой 66 2,4 8,9 2,4
Шоколад молочный 547 6,9 35,7 52,4
Банан 89 1 0,3 22,8
Картофель «Ехидная картошка» 83 2 0,1 19,7
Ролл Киото 155 6,3 16 8,4
Ролл Окинава 139 4,8 18 5,8

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Февраль Биология Вариант 5»

В опыте экспериментатор изменял положение источника света и наблюдал за изменением изгиба верхушки проростка подсолнечника.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2. Тип 2 № 35146 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35169 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  отдел Покрытосеменные

3)  род Шиповник

4)  царство Растения

5)  семейство Розоцветные

4. Тип 4 № 12467 

Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).

Зависимость температуры кипения от давления

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.

2)  При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.

3)  При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300 °C.

4)  Вода начинает кипеть при 150 °C, когда давление равно 4,84 атм.

5)  В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.

5. Тип 5 № 59 

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землёй.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

6. Тип 6 № 1217 

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

 

1)  динамометр

2)  спирометр

3)  фонендоскоп

4)  глюкометр

7. Тип 7 № 2375 

Известно, что утконос  — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2)  Самцы примерно на треть крупнее самок.

3)  Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.

4)  У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.

5)  После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.

6)  Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.

8. Тип 8 № 791 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Гортань

Звукообразование

...

Уменьшение трения при дыхании

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при дыхании

 

1)  гортань

2)  полость носа

3)  бронхи

4)  плевральная полость

9. Тип 9 № 1949 

В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  способны образовывать обширные леса

2)  характеризуются многообразием жизненных форм

3)  размножаются семенами

4)  опыляются насекомыми и птицами

5)  имеют хорошо развитые вегетативные органы

6)  образуют сочные и сухие плоды

10. Тип 10 № 2094 

Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  иРНК

2)  ДНК

3)  транскрипция

4)  мутация

5)  ген

6)  рибосома

7)  комплекс Гольджи

8)  фенотип

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 762 

Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  тело удлинённое торпедообразное

Б)  большинство видов ведёт донный образ жизни

В)  питаются преимущественно донными моллюсками

Г)  края грудных плавников срослись

с боками головы и туловища

Д)  голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом

ЖИВОТНЫЕ

1)  акулы

2)  скаты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 664 

Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?

 

А.  В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократительная вакуоль.

Б.  При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 221 

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35179 

Под каким номером изображена селезёнка человека?

15. Тип 15 № 43 

На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?

 

1)  Бицепс сократится, а трицепс расслабится.

2)  Бицепс сократится, а трицепс не изменится.

3)  Трицепс сократится, а бицепс расслабится.

4)  Трицепс сократится, а бицепс не изменится.

16. Тип 16 № 35312 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  эпидермис

2)  гиподерма

3)  подкожная жировая клетчатка

4)  потовая железа

5)  мышца, поднимающая волос

6)  сальная железа

17. Тип 17 № 889 

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желёз желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

18. Тип 18 № 3006 

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  составляет основную массу нервной ткани

Г)  состоит из тела и отростков

Д)  превращает раздражения в нервные импульсы

Е)  проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам

ТИП КЛЕТКИ

1)  нейрон

2)  клетка − спутник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35262 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого и второго порядков

3)  консумент третьего порядков

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35212 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35272 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лягушек

Численность свиристели



22. Тип 22 № 12248 

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23. Тип 23 № 20965 

Учёные изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?

24. Тип 24 № 287 

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что является главным условием возникновения системы?

2)  Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3)  На примере строения цветка докажите, что это система.



ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

 

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

 

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

 

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т. е. организмы.

 

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

 

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

25. Тип 25 № 1988 

Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении

 

Вид

Площадь поверхности листа, см2

Число устьиц в 1 см2

верхняя сторона

листа

нижняя сторона

листа

Капуста

14 100

22 600

Кукуруза

600–1350

5200

6800

Овёс

12–15

2500

2300

Картофель

5100

16 100

Яблоня

18

29 400

Фасоль

49

4000

28 100

Пшеница

13–15

3300

1400

Подсолнечник

38

175

325

 

*Прочерк означает отсутствие данных.

 

1)  Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?

3)  Каково назначение устьиц в дыхании растений?

26. Тип 26 № 12963 

Арсений, вернувшись с тренировки по хоккею с шайбой, которая длилась 2 часа, думает, что бы такое съесть на обед. Используя данные таблиц ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Покроет ли калорийность обеда Арсения затраты на тренировку, если он съест сыр «Пармезан», гороховый суп, говядину, картофель «Ехидная картошка» и томатный сок?

3)  Приведите пример фермента, расщепляющего белки?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Наименование продукта

Калорийность (ккал)

Белки

Жиры

Углеводы

Кумыс

35

1,6

1,4

3,7

Кефир

59

2,9

3,5

4

Козье молоко

57

3

4,2

4,5

Киви

61

1,14

0,52

14,66

Сметана

293

2,3

30

3,1

Персик

44

0,9

0

10,4

Куриная грудка

263

14,7

15,7

15

Сыр пармезан

392

35,7

25,8

3,2

Томатный сок

17

0,7

0

4,2

Блины

227

6,4

9,7

28,3

Говядина

187

18,9

12,4

0

Салат «Морское ассорти»

200

54

1,6

5

Омлет

157

12,7

11,5

0,7

Грейпфрут

35

0,9

0

7,3

Макароны

371

13

1,5

74,6

Свинина мясная

355

14,6

33

0

Семга

153

20

8,1

0

Торт слоёный

542

8,5

37,7

42,2

Помело

38

0,7

0

9,6

Баранья отбивная

203

16,3

15,3

0

Суп гороховой

66

2,4

8,9

2,4

Шоколад молочный

547

6,9

35,7

52,4

Банан

89

1

0,3

22,8

Картофель «Ехидная картошка»

83

2

0,1

19,7

Ролл Киото

155

6,3

16

8,4

Ролл Окинава

139

4,8

18

5,8

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!