Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) моховик зеленый
Б) волчье лыко
В) березовая пяденица
Г) стрептомицет
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Растения
3) Животные
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см3).
Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?
1) В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.
2) С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.
3) Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.
4) Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.
5) После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.
Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Известно, что большой пестрый дятел — лесная птица, живущая на стволах деревьев и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.
1) Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12-13 дней.
3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями; два пальца ноги направлены вперед, а два — назад.
4) Дятел не любит соседства своих родичей.
5) Обычно селится в сухих борах, заболоченных ельниках, зарослях ольхи.
6) Длина тела дятла составляет 23-26 см, а масса — 70-100 г.
Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Биосинтез белка
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается
с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй — трансляция.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) иРНК
2) ДНК
3) транскрипция
4) мутация
5) ген
6) рибосома
7) комплекс Гольджи
8) фенотип
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело удлиненное торпедообразное
Б) большинство видов ведет донный образ жизни
В) питаются преимущественно донными моллюсками
Г) края грудных плавников срослись
с боками головы и туловища
Д) голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом
ЖИВОТНЫЕ
1) акулы
2) скаты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) берет начало в левом желудочке
Б) из сердца вытекает артериальная кровь
В) кровь обогащается углекислым газом
Г) кровь из сердца попадает в легочную артерию
Д) берет начало в правом желудочке
КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ
1) малый круг
2) большой круг
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность моллюсков и личинок поденок, если в течение нескольких лет шло увеличение детрита? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд поврежден на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Ученый изучал возможности продления срока хранения молока. Для этого он взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60-65 °C. Вторая — контрольная — нагреву не подвергалась. Обе колбы ученый оставил при комнатной температуре. В результате молоко, оставшееся свежим, свернулось раньше, чем то, которое нагревал ученый.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какая технология по продлению срока хранения продуктов была разработана на основе этого опыта?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:
предметы – из определенных деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более
сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т. е. организмы.
Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишенная хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять еще одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделенный от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишенная ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.
Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что является главным условием возникновения системы?
2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?
3) На примере строения цветка докажите, что это система.
На второй перемене в школьной столовой четвероклассник Николай на завтрак выбрал следующие блюда: молочную манную кашу, какао с молоком и сахаром и булочку. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.