СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814528   1.  Тип 1 № 14841

На графике изображена электрокардиограмма пациента.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

        2.  Тип 2 № 37219

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  серая жаба

Б)  трутовик окаймленный

В)  дуб черешчатый

Г)  холерный вибрион

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35159

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

        4.  Тип 4 № 14920

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растет с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

        5.  Тип 5 № 1920

Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Положите кусочек пленки в каплю воды на предметном стекле.

2)  С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной пленки пинцетом.

3)  Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4)  Накройте покровным стеклом.

5)  Очистите луковицу, разрежьте ее вдоль.

6)  Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

        6.  Тип 6 № 705

Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

 

1)  измерения

2)  описания

3)  сравнения

4)  эксперимента

        7.  Тип 7 № 2379

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

        8.  Тип 8 № 471

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
тРНК Перенос аминокислот к месту сборки
иРНК ...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  обеспечение клеток энергией

2)  образование рибосом в клетке

3)  перенос информации к рибосомам

4)  регуляция роста и деления клеток.

        9.  Тип 9 № 1113

Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  снижают интенсивность обмена веществ

2)  увеличивают содержание сахара в крови

3)  сужают сосуды кожи

4)  урежают дыхание

5)  учащают сердечные сокращения

6)  усиливают волнообразные движения кишечника

        10.  Тип 10 № 316

Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

 

Поглощенный ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам  — ___________ (Б)  — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев  — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) корень 2) ситовидная трубка 3) сосуд 4) стебель
5) транспирация 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 474

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

A)  жук-плавунец и малек рыбы

Б)  щука и карась

В)  человек и чесоточный зудень

Г)  лисица и мышь

Д)  свинья и свиной цепень

Е)  бактерия и бактериофаг

 

 

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

 

1)  паразит — хозяин

2)  хищник — жертва

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 2121

Верны ли суждения о строении плоских и круглых червей?

 

А.  Под кожей и мышцами плоских и круглых червей находится полость тела.

Б.  Кишечник у плоских и круглых червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце  — анальное.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 445

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35174

Под каким номером изображен глаз человека?

        15.  Тип 15 № 1903

Что из перечисленного регулируется щитовидной железой?

 

1)  менструальный цикл

2)  сердечная деятельность

3)  содержание сахара в крови

4)  водно-солевой обмен

        16.  Тип 16 № 35325

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

        17.  Тип 17 № 409

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

        18.  Тип 18 № 1919

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПАРЫ КОСТЕЙ

 

А)  плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги

Б)  подвздошная и седалищная кости таза

В)  височная и нижнечелюстная кости

Г)  3-й и 4-й позвонки

Д)  ребро и позвонок

Е)  плечевая и лопаточная кости

 

 

 

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

 

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 37236

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.

Список характеристик:

1.  продуцент

2.  листовой вредитель

3.  пищевой конкурент синицы

4.  консумент первого и второго порядков

5.  консумент третьего порядка

6.  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 37237

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 37238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лягушек Численность лисиц
        22.  Тип 22 № 14897

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

          23.  Тип 23 № 20964

Ученые изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?

          24.  Тип 24 № 1955

 

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 

Цветок представляет собой видоизмененный побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растет. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зеленые чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зерен.

Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?

2)  Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?

3)  Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?

          25.  Тип 25 № 256

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

 

Температура, °C Расстояние, км, при запасе воды
0 л 4 л 10 л
26 70 110 160
32 30 60 80
49 10 20 30

 

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника  — 10 л?

2)  Часто в пустыне путники находят водоемы с соленой водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

          26.  Тип 26 № 14870

Во вторник восьмиклассник Федор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Федора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 1»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814528

1.  Тип 1 № 14841

На графике изображена электрокардиограмма пациента.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2.  Тип 2 № 37219

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  серая жаба

Б)  трутовик окаймленный

В)  дуб черешчатый

Г)  холерный вибрион

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35159

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Земноводные

2)  тип Хордовые

3)  род Жабы

4)  царство Животные

5)  отряд Бесхвостые

4.  Тип 4 № 14920

Изучите график, отражающий зависимость роста длины крыльев у самок дрозофилы от температуры окружающей среды (по оси х  — отложена температура (в °С) окружающей среды во время развития, а по оси у  — длина крыльев (в мм)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Крылья мух растут вместе с увеличением размеров тела при росте температуры.

2)  Длина крыльев линейно растет с ростом температуры в диапазоне от 18 до 30 градусов.

3)  Максимальная длина крыльев  — 1,5 мм.

4)  При температуре ниже 18 градусов крылья у мух не изменяются.

5)  При температуре 30 градусов наблюдается резкий скачок роста длины крыльев.

5.  Тип 5 № 1920

Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Положите кусочек пленки в каплю воды на предметном стекле.

2)  С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной пленки пинцетом.

3)  Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4)  Накройте покровным стеклом.

5)  Очистите луковицу, разрежьте ее вдоль.

6)  Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

6.  Тип 6 № 705

Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

 

1)  измерения

2)  описания

3)  сравнения

4)  эксперимента

7.  Тип 7 № 2379

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.

3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).

4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.

6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

8.  Тип 8 № 471

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

тРНК

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

...

 

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  обеспечение клеток энергией

2)  образование рибосом в клетке

3)  перенос информации к рибосомам

4)  регуляция роста и деления клеток.

9.  Тип 9 № 1113

Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  снижают интенсивность обмена веществ

2)  увеличивают содержание сахара в крови

3)  сужают сосуды кожи

4)  урежают дыхание

5)  учащают сердечные сокращения

6)  усиливают волнообразные движения кишечника

10.  Тип 10 № 316

Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощенный ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам  — ___________ (Б)  — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев  — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень

2) ситовидная трубка

3) сосуд

4) стебель

5) транспирация

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 474

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМЫ

A)  жук-плавунец и малек рыбы

Б)  щука и карась

В)  человек и чесоточный зудень

Г)  лисица и мышь

Д)  свинья и свиной цепень

Е)  бактерия и бактериофаг

ТИП ОТНОШЕНИЙ

1)  паразит — хозяин

2)  хищник — жертва

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 2121

Верны ли суждения о строении плоских и круглых червей?

 

А.  Под кожей и мышцами плоских и круглых червей находится полость тела.

Б.  Кишечник у плоских и круглых червей сквозной: на переднем конце имеется ротовое отверстие, на заднем конце  — анальное.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 445

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35174

Под каким номером изображен глаз человека?

15.  Тип 15 № 1903

Что из перечисленного регулируется щитовидной железой?

 

1)  менструальный цикл

2)  сердечная деятельность

3)  содержание сахара в крови

4)  водно-солевой обмен

16.  Тип 16 № 35325

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  наружный слуховой проход

2)  барабанная перепонка

3)  слуховой нерв

4)  стремя

5)  полукружный канал

6)  улитка

17.  Тип 17 № 409

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18.  Тип 18 № 1919

Установите соответствие между перечисленными парами костей и типами сочленения костей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПАРЫ КОСТЕЙ

А)  плюсневая кость и 1-я фаланга пальца ноги

Б)  подвздошная и седалищная кости таза

В)  височная и нижнечелюстная кости

Г)  3-й и 4-й позвонки

Д)  ребро и позвонок

Е)  плечевая и лопаточная кости

ТИПЫ СОЧЛЕНЕНИЯ

1)  подвижное

2)  полуподвижное

3)  неподвижное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 37236

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.

Список характеристик:

1.  продуцент

2.  листовой вредитель

3.  пищевой конкурент синицы

4.  консумент первого и второго порядков

5.  консумент третьего порядка

6.  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 37237

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 37238

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лягушек

Численность лисиц

22.  Тип 22 № 14897

Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?

23.  Тип 23 № 20964

Ученые изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?

24.  Тип 24 № 1955

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

 

Цветок представляет собой видоизмененный побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растет. Цветоложе расположено на верхней расширенной части

цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зеленые чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждаятычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зерен.

Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?

2)  Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?

3)  Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата – по многу семян. С чем это связано?

25.  Тип 25 № 256

Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Расстояние, которое может пройти человек по пустыне

 

Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л

26

70

110

160

32

30

60

80

49

10

20

30

1)  Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26 °C, а запас воды у путника  — 10 л?

2)  Часто в пустыне путники находят водоемы с соленой водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?

26.  Тип 26 № 14870

Во вторник восьмиклассник Федор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2)  Какое еще количество жиров должно быть в пищевом рационе Федора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела  — 57 кг?

3)  Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!