СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
2. Тип 2 №Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) тритон гребенчатый
Б) стафилококк золотистый
В) ламинария японская
Г) масленок летний
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) род Пестрые дятлы
2) тип Хордовые
3) семейство Дятловые
4) вид Большой пестрый дятел
5) класс Птицы
4. Тип 4 №Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Чайник начинает кипеть через 6 минут.
2) Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.
3) После выключения чайника вода еще несколько минут сохраняет температуру.
4) В описанном случае вода закипает при 90 °C.
5) Вода достигает температуры в 40 °C на 3 минуте.
5. Тип 5 №Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнезд или ремонт ранее использованных
4) появление потомства и проявление заботы о нем
5) образование у яиц белочной и других оболочек
6. Тип 6 №Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) абстрагирование
7. Тип 7 №Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
8. Тип 8 №В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Ткань | Функция |
---|---|
… | проведение продуктов фотосинтеза |
механические | обеспечивают прочность |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды
4) основная
9. Тип 9 №Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан желтый
10. Тип 10 №Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Ламаркизм
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».
В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придается и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) стабилизирующий
2) движущий
3) наследство
4) упражнение
5) прогресс
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое
Б) веки несросшиеся, подвижные
В) веки срослись и стали прозрачными
Г) все представители не имеют конечностей
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,
спереди соединенным растяжимыми связками
ОРГАНИЗМЫ
1) ящерицы
2) змеи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 №Рассмотрите фотографию собаки породы далматин. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Под каким номером изображена вилочковая железа человека?
Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?
1) эпителиальной
2) поперечнополосатой
3) хрящевой
4) костной
16. Тип 16 №Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) пищевод
2) печень
3) толстая кишка
4) прямая кишка
5) поджелудочная железа
6) тонкая кишка
17. Тип 17 №Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание
2) письмо
3) мигание
4) ходьба
5) мышление
6) подводное плавание
18. Тип 18 №Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга
Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами
В) передает нервные импульсы к скелетной мышце
Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге
Д) передает нервные импульсы к железам
ТИП
1) двигательный
2) вставочный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пескаря.
1) насекомоядное животное
2) растительноядное животное
3) консумент второго порядка
4) консумент первого порядка
5) пресноводное животное
6) детритофаг
20. Тип 20 №Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мотыль, начиная с детрита. В ответе запишите последовательность букв.
→ | → | → |
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность фитопланктона и карасей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зоопланктона? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) не изменится
2) увеличится
3) уменьшится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность фитопланктона | Численность карасей |
---|---|
Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.
Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.
Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?
24. Тип 24 №КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлиненное тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надежную маскировку. Они ловко маскируются: зеленый – в зеленой траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим теплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издает свой, только ему присущий звук. Многие ученые могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Ученые даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.
Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
2) Кто из кузнечиков издает «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
25. Тип 25 №Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции | |
---|---|---|---|---|
живых к началу возраста | погибших в данном возрасте | |||
0 | 1000 | 850 | 85 | 0,50 |
2 | 112 | 31 | 28 | 0,46 |
4 | 57 | 18 | 32 | 0,32 |
6 | 26 | 9 | 35 | 0,23 |
8 | 11 | 4 | 35 | 0,27 |
10 | 5 | 2 | 35 | 0,20 |
12 | 2 | 1 | 50 | 0 |
13 | 1 | 1 | 100 | 0 |
1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются оседлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.
26. Тип 26 №В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание белков в школьном обеде?
2) Какое еще количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет |
Белки,
г/кг |
Жиры,
г/кг |
Углеводы, г | Энергетическая
потребность, ккал |
---|---|---|---|---|
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая
ценность, ккал |
---|---|---|---|---|
Борщ из свежей
капусты с картофелем (1 порция) |
1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный
с макаронными изделиями (1 порция) |
8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки
(1 штука) |
8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная
рубленная (1 штука) |
9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного
риса (1 порция) |
4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных
макарон (1 порция) |
5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром –
2 чайные ложки (1 стакан) |
0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный
(1 кусок) |
2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной
(1 кусок) |
3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3814537
1. Тип 1 № 12158
Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
2. Тип 2 № 35149
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) тритон гребенчатый
Б) стафилококк золотистый
В) ламинария японская
Г) масленок летний
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Растения
3) Грибы
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3. Тип 3 № 35170
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) род Пестрые дятлы
2) тип Хордовые
3) семейство Дятловые
4) вид Большой пестрый дятел
5) класс Птицы
4. Тип 4 № 12468
Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Чайник начинает кипеть через 6 минут.
2) Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.
3) После выключения чайника вода еще несколько минут сохраняет температуру.
4) В описанном случае вода закипает при 90 °C.
5) Вода достигает температуры в 40 °C на 3 минуте.
5. Тип 5 № 603
Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнезд или ремонт ранее использованных
4) появление потомства и проявление заботы о нем
5) образование у яиц белочной и других оболочек
6. Тип 6 № 1281
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) абстрагирование
7. Тип 7 № 1982
Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
8. Тип 8 № 14888
В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Ткань | Функция |
---|---|
… | проведение продуктов фотосинтеза |
механические | обеспечивают прочность |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды
4) основная
9. Тип 9 № 14891
Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан желтый
10. Тип 10 № 1504
Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Ламаркизм
Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».
В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придается и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) стабилизирующий
2) движущий
3) наследство
4) упражнение
5) прогресс
6) Ламарк
7) Линней
8) Дарвин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
11. Тип 11 № 794
Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое
Б) веки несросшиеся, подвижные
В) веки срослись и стали прозрачными
Г) все представители не имеют конечностей
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,
спереди соединенным растяжимыми связками
ОРГАНИЗМЫ
1) ящерицы
2) змеи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
12. Тип 12 № 216
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.
Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 381
Рассмотрите фотографию собаки породы далматин. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
14. Тип 14 № 35183
Под каким номером изображена вилочковая железа человека?
15. Тип 15 № 297
Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?
1) эпителиальной
2) поперечнополосатой
3) хрящевой
4) костной
16. Тип 16 № 35308
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) пищевод
2) печень
3) толстая кишка
4) прямая кишка
5) поджелудочная железа
6) тонкая кишка
17. Тип 17 № 825
Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание
2) письмо
3) мигание
4) ходьба
5) мышление
6) подводное плавание
18. Тип 18 № 20806
Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга
Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами
В) передает нервные импульсы к скелетной мышце
Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге
Д) передает нервные импульсы к железам
ТИП
1) двигательный
2) вставочный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
19. Тип 19 № 35263
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пескаря.
1) насекомоядное животное
2) растительноядное животное
3) консумент второго порядка
4) консумент первого порядка
5) пресноводное животное
6) детритофаг
20. Тип 20 № 35213
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мотыль, начиная с детрита. В ответе запишите последовательность букв.
→ | → | → |
21. Тип 21 № 35273
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность фитопланктона и карасей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зоопланктона? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) не изменится
2) увеличится
3) уменьшится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность фитопланктона | Численность карасей |
---|---|
|
|
22. Тип 22 № 12249
Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.
23. Тип 23 № 20992
Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.
Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?
24. Тип 24 № 351
КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлиненное тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.
У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.
Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надежную маскировку. Они ловко маскируются: зеленый – в зеленой траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.
Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим теплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.
Каждый вид кузнечиков издает свой, только ему присущий звук. Многие ученые могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Ученые даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.
Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.
Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
2) Кто из кузнечиков издает «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
3) К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
25. Тип 25 № 2261
Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.
«Выживание куропаток»
(по Швердпфегеру, с упрощениями)
Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции | |
---|---|---|---|---|
живых к началу возраста | погибших в данном возрасте | |||
0 | 1000 | 850 | 85 | 0,50 |
2 | 112 | 31 | 28 | 0,46 |
4 | 57 | 18 | 32 | 0,32 |
6 | 26 | 9 | 35 | 0,23 |
8 | 11 | 4 | 35 | 0,27 |
10 | 5 | 2 | 35 | 0,20 |
12 | 2 | 1 | 50 | 0 |
13 | 1 | 1 | 100 | 0 |
1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются оседлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.
26. Тип 26 № 14930
В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание белков в школьном обеде?
2) Какое еще количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
---|---|---|---|---|
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
---|---|---|---|---|
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
© 2025, Петриашвили Ирина Николаевна 347 0