СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 10

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814537   1.  Тип 1 № 12158

Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?

        2.  Тип 2 № 35149

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  масленок летний

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35170

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Пестрые дятлы

2)  тип Хордовые

3)  семейство Дятловые

4)  вид Большой пестрый дятел

5)  класс Птицы

        4.  Тип 4 № 12468

Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х  — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Чайник начинает кипеть через 6 минут.

2)  Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.

3)  После выключения чайника вода еще несколько минут сохраняет температуру.

4)  В описанном случае вода закипает при 90 °C.

5)  Вода достигает температуры в 40 °C на 3 минуте.

        5.  Тип 5 № 603

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  откладка яиц и их насиживание самками

2)  оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов

3)  постройка гнезд или ремонт ранее использованных

4)  появление потомства и проявление заботы о нем

5)  образование у яиц белочной и других оболочек

        6.  Тип 6 № 1281

Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

 

1)  моделирование

2)  измерение

3)  эксперимент

4)  абстрагирование

        7.  Тип 7 № 1982

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

        8.  Тип 8 № 14888

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

 

Ткань Функция
проведение продуктов фотосинтеза
механические обеспечивают прочность

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ситовидные трубки

2)  камбий

3)  сосуды

4)  основная

        9.  Тип 9 № 14891

Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  мак полевой

2)  клевер красный

3)  ландыш майский

4)  нарцисс обыкновенный

5)  одуванчик обыкновенный

6)  тюльпан желтый

        10.  Тип 10 № 1504

Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Ламаркизм

 

Ламаркизм  — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».

В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX  — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придается и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  стабилизирующий

2)  движущий

3)  наследство

4)  упражнение

5)  прогресс

6)  Ламарк

7)  Линней

8)  Дарвин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 794

Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  тело с широко расставленными ногами, редко безногое

Б)  веки несросшиеся, подвижные

В)  веки срослись и стали прозрачными

Г)  все представители не имеют конечностей

Д)  могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,

спереди соединенным растяжимыми связками

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

1)  ящерицы

2)  змеи

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 216

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

Б.  Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 381

Рассмотрите фотографию собаки породы далматин. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

        15.  Тип 15 № 297

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?

 

1)  эпителиальной

2)  поперечнополосатой

3)  хрящевой

4)  костной

        16.  Тип 16 № 35308

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1)  пищевод

2)  печень

3)  толстая кишка

4)  прямая кишка

5)  поджелудочная железа

6)  тонкая кишка

        17.  Тип 17 № 825

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

        18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д

        19.  Тип 19 № 35263

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пескаря.

 

1)  насекомоядное животное

2)  растительноядное животное

3)  консумент второго порядка

4)  консумент первого порядка

5)  пресноводное животное

6)  детритофаг

        20.  Тип 20 № 35213

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мотыль, начиная с детрита. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35273

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность фитопланктона и карасей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зоопланктона? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность фитопланктона Численность карасей
        22.  Тип 22 № 12249

Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.

          23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

          24.  Тип 24 № 351

 

КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ

 

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлиненное тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.

 

У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.

 

Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надежную маскировку. Они ловко маскируются: зеленый – в зеленой траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.

 

Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим теплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.

 

Каждый вид кузнечиков издает свой, только ему присущий звук. Многие ученые могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Ученые даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.

 

Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.

Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

2)  Кто из кузнечиков издает «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

3)  К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?

          25.  Тип 25 № 2261

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

 

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

 

 

Возраст, годы Количество особей Смертность, % Доля самок в популяции
живых к началу возраста погибших в данном возрасте
0 1000 850 85 0,50
2 112 31 28 0,46
4 57 18 32 0,32
6 26 9 35 0,23
8 11 4 35 0,27
10 5 2 35 0,20
12 2 1 50 0
13 1 1 100 0

 

1)  Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2)  Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются оседлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

          26.  Тип 26 № 14930

В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1)  Каково содержание белков в школьном обеде?

2)  Какое еще количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?

3)  Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 10»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814537

1.  Тип 1 № 12158

Рассмотрите рисунок, на котором изображен заяц-беляк в разные времена года.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?

2.  Тип 2 № 35149

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  тритон гребенчатый

Б)  стафилококк золотистый

В)  ламинария японская

Г)  масленок летний

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35170

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Пестрые дятлы

2)  тип Хордовые

3)  семейство Дятловые

4)  вид Большой пестрый дятел

5)  класс Птицы

4.  Тип 4 № 12468

Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры воду от времени кипячения в электрическом чайнике (по оси у отложена температура воды (в °С), а по оси х  — время кипячения (в мин)) в условиях высокогорья. Чайник выключается после закипания.После закипания воды чайник автоматически отключается.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Чайник начинает кипеть через 6 минут.

2)  Температура воды в чайнике равномерно поднимается до температуры кипения.

3)  После выключения чайника вода еще несколько минут сохраняет температуру.

4)  В описанном случае вода закипает при 90 °C.

5)  Вода достигает температуры в 40 °C на 3 минуте.

5.  Тип 5 № 603

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  откладка яиц и их насиживание самками

2)  оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов

3)  постройка гнезд или ремонт ранее использованных

4)  появление потомства и проявление заботы о нем

5)  образование у яиц белочной и других оболочек

6.  Тип 6 № 1281

Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

 

1)  моделирование

2)  измерение

3)  эксперимент

4)  абстрагирование

7.  Тип 7 № 1982

Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

2)  В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

3)  К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

4)  Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.

5)  У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

6)  К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции  — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

8.  Тип 8 № 14888

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

Ткань

Функция

проведение продуктов фотосинтеза

механические

обеспечивают прочность

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ситовидные трубки

2)  камбий

3)  сосуды

4)  основная

9.  Тип 9 № 14891

Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  мак полевой

2)  клевер красный

3)  ландыш майский

4)  нарцисс обыкновенный

5)  одуванчик обыкновенный

6)  тюльпан желтый

10.  Тип 10 № 1504

Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Ламаркизм

Ламаркизм  — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».

В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX  — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придается и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  стабилизирующий

2)  движущий

3)  наследство

4)  упражнение

5)  прогресс

6)  Ламарк

7)  Линней

8)  Дарвин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 794

Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  тело с широко расставленными ногами, редко безногое

Б)  веки несросшиеся, подвижные

В)  веки срослись и стали прозрачными

Г)  все представители не имеют конечностей

Д)  могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,

спереди соединенным растяжимыми связками

ОРГАНИЗМЫ

1)  ящерицы

2)  змеи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 216

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ.

Б.  Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 381

Рассмотрите фотографию собаки породы далматин. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

15.  Тип 15 № 297

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде минерализованных пластинок?

 

1)  эпителиальной

2)  поперечнополосатой

3)  хрящевой

4)  костной

16.  Тип 16 № 35308

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1)  пищевод

2)  печень

3)  толстая кишка

4)  прямая кишка

5)  поджелудочная железа

6)  тонкая кишка

17.  Тип 17 № 825

Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  чихание

2)  письмо

3)  мигание

4)  ходьба

5)  мышление

6)  подводное плавание

18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

ТИП

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35263

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пескаря.

 

1)  насекомоядное животное

2)  растительноядное животное

3)  консумент второго порядка

4)  консумент первого порядка

5)  пресноводное животное

6)  детритофаг

20.  Тип 20 № 35213

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мотыль, начиная с детрита. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35273

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность фитопланктона и карасей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности зоопланктона? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность фитопланктона

Численность карасей

22.  Тип 22 № 12249

Рассмотрите схему. Согласно ей, основным запасным питательным веществом, образующимся в листьях, является крахмал. Укажите, в каких частях семени будут накапливаться в качестве запасных питательных веществ белки и жиры (масла). Укажите две позиции.

23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

24.  Тип 24 № 351

КУЗНЕЧИК ПЕВЧИЙ

 

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлиненное тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают.

 

У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях.

 

Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надежную маскировку. Они ловко маскируются: зеленый – в зеленой траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика.

 

Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим теплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев.

 

Каждый вид кузнечиков издает свой, только ему присущий звук. Многие ученые могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Ученые даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение.

 

Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.

Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

2)  Кто из кузнечиков издает «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

3)  К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?

25.  Тип 25 № 2261

Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.

«Выживание куропаток»

(по Швердпфегеру, с упрощениями)

Возраст, годы

Количество особей

Смертность, %

Доля самок в популяции

живых к началу возраста

погибших в данном возрасте

0

1000

850

85

0,50

2

112

31

28

0,46

4

57

18

32

0,32

6

26

9

35

0,23

8

11

4

35

0,27

10

5

2

35

0,20

12

2

1

50

0

13

1

1

100

0

 

1)  Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?

2)  Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются оседлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.

26.  Тип 26 № 14930

В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1)  Каково содержание белков в школьном обеде?

2)  Какое еще количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?

3)  Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс