СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3814531   1.  Тип 1 № 12169

На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путем продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

        2.  Тип 2 № 35133

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  рядовка фиолетовая

Б)  стафилококк золотистый

В)  химера европейская

Г)  улотрикс опоясанный

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35154

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

        4.  Тип 4 № 12477

Изучите график зависимости влажности воздуха (отложено по оси у в у.ед.) от температуры (отложено по оси х в °С)

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При отрицательных температурах влажность воздуха понижается.

2)  Влажность повышается скачкообразно.

3)  При температуре 30 °C влажность воздуха равна 30 у.ед.

4)  После достижения 30 °C значения влажности перестают меняться.

5)  Влажность меняется обратно пропорционально температуре.

        5.  Тип 5 № 59

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землей.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

        6.  Тип 6 № 1381

Что из приведенного можно изучать с помощью наблюдения?

 

1)  зависимость скорости реакции от температуры

2)  тонкую структуру органоидов клетки

3)  половое поведение земноводных

4)  эволюцию млекопитающих

        7.  Тип 7 № 14922

Известно, что малый прудовик  — брюхоногий моллюск, обитающий в пресных водоемах и питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Передвигается с помощью подошвы.

2)  Периодически поднимается из толщи к поверхности воды.

3)  Потребляет как живые растения, так и растительный детрит.

4)  Служит одним из объектов питания чаек.

5)  Является промежуточным хозяином печеночного сосальщика.

6)  Откладывает большое количество яиц, заключенных в прозрачные слизистые кладки вытянутой формы.

        8.  Тип 8 № 663

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
Капсула нефрона ...
Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  фильтрация крови

2)  перенос генетической информации

3)  газообмен

4)  образование АТФ

        9.  Тип 9 № 1436

Какие из перечисленных органов растений являются видоизмененными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клубенек гороха

2)  корнеплод моркови

3)  кочан капусты

4)  клубень картофеля

5)  луковица тюльпана

6)  микориза березы

        10.  Тип 10 № 1440

Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Дождевой червь

 

Дождевые черви  — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  круглые

2)  кольчатые

3)  узел

4)  перемычка

5)  поясок

6)  незамкнутый

7)  замкнутый

8)  гермафродит

9)  раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 442

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

 

A)  вирус гепатита

Б)  химический состав почвы

В)  длина светового дня

Г)  пыльца растений

Д)  смерч

 

 

 

ГРУППА

 

1)  абиотический фактор

2)  биотический фактор

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 2990

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А.  Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б.  Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.

    1) 

верно только А

    2) 

верно только Б

    3) 

верны оба суждения

    4) 

оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 349

Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35174

Под каким номером изображен глаз человека?

        15.  Тип 15 № 494

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1)  угнетение дыхательного центра

2)  возбуждение дыхательного центра

3)  раздражение дыхательных путей

4)  сужение капилляров легочных пузырьков

        16.  Тип 16 № 35321

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гипоталамус

2)  тимус

3)  гипофиз

4)  поджелудочная железа

5)  надпочечники

6)  щитовидная железа

        17.  Тип 17 № 38966

Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  потовые железы

2)  сальные железы

3)  кровеносные сосуды кожи

4)  вены малого круга кровообращения

5)  мышцы стенок кишечника

6)  подкожная жировая клетчатка

        18.  Тип 18 № 282

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

 

 

 

СЛОЙ КОЖИ

 

1)  эпидермис

2)  дерма

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35224

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит

        20.  Тип 20 № 35204

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35244

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности
        22.  Тип 22 № 19539

Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображен глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображенного на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

          23.  Тип 23 № 20968

Ученые изучали тип питания эвглены зеленой. Наблюдая за эвгленами ученые установили у них наличие зеленых пластид. В ходе эксперимента культуру эвглен поместили на длительное время в темноту. Через некоторое время обнаружилось, что эвглены живы, но утратили зеленую окраску.

Какой вывод можно сделать о питании эвглены из этого исследования? За счет какого вещества эвглена на свету имела зеленую окраску?

          24.  Тип 24 № 2052

 

СЕМЯ

 

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизмененные покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счет дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; пленчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нем различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворенной центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм еще в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

 

1)  Каковы функции семенной кожуры?

2)  Чем образована обязательная часть семени?

3)  Назовите обязательные условия прорастания семян.

          25.  Тип 25 № 992

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

 

 

Названия рыб % белков % жиров Калорий в 100 г
Вобла 18 2,8 95
Окунь 17 0,6 73
Карась 17 0,5 74
Шпрот 17 7,6 136
Лосось 24 12 200
Стерлядь 17 6 116
Карп 20 1,5 94

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведет малоподвижный образ жизни?

3)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

          26.  Тип 26 № 14754

В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?

2)  Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?

3)  Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая

потребность, ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

 

 

Блюда Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8 4,0 11,6 92,3
Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3 11.3 25,8 233,8
Мясные биточки

(1 штука)

8,0 21,0 9,3 266,6
Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2 9,9 6.5 155,6
Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8 1,2 53,0 245,2
Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4 4,3 38,7 218,9
Кисель (1 стакан) 0 0 19,6 80
Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0 0 14,0 68,0
Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0 0,6 7,2 64,2
Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9 0,4 28,2 135,7
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 4»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3814531

1.  Тип 1 № 12169

На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путем продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

2.  Тип 2 № 35133

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  рядовка фиолетовая

Б)  стафилококк золотистый

В)  химера европейская

Г)  улотрикс опоясанный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35154

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

4.  Тип 4 № 12477

Изучите график зависимости влажности воздуха (отложено по оси у в у.ед.) от температуры (отложено по оси х в °С)

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При отрицательных температурах влажность воздуха понижается.

2)  Влажность повышается скачкообразно.

3)  При температуре 30 °C влажность воздуха равна 30 у.ед.

4)  После достижения 30 °C значения влажности перестают меняться.

5)  Влажность меняется обратно пропорционально температуре.

5.  Тип 5 № 59

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3)  Присыпьте побег землей.

4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

6.  Тип 6 № 1381

Что из приведенного можно изучать с помощью наблюдения?

 

1)  зависимость скорости реакции от температуры

2)  тонкую структуру органоидов клетки

3)  половое поведение земноводных

4)  эволюцию млекопитающих

7.  Тип 7 № 14922

Известно, что малый прудовик  — брюхоногий моллюск, обитающий в пресных водоемах и питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Передвигается с помощью подошвы.

2)  Периодически поднимается из толщи к поверхности воды.

3)  Потребляет как живые растения, так и растительный детрит.

4)  Служит одним из объектов питания чаек.

5)  Является промежуточным хозяином печеночного сосальщика.

6)  Откладывает большое количество яиц, заключенных в прозрачные слизистые кладки вытянутой формы.

8.  Тип 8 № 663

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

Капсула нефрона

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  фильтрация крови

2)  перенос генетической информации

3)  газообмен

4)  образование АТФ

9.  Тип 9 № 1436

Какие из перечисленных органов растений являются видоизмененными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клубенек гороха

2)  корнеплод моркови

3)  кочан капусты

4)  клубень картофеля

5)  луковица тюльпана

6)  микориза березы

10.  Тип 10 № 1440

Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Дождевой червь

Дождевые черви  — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  круглые

2)  кольчатые

3)  узел

4)  перемычка

5)  поясок

6)  незамкнутый

7)  замкнутый

8)  гермафродит

9)  раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 442

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

A)  вирус гепатита

Б)  химический состав почвы

В)  длина светового дня

Г)  пыльца растений

Д)  смерч

ГРУППА

1)  абиотический фактор

2)  биотический фактор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 2990

Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека?

А.  Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ − ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь.

Б.  Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 349

Рассмотрите фотографию листа смородины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35174

Под каким номером изображен глаз человека?

15.  Тип 15 № 494

Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация углекислого газа?

 

1)  угнетение дыхательного центра

2)  возбуждение дыхательного центра

3)  раздражение дыхательных путей

4)  сужение капилляров легочных пузырьков

16.  Тип 16 № 35321

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение эндокринной системы человека», указывающие только на железы внутренней секреции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гипоталамус

2)  тимус

3)  гипофиз

4)  поджелудочная железа

5)  надпочечники

6)  щитовидная железа

17.  Тип 17 № 38966

Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  потовые железы

2)  сальные железы

3)  кровеносные сосуды кожи

4)  вены малого круга кровообращения

5)  мышцы стенок кишечника

6)  подкожная жировая клетчатка

18.  Тип 18 № 282

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  расположены рецепторы

Б)  расположены сальные и потовые железы

В)  при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин

Г)  клетки постоянно слущиваются и обновляются

Д)  слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами

СЛОЙ КОЖИ

1)  эпидермис

2)  дерма

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35224

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35204

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35244

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности

22.  Тип 22 № 19539

Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображен глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображенного на рисунке 3? Какое изменение в работе органов кровеносной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

23.  Тип 23 № 20968

Ученые изучали тип питания эвглены зеленой. Наблюдая за эвгленами ученые установили у них наличие зеленых пластид. В ходе эксперимента культуру эвглен поместили на длительное время в темноту. Через некоторое время обнаружилось, что эвглены живы, но утратили зеленую окраску.

Какой вывод можно сделать о питании эвглены из этого исследования? За счет какого вещества эвглена на свету имела зеленую окраску?

24.  Тип 24 № 2052

СЕМЯ

 

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизмененные покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счет дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; пленчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нем различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворенной центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм еще в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

 

1)  Каковы функции семенной кожуры?

2)  Чем образована обязательная часть семени?

3)  Назовите обязательные условия прорастания семян.

25.  Тип 25 № 992

→Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 г

Вобла

18

2,8

95

Окунь

17

0,6

73

Карась

17

0,5

74

Шпрот

17

7,6

136

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

 

1)  В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?

2)  Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведет малоподвижный образ жизни?

3)  У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?

26.  Тип 26 № 14754

В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?

2)  Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?

3)  Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс