Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) спорынья обыкновенная
Б) сальмонелла энтерика
В) вьюрок канареечный
Г) хохлатка желтая
ЦАРСТВА
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Какие из приведенных признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В теплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит
2) раздельнополый организм
3) почка
4) зигота
5) бесполый
6) спора
7) стрекательная клетка
8) половая клетка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) сердце двухкамерное
Б) дыхание легочное
В) для размножения не требуется вода
Г) тело покрыто чешуей
Д) есть боковая линия
Е) два круга кровообращения
ЖИВОТНОЕ
1) окунь
2) крокодил
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.
А. Форма клеток:
Б. Окраска по Граму:
1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)
2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мертвых клеток)
В. По связи клеток друг с другом:
1. одиночные
2. колониальные
Г. По наличию жгутиков:
1. без жгутиков
2. с одним жгутиком
3. с двумя и более жгутиками
Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведенным выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ
А) выполняет питательную функцию
Б) воспринимает раздражения
В) составляет основную массу нервной ткани
Г) состоит из тела и отростков
Д) превращает раздражения в нервные импульсы
Е) проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам
ТИП КЛЕТКИ
1) нейрон
2) клетка − спутник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло увеличение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведенная на рисунке конструкция? Что было открыто Р. Гуком с помощью данного прибора?
Ученый изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон черным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки ученый срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист ученый нанес слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела темно-синий цвет.
Почему часть листа, незакрытая картоном, окрасилась в темно-синий цвет при действии на лист раствором йода? В результате какого процесса в листьях образуется крахмал?
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввел в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Ученый выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определенные отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Ее можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет черную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – черного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведет к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряженность конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чем особенность внутривидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?
Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растении
Вид
Площадь поверхности листа, см2
Число устьиц в 1 см2
верхняя сторона
листа
нижняя сторона
листа
Капуста
—
14 100
22 600
Кукуруза
600–1350
5200
6800
Овес
12–15
2500
2300
Картофель
—
5100
16 100
Яблоня
18
—
29 400
Фасоль
49
4000
28 100
Пшеница
13–15
3300
1400
Подсолнечник
38
175
325
*Прочерк означает отсутствие данных.
1) Для какого растения из числа приведенных характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
На обеде в школьной столовой Василиса съела котлету мясную рубленную, гарнир из отварного риса, 2 куска пшеничного хлеба и выпила чай с сахаром.
1) Каково количество углеводов в школьном обеде Василисы?
2) Какое еще количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если ее возраст 12 лет, а вес 40 кг?
3) Как называется вещество желудка, участвующее в переваривании пищи?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Суточные нормы питания и энергетическая потребность