СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по Теме: "Россия в 16-19веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для самостоятельной работы студентов

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по Теме: "Россия в 16-19веках"»

  1. Сравните точки зрения разных историков на начальный этап русской истории. Какая из них вам ближе и почему? Что можно сказать об исторических взглядах летописца?

Ответ: В конце 19 –начале 20 века норманнскую теорию поддерживали большинство учёных, в том числе и русских. Принимали её Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв. Уже к сороковым годам позиции русских учёных сформулировал М.И. Артамонов: « варяги рано проникли на Русь, но они стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности, они лишь влились в местный процесс образования государства».

Считаю, данное мнение наиболее правильным, в отличии от мнения многих современных историков, которые утверждают, что восточные сами по себе были «ущербные» и только скандинавы, чьи стоянки были найдены на территории славян научили их хозяйствовать и управлять государством и т.д.

М. И. Артамонов имел широкий круг научных интересов, охватывавший период от ранней бронзы до Средневековья, причём все направления осваивались параллельно. Наиболее выдающимся стал его вклад в разработку раннесредневековой истории степей Восточной Европы: проблем политогенеза кочевых обществ, оседания кочевников. Центральное место в этих исследованиях занимала история хазар. Данное направление исследователь разработал самостоятельно, причём как в аспекте материальной культуры, где он был абсолютным первопроходцем, так и в области письменной истории. Проведя археологические исследования и изучив огромный массив источников и литературы, Артамонов создал первый в мире системный обзор истории Хазарского каганата. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времён до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария (правители которой исповедовали иудаизм) сыграла важную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья. В послевоенные годы во время кампании по борьбе с «космополитизмом» взгляды Артамонова подверглись критике со стороны советского руководства и ряда археологов, в частности Б. А. Рыбакова. Издать в полном объёме монографию «История хазар» стало возможным только в 1962 году. После этого с тенденцией гиперкритицизма в хазароведении было покончено, и это направление стало плодотворно разрабатываться советской наукой.Не меньше сил учёный отдал возрождению другой дискриминируемой дисциплины — скифологии. Данная тема, практически полностью свёрнутая в первые десятилетия советской власти, благодаря Артамонову превратилась в одну из ведущих отраслей советской археологии.Третьей крупной областью интересов Артамонова были славяно-русские древности: вопросы этногенеза и расселения славян, древнерусское искусство. Построения Артамонова отличались неприятием многих господствующих догм. Этой проблематике была посвящена его предсмертная статья «Первые страницы русской истории в археологическом освещении», из-за смелости выводов опубликованная только в 1990 году.

2. Почему Иван 4 от реформ 1550-х годов перешёл к опричнине? Выскажите своё отношение к выводу В.Б. Кобрина: «Ускоренный путь централизации в условиях России 16 века был возможен только при использовании террора», «Острие опричного террора было направлено вовсе не только и даже не главным образом против боярства»

Ответ: Введение опричнины иногда связывают с чертами характера первого русского царя – жестокостью, подозрительностью, страхом перед мнимыми заговорами. В.Б. Кобрин усматривает во введении опричнины объективные причины. Она отражает политику Ивана Грозного, направленную на усиление центральной власти, борьбу с теми, кто препятствовал этому усилению – боярами, церковной верхушкой, защитниками самостоятельности недавно присоединённых регионов. (Новгород и др.) Опричнина нанесла удар и по всему служилому сословию, то есть дворянству. Она сделала дворян в России более зависимыми от государственной власти, чем в большинстве других европейских. Централизация в странах Западной Европы так же сопровождалась усилением зависимости дворян от власти. Но они сохранили немало прав и привилегий. Ещё больше свобод, вплоть до права выбора главы государства, оказалось у дворян в странах Восточной Европы, например в Речи Посполитой. В 16- начале 17 века Речь Посполитая достигла расцвета, став региональной сверхдержавой, но расцвет этот был не долгим, а её поглощение соседями задержалось более чем на 100 лет лишь благодаря разногласиям между этими соседями. Такая участь могла грозить и России, если бы Иван 4 не способствовал её продвижению по иному пути.

  1. Обратите внимание на внешний вид опричника и то, каким он виделся населению. Что символизирует одеяние опричника? Почему на миниатюре он изображён в виде черта?

Ответ: В период опричнины Грозный добился резкого усиления своей власти. Но это было достигнуто огромной ценой. Страна была разорена опричниками, ливонской войной, набегами татар. Несмотря на официальную отмену опричнины, массовые казни продолжались. Это всё и воплотилось в образ опричника в виде черта. Люди относились к ним как к убийцам. Одевались опричники в чёрные одежды как монахи и тем самым наводили ужас на окружающих. К лошадям они привязывали собачьи головы, а к хвостам лошадей мётлы. Это означало, что они преданы царю как собаки и готовы вымести всякую нечисть из государства, тех, кто идёт против царя.

4. Екатерина 2 снискала различные оценки у современников и историков. Какая из них кажется вам наиболее оправданной?

Ответ: По мнению Карамзина, Екатерина II— сделала многое: «очистила самодержавие от примеси тиранства»; смягчила самодержавие, не утратив ее силы; не вмешивалась в войны, бесполезные для России; возвысила нравственную цену человека в своей державе; привела в соответствие со временем внутреннюю структуру государственного здания, сохранив его жизнеспособность; добилась того, что Россия с честью и славой занимала одно из первых мест в государственной европейской системе.



В то же время Карамзин не обходит вниманием и слабые стороны ее правления. Характерной особенностью государственных учреждений при Екатерине II было наличие внешних форм при отсутствии основательности. Законодательство носило характер умозрительного совершенства. Она «хотела совершенства в законах, не думая о их пользе». «Екатерина дала суды, не образовав судей; дала правила без средств исполнения. Многие вредные следствия петровской системы также яснее открылись при сей государыне; чужеземцы овладели воспитанием, двор забыл язык русский; роскошь, расточительство, бесчестье двора свидетельствовало об отсутствии твердых правил нравственности в гражданской жизни, и это все сочеталось с величием монархии, прекрасным войском и флотом, умными министрами, высшими учебными заведениями, народными школами». Тем не менее, сравнивая эпохи царствований в Российской империи, Карамзин приходит к выводу, что «время Екатерины было счастливейшее для гражданина российского, едва ли не всякий из нас пожелал жить тогда, а не в иное время».



5. Заполните таблицу, определив позиции различных течений общественной и государственной мысли 1830-1850г.г.по основным вопросам развития России.

Ответ:

Основные вопросы

Консервативное направление (Уваров)

Чаадаев

Славянофилы (Аксаков, Хомяков)

Западники (Кавелин и др.)

Революционеры-демократы (Герцен, Огарёв)

Взгляд на российскую действительность

Российская империя, имеющая обширную сухопутную границу с государствами Азиатского региона, как никакая другая страна должна иметь серьезную политическую заинтересованность в исследовании Востока. Однако, несмотря на всю очевидность этого, среди всех европейских государств именно в России, по словам С.С. Уварова, «меньше всего уделяют внимания изучению Азии».

Россия, считает он, не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни другого. «Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, – отмечает Чаадаев, – прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи только в готовом виде... Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов... пробел в порядке разумения... Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Основной причиной отсталости России, её отрыва от истории, от достижений западных народов Чаадаев считает православие: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии». И, наоборот, духовные и материальные достижения Европы, по Чаадаеву, стали возможными благодаря католицизму, которому свойственны «животворный принцип единства», организующее начало и социальность.

Преобразования Петра 1 отклонили Россию от русских традиций.

По их мнению, Россия представляла ужасное зрелище.

В правления Николая I, имело место «сужение всякой гражданственности в России, все для государства, то есть для престола, ничего для людей. Николай с первого дня своего воцарения объявляет войну всякому образованию, всякому свободному стремлению. Он подогревает вялое православие, гонит Униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за ее политическое развитие, открывает мощи, которым Петр запретил являться, и смело ставит на своем знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность!

Что самое ценное в русском обществе

православие являет собой национальный русский тип религиозной веры, точно же так, как самодержавие — национальный тип русской власти, и выступает лишь условием исторического бытия народа. Именно последнее обстоятельство, иначе говоря, народность приводит, согласно убеждению министра, в движение "государственный состав", заключает в себе источники непрерывного развития государства, сохраняет в неизменности "главные черты" его неповторимого облика.

Для преодоления отсталости России, полагал Чаадаев, необходимо не просто слепо и поверхностно усвоить западные формы, но, впитав в кровь и плоть социальную идею католицизма, в ускоренном ритме от начала пройти все ступени европейской цивилизации.

Главные особенности усматривались в крестьянской общине

крестьянская община выступает как хранилище народных сил

Русская крестьянская община – есть зародыш социализма

Перспективы развития России, кто будет играть главную роль в будущем России.

Помимо собственно политических целей «азиатские исследования» должны способствовать сближению и взаимообогащению восточной и западной цивилизаций

Чаадаев высказал и иную, более оптимистическую точку зрения относительно будущего России и её места в мировой цивилизации. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех последующих философских и идейно-политических исканий русских мыслителей. Утверждению о том, что Россия обречена повторять путь, пройденный другими странами, Чаадаев противопоставил следующее суждение: «Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия... Более того, у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблемы социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

Россия должна идти по своему исторически сложившемуся пути. Император должен править, согласуя свои действия с мнением народа

, под которым они понимали крестьян

Славянский мир должен стоять рядом с западноевропейским и «дружно» идти по дороге общей всем человеческим племенам, сохраняя свои особенности. Важным сближением Запада с Россией они считали крестьянскую реформу.

Если в России совершится революция то она будет не политической, а социальной. Так возникла, идея перепрыгнуть сразу в светлое будущее минуя капитализм. Главную роль в будущем России будет играть простой народ.





6. На основании анализа предложенных в УМК текстов составьте таблицу

Реформы 60-х- 70-х гг. 19 века.



Название реформы

Год и авторы

Основные положения

Основные документы

крестьянская

1861г. Н.А.Милютин, Ю.Ф. Самарин

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та которой пользовались крестьяне. За пользование ей они должны были платить оброк и отбывать барщину. Такое состояние крестьян объявлялось временно обязанным. Размеры крестьянского надела определялись по соглашению крестьян с помещиками. Была оговорена разница между чернозёмными и нечернозёмными губерниями. В нечернозёмных в пользовании крестьян оставалось столько же земли, как и прежде. В чернозёмных был введён маленький душевой надел. При пересчёте на такой надел у крестьян общинников отрезались «лишние» земли. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Крестьяне должны были возвратить сумму с % в течение 49 лет. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог выехать из деревни.

«Манифест об отмене крепостного права», Уставная грамота.

Земская, Губернская

1864г. А. Пучков

Земское самоуправление утверждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, сбора статистических данных, собрания. Уездные земские собрания избирали управу и гласных губернского земства.

«Положение о земских учреждениях»

Судебная

1864г. Д.Н. Зарудный, Н.И.Стояновский, Н.А. Буцковский, К.П. Победоносцев.

Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики. Обвинения в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями, их было 12 человек. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на 3 года

«Свод законов», судебный устав.

Военная

1874г. Д.А. Милютин

Отменена рекрутчина и введена всеобщая воинская обязанность, для мужчин 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы – 6 лет, на флоте – 7 лет, для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до 6 месяцев.

«Указ о всеобщей воинской повинности»

Университетская

1864г. А.В. Головин – министр просвещения

В стране вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Готовили уч-ся к поступлению в Университеты. В реальных училищах преподавали естественно- научные дисциплины и готовили уч-ся к поступлению в высшие технические заведения. Вводилось начальное образование 2 и 4 классы для крестьян

«Школьный Устав»





7. С какими позициями политических сил в революционном движении 1917года, по вашему мнению, связаны изображения на плакате «Заём свободы» и картине Б. Кустодиева « Большевик»

Ответ: На картине «Большевик» и на плакате «Заём свободы» художника Б. Кустодиева, изображения связаны с позициями 2-х политических сил – новой советской власти и крах монархии. На картинах в одном сюжете показывается огромный человек в шапке ушанке и телогрейки, идёт по улице столице с огромным флагом страны Советов в руках. Он идёт уверенно, чётко понимая, куда ведёт его путь. Перед ним есть лишь одна преграда – церковь, она символизирует имперскую власть, её последний оплот. Но великана не остановит она, он сделает решительный шаг и переступит церковь с лёгкостью. Большевик показывает тем самым, что больше нет преград и страха, впереди народ ждёт лишь светлое будущее. А на плакате «Заём свободы»- показаны солдаты, так же символ новой власти. Они вооружены, преисполнены решимости, сражаться за свои интересы. Движение революционеров поражает своей массовостью и силой.

8. Какое из мнений современников и историков о событиях 6 октября 1917года вам ближе? Возможно, вы определите собственную позицию. Попытайтесь обосновать её.

Ответ: Мне ближе всего мнение русского философа Н.А. Бердяева, бывшего свидетелем драматических событий 1917года и их последствий. Его высказывание заключается в следующем: «именно ортодоксальному тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которая представлялась неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа». Лично я считаю, что успех большевиков в революции заключался в их решительности и жёстком методе руководства, потому, что время было такое, если ты не подчинишь себе, то тебя поработят на веки вечные.

9. Найдите в протоколах интервью ключевые фразы, касающиеся определённых видов досуга советского народа, промаркируйте их разными цветами и сделайте вывод о характерных видах досуга жителей сибирского города и деревни в 1920-1930-х годах.

Ответ: Характерными видами досуга жителей сибирского города и деревни в 20-30- годы явились избы – читальни, музыкальные кружки, где учили играть на балалайке, гитаре и баяне, чтобы пресечь азартные игры, внедряли кружки, где обучали игре в шашки и шахматы, а так же в домино.

10. На основе советских и немецких источников определите характер военных действий начального периода войны. Чем оценка первых недель боевых действий Г.К. Жукова отличается от оценки Гитлера?

Ответ:Г. К. Жуков. О стратегической обороне советских войск летом 1941 г.: Прошло почти три недели с тех пор, как фашистская Германия, поправ договор о ненападении, вторглась своими вооруженными силами в пределы нашей страны. Советские Вооруженные Силы, и особенно войска Западного фронта, понесли крупные потери, что серьезно отразилось на последующем ходе событий. Соотношение сил и средств на советско-германском фронте еще более изменилось в пользу врага. Противник продвинулся вглубь страны на 500—600 километров и овладел важными экономическими районами и стратегическими объектами. В те дни у советского командования не было иного выхода, кроме как перейти к обороне на всем стратегическом фронте. Ни сил, ни средств для ведения наступательных, особенно крупных операций не имелось. Нужно было создать большие стратегические резервы войск, хорошо вооружить их, чтобы превосходящей силой вырвать инициативу у противника и перейти к наступательным действиям, начать изгнание вражеских сил из Советского Союза. И все же, несмотря на ряд ошибок и порой недостаточную сопротивляемость самих войск, стратегическая оборона была в основном организована и давала положительный результат. Ведя оборонительные бои, наши войска не только отбивались от врага на суше, в воздухе и на море, но, что самое важное, в ряде случаев наносили существенные контрудары по противнику. Везде, где только можно было, Красная Армия, и партизаны своими героическими действиями наносили фашистским захватчикам громаднейший урон.



Директива Гитлера от 21 августа 1941 г.:

Совершенно секретно! Только для командования!

Соображения главнокомандования сухопутных войск относительно дальнейшего ведения операций на востоке от 18 августа не согласуются с моими планами.

Приказываю:

Главнейшей задачей до наступления зимы является не взятие Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов на Донце и лишение русских возможности получения нефти с Кавказа; на севере — окружение Ленинграда и соединение с финнами. Благоприятная оперативная обстановка, сложившаяся в результате достижения линии Гомель — Почеп, должна быть немедленно использована для проведения операции смежными флангами групп армий «Юг» и «Центр» по сходящимся направлениям. Нашей целью является не оттеснение советской 5-й армии за Днепр частным наступлением 6-й армии, а уничтожение противника прежде, чем оно отойдёт на рубеж Десна — Конотоп — Супа...



Для советского руководства были характерны поиски средств мобилизации для отпора врагу, учитывая неожиданность нападения и относительную неготовность к ведению боевых действий.

Руководство фашистской Германии поняло, что победного марша, как в Европе - не будет. И начинает искать возможные варианты дальнейшего наступления.

11. Памятник Э. Неизвестного Н.С. Хрущёву выполнен на контрасте: чёрное и белое. Что по – вашему, этим хотел сказать скульптор?

Ответ: Памятник Э. Неизвестного Н.С.Хрущёву выполнен на контрасте: чёрное и белое, так как скульптор хотел сказать, что как личность, так и государственный деятель Н.С. Хрущёв был противоречивой фигурой. Его политика сочетала в себе демократические формы правления с элементами тоталитаризма. То есть показана светлая и тёмная сторона правления Н.С. Хрущёва.