СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция построения урока современного танца

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначет для составления урока по современной хореографии. Рассматриваются упражнения по импровизации и партнеригу.

Просмотр содержимого документа
«Концепция построения урока современного танца»

А.М. Хоптынская

ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Н.А. Харитонов


КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА


Современная хореография предполагает владение телом и его техническое совершенство, поэтому главная цель исполнителя – с помощью «воспитанного» школой тела выразить замысел и идею хореографа.

Учебный процесс в коллективе строится согласно индивидуальным особенностям и требованиям. Несмотря на разнообразие методик, можно классифицировать по следующим признакам: 

- Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, передвижения, комбинации развернутого плана);

- Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);

- Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).

 Анализируя различные методы, типы построения занятия, можно выделить следующую систему построения урока:

- Разогрев.

- Упражнения для позвоночника.

- Уровни.

- Кросс. Передвижение в пространстве.

- Танцевальная комбинация или импровизация.

Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины – скручивания позвоночника, различные перекаты и вытяжения. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырёхглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Все упражнения усложняются координационными движениями, основными базовыми элементами современного танца[1].

- Упражнения для позвоночника.

Движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому на уроке главная задача – развить у учащихся подвижность во всех его отделах. Основные, базовые движения современного танца для позвоночника это:

- Roll down/up – постепенное скручивание позвоночника вниз/ вверх.

- Flat back – наклон торса на 90 ˚в котором спина, голова и руки составляют одну прямую линию.

- Deep body bend – глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90°. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже.

- Curve – Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в “солнечном сплетении”. Поясница в этом движении участия не принимает.

- Twist торса – Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения.

- Уровни.

Цель данного раздела развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию. Кросс обычно исполняется по диагоналям класса.  На уроке комбинации на продвижение интегрируются с изменениями уровней, добавляются перекаты, уходы в пол (партер).

- Кросс, передвижение в пространстве.

Современный танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: Средний стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа.

В комбинации на уроке используются различные движения: перекаты через спину, вращения, прыжки, Grand battement jeté, повороты, работа с весом (перенос веса, падение)

- Танцевальная комбинация или импровизация.

Завершающим разделом урока является танцевальная комбинация.  Лексический материал строится на основных, изученных движениях, усложняемых более сложными ракурсами, положениями тела в пространстве.

В танцевальной комбинации используется определенный рисунок движения, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.

Для построения танцевальной комбинации в паре, хореографу необходимо предоставить знания об основах партнеринга и применить, эти знания, на танцорах. Главное правило - контакт, потом поддержка или наваливание друг на друга боками, спинами, при этом корпус подтянут, плечи и голова ровные, колени вытянуты.

Партнеринг представляет собой работу двух или трех танцоров одновременно. Хореограф должен объяснить различные методы исполнения разных техник для построения полноценной композиции танцоров. К примеру:

Наваливание с прыжком sissone и подъёмом одной ноги назад. Представляет собой силовое движение. Техника наваливания с прыжком, обусловлена тем, что главное его составляющая – это координация движений обоих партнёров во время исполнения. Хореограф может предложить исполнить небольшую комбинацию с использованием изученных поддержек и наваливаний, а также элементов в технике «Модерн». Техника наваливания на партнера несет в себе полное доверие обоих танцоров друг другу, обязательно должна применяться техника relax, что означает расслабление, упражнения на развитие свободы движения невозможно без техники relax. Если же танцоры зажаты, то необходимо работать над их ощущениями, предлагать различные упражнения relax, которые помогут в дальнейшей работе исполнителей. Можно также показать техники прыжков в сочетании с танцевальными движениями.

Рассказать о важности правильного вращения головой, чтобы не получить травму шейных позвонков. Показать правильность исполнения «rond» головой в левую и в правую стороны[2].

Подпунктом изучения наваливания с прыжком нужно уделить внимание и технике падения. Существуют различные виды падений, переворотов и подъёмов на ноги. Не обязательно придумывать что-то чрезвычайно сложное. Самое простое, попросить танцоров соприкасаться различными частями тела, имитируя падение друг на друга или же прыгать и виснуть на своем партнере. Этим и закончится подробная подготовка тела к упражнению.

Изучение партнеринга начинается с наваливания, используя общий центр тяжести, переход с одной ноги на другую, чуть отклонившись назад. Учащийся, которого наваливает партнёр, подтягивает корпус, голова ровная, ноги прямые, спина сильная и прямая, обязательно следить за плечами, которые должны быть опущены вниз. Push – толчок руками и корпусом, который помогает вернуть учащегося в исходное положение. Когда исполнение наваливания у танцоров получается хорошо, партнёры меняются местами, чтобы наваливание мог изучить и второй учащийся.
Наваливание на спину – ещё один способ, который готовит танцоров к сложным трудоёмким поддержкам в будущем. Наваливает на себя впередистоящий партнёр. Проучивается захват руками обоих танцоров. Танцор, которого будет наваливать второй партнёр, стоит позади: он поднимается на полупальцы, руками обхватывает плечи партнёра, продев руки подмышками, прижимается к нему, спина очень сильная, ровная, голова прямо, ноги натянуты. Учащийся, который наваливает, исполняет plie на двух ногах, делает небольшой шаг вперёд и переносит центр тяжести на эту ногу, подаёт корпус вперёд вместе с партнёром. После небольшой паузы – push – сильный толчок всем корпусом, чтобы возвратить партнёра в исходное положение. Из этого же положения проучивается поддержка с прыжком. При наваливании впередистоящий танцор сильнее наклоняет корпус, а другой партнёр исполняет sissone, вторая нога поднимается назад на 90 градусов, партнёры держатся очень крепко, мышцы напряжены, позвоночник ровный спина сильная[2].

После изучения наваливаний, хореограф может дать волю танцорам и предложить использование других положений рук, спонтанное исполнение наваливаний и поддержки. В партнеринге особую роль отводят исполнению движений с дыханием. В этом также помогает техника relax. Проучивание дыхания начинается с расслабления вперёд с опусканием в plie. Мышцы спины расслаблены, голова наклоняется вперёд и свободно опускается вниз, заканчивая расслабление. В сторону расслабление начинается с головы, потом добавляется plie. Также в сторону расслабление может начинаться с корпуса, голова заканчивает движение. После расслабления можно продолжить урок импровизацией.

Импровизация может использоваться в уроке современного танца, с посылом на то, чтобы раскрыть эмоциональную составляющую танцора, помочь ему в расслаблении своего тела. Импровизацию нужно включать, так как она преподносит возможные варианты движений, способных насытить композицию танца. Многие хореографы включают импровизацию в танцевальные номера, позволяя танцорам самостоятельно раскрыть передаваемый образ. Занятия по импровизации обучает навыкам, но они также требуют навыков и умений. Танцоры должны приучиться, привыкнуть к процессу импровизации, к концентрации и фокусировке. Они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. На уроке современного танца упражнения по развитию импровизации могут быть различными. Например:

- Зеркало.

Зеркальное отражение движений других людей является основой импровизации. Даже в своих простейших формах, когда два танцора лицом друг к другу зеркально повторяют движения, зеркальное отражение выявляет навыки, существенно необходимые для всей групповой импровизации.

- Движение с закрытыми глазами.

Все танцоры закрывают глаза и поворачиваются вокруг своей оси несколько раз, чтобы потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются в пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Они могут исследовать пространство через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать себя с закрытыми глазами. Если два танцора сталкиваются друг с другом, они могут взаимодействовать некоторое время, оставаясь с закрытыми глазами.

- Локомотив.

Все выстраиваются за одним танцором. Этот танцор двигается по пространству так, чтобы задействовать различные части тела. Через некоторое время другой танцор может встать во главу линии и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным.

Танцевальная импровизация не требует предварительных навыков и мастерства. Многие из упражнений по импровизации могут быть адаптированы для групп от трех и до тридцати человек. Это упражнение сближает танцоров, помогают почувствовать партнера без слов, учат внимательному и доброму отношению друг к другу[1].


Список использованных источников:
  1. Захаров Р. – Записки балетмейстера: учебное пособие / Захаров Р.- Искусство, 1976.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. // 1999