СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ, изменить его образовательный статус из-за важности компетенций в области безопасности личности, общества и государства

Просмотр содержимого документа
«Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»»

Концепция преподавания  учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Концепция

преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель – обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ,  изменить его образовательный статус  из-за важности компетенций  в области безопасности личности,  общества и государства – Разработать инструментарий,  который объективно оценивает качество результатов освоения программы по ОБЖ. – Повысить качество работы педагогов-организаторов и преподавателей ОБЖ.  – Популяризировать проблематику  по ОБЖ. – Использовать разумно электронную образовательную среду предмета «ОБЖ»

Цель – обеспечить условия качественного развития предмета ОБЖ, изменить его образовательный статус из-за важности компетенций в области безопасности личности, общества и государства

Разработать инструментарий, который объективно оценивает качество результатов освоения программы по ОБЖ.

Повысить качество работы педагогов-организаторов и преподавателей ОБЖ.

Популяризировать проблематику по ОБЖ.

Использовать разумно электронную образовательную среду предмета «ОБЖ»

Задачи Изменить мотивацию учеников к изучению ОБЖ. Сформировать единый подход к преподаванию ОБЖ.  Развивать взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности и допобразования, чтобы сформировать практико-ориентированные компетенции школьников. Совершенствовать технологии и методики преподавания ОБЖ, усилить прикладной характер учебного предмета. Обновить учебные издания по ОБЖ с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и рассмотрения механизмов возникновения  и развития рисков и ЧС. Модернизировать систему ДПО преподавателей-организаторов и преподавателей ОБЖ, чтобы достичь многопрофильности и сформировать компетенции, предусмотренные Профстандартом «Педагог»

Задачи

  • Изменить мотивацию учеников к изучению ОБЖ.
  • Сформировать единый подход к преподаванию ОБЖ. 
  • Развивать взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности и допобразования, чтобы сформировать практико-ориентированные компетенции школьников.
  • Совершенствовать технологии и методики преподавания ОБЖ, усилить прикладной характер учебного предмета.
  • Обновить учебные издания по ОБЖ с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков и ЧС.
  • Модернизировать систему ДПО преподавателей-организаторов и преподавателей ОБЖ, чтобы достичь многопрофильности и сформировать компетенции, предусмотренные Профстандартом «Педагог»
Проблемы содержательного характера Это искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения  сущности  опасных  ситуаций   В ФГОС, примерных ООП, учебных изданиях внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов  и явлений (ЧС, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.).  Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности учеников, соответствующих их возрасту и уровню образования. Присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами  из других предметных областей

Проблемы содержательного характера

Это искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций

  •   В ФГОС, примерных ООП, учебных изданиях внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений (ЧС, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.).
  • Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности учеников, соответствующих их возрасту и уровню образования.

Присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей

Проблемы методического характера 1. Нет единого подхода к преподаванию ОБЖ. Материалы рассчитаны  на реализацию предмета в 5–9 классах. При этом согласно ООП основного общего образования ученики осваивают ОБЖ в 8–9 классах.  Это рассогласование не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию. 2. Нет материально-технических возможностей у преподавателя,  чтобы осуществлять практические занятия. Это нарушают принцип практикоориентированности предмета. 3. Нет единой методической ресурсной базы. Это снижает возможность получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ»  для использования ее в учебном процессе.

Проблемы методического характера

1. Нет единого подхода к преподаванию ОБЖ. Материалы рассчитаны на реализацию предмета в 5–9 классах. При этом согласно ООП основного общего образования ученики осваивают ОБЖ в 8–9 классах. Это рассогласование не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию.

2. Нет материально-технических возможностей у преподавателя, чтобы осуществлять практические занятия. Это нарушают принцип практикоориентированности предмета.

3. Нет единой методической ресурсной базы. Это снижает возможность получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.

Кадровые проблемы Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров В вузах отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность  по безопасности жизнедеятельности  в отношении специальных  предметов  и ОБЖ Повышение  квалификации  и переподготовки  преподавателей ОБЖ осуществляется только  на теоретическом  уровне

Кадровые проблемы

Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров

В вузах отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности в отношении специальных предметов и ОБЖ

Повышение квалификации и переподготовки преподавателей ОБЖ осуществляется только на теоретическом уровне

Как создать  кадровый потенциал – преемственность между образовательными программами общего, высшего и дополнительного профессионального образования; – многопрофильную подготовку преподавателей  по профпрограммам с технологиями,  где отрабатывают действия при моделировании опасных ситуаций; – организацию ДПО с использованием сетевых форм обучения на базе специальных кафедр педвузов, учебно-методических центров федеральных структур (МЧС, МВД, МО и др.); – организацию конкурсов «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ», «Лучший кабинет «ОБЖ»; – проведение дискуссионных площадок в интернете; – оценку качества работы преподавателей в соответствии с требованиями профессионального стандарта  Необходимо  обеспечить

Как создать кадровый потенциал

преемственность между образовательными программами общего, высшего и дополнительного профессионального образования;

многопрофильную подготовку преподавателей по профпрограммам с технологиями, где отрабатывают действия при моделировании опасных ситуаций;

организацию ДПО с использованием сетевых форм обучения на базе специальных кафедр педвузов, учебно-методических центров федеральных структур (МЧС, МВД, МО и др.);

организацию конкурсов «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ», «Лучший кабинет «ОБЖ»;

проведение дискуссионных площадок в интернете;

оценку качества работы преподавателей в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Необходимо обеспечить

Как мотивировать  Обеспечить условия  для индивидуализации  обучения, профориентации  и поддержки заинтересованных учеников. Создать сайт для ОО в части правил действий по обеспечению безопасности, разместить видео по пропаганде безопасного поведения;  Оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника», «Уголок первой помощи», «Схема безопасных маршрутов движения детей»;  Разместить легкосъемные материалы по правилам безопасного поведения;  Разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьями Организовать теле-  и радиотрансляции в ОО  по тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.  Создать возможности  для участия учеников,  в том числе с ОВЗ, в работе военно-патриотических клубов, экологических и волонтерских движений, публичной  защиты творческих работ

Как мотивировать

  • Обеспечить условия для индивидуализации обучения, профориентации и поддержки заинтересованных учеников.
  • Создать сайт для ОО в части правил действий по обеспечению безопасности, разместить видео по пропаганде безопасного поведения;
  • Оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника», «Уголок первой помощи», «Схема безопасных маршрутов движения детей»;
  • Разместить легкосъемные материалы по правилам безопасного поведения;
  • Разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьями
  • Организовать теле- и радиотрансляции в ОО по тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.
  • Создать возможности для участия учеников, в том числе с ОВЗ, в работе военно-патриотических клубов, экологических и волонтерских движений, публичной защиты творческих работ
Что отражает Концепция  в программах ДОО и НОО Образовательные программы ДОО: 1. Учат понимать связь счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе. 2. Учат понимать ЗОЖ и простейшие правила безопасного индивидуального поведения Образовательные программы НОО обеспечивают: 1. Мотивацию ребенка научиться личной безопасности и культуру безопасного поведения. 2. Овладение сведениями о проблемах безопасности жизнедеятельности. 3. Выработку начальных умений безопасной жизни и поведения в системе «человек – среда обитания»

Что отражает Концепция в программах ДОО и НОО

Образовательные программы ДОО:

1. Учат понимать связь счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе.

2. Учат понимать ЗОЖ и простейшие правила безопасного индивидуального поведения

Образовательные программы НОО обеспечивают:

1. Мотивацию ребенка научиться личной безопасности и культуру безопасного поведения.

2. Овладение сведениями о проблемах безопасности жизнедеятельности.

3. Выработку начальных умений безопасной жизни и поведения в системе «человек – среда обитания»

Основные направления реализации Концепции  для начального общего образования Скорректировать примерную ООП предмета «Окружающий мир», чтобы обеспечить условия для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного образования Конкретизировать требования к предметным результатам освоения ООП начального общего образования в разделе «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработать КИМ для промежуточной аттестации

Основные направления реализации Концепции для начального общего образования

Скорректировать примерную ООП предмета «Окружающий мир», чтобы обеспечить условия для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного образования

Конкретизировать требования к предметным результатам освоения ООП начального общего образования в разделе «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработать КИМ для промежуточной аттестации

Основное общее образование  усвоение минимума основных понятий, которые будут использоваться потом  без дополнительных разъяснений; Необходимо обеспечить  выработку практико-ориентированных компетенций через применение тренажеров, что моделируют разные ситуации;  реализацию баланса межпредметных связей;  корректную оценку результатов освоения ООП;  подготовку электронной методбазы по ОБЖ;   создание единых КИМ для проведения итогового контроля по принципу практико-ориентированности предмета ОБЖ;  разработку норм материально-технического обеспечения курса ОБЖ, оснащения кабинета техническими средствами и интерактивными тренажерами

Основное общее образование

  • усвоение минимума основных понятий, которые будут использоваться потом без дополнительных разъяснений;

Необходимо обеспечить

  • выработку практико-ориентированных компетенций через применение тренажеров, что моделируют разные ситуации;
  • реализацию баланса межпредметных связей;
  • корректную оценку результатов освоения ООП;
  • подготовку электронной методбазы по ОБЖ;

  • создание единых КИМ для проведения итогового контроля по принципу практико-ориентированности предмета ОБЖ;
  • разработку норм материально-технического обеспечения курса ОБЖ, оснащения кабинета техническими средствами и интерактивными тренажерами

Основные направления реализации Концепции  на уровне основного общего образования Разработать содержание ОБЖ  с обязательными практическими занятиями в каждом классе.  Это безопасность во время пребывания в различных средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения Систематизировать дидактические компоненты тематических линий в учебных изданиях: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела» Использовать интерактивные формы организации занятий  с акцентом на виртуальные модели, способные отображать объекты, не воспроизводимые  в обычных условиях

Основные направления реализации Концепции на уровне основного общего образования

Разработать содержание ОБЖ с обязательными практическими занятиями в каждом классе. Это безопасность во время пребывания в различных средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения

Систематизировать дидактические компоненты тематических линий в учебных изданиях: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела»

Использовать интерактивные формы организации занятий с акцентом на виртуальные модели, способные отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях

Внедрить  единую структурно-логическую схему изучения тем  с учетом возрастных особенностей учеников Основные направления реализации Концепции  на уровне основного общего образования Этап 7. Мероприятия   комплексной защиты  населения Этап 6. Организация комплексной защиты населения Этап 5. Основы комплексной безопасности и ее правовое обеспечение Этап 4. Экологическая безопасность; принципы оказания первой помощи Этап 3. Действия в условиях опасностей  в разных средах. Правила ЗОЖ  и их соблюдение Этап 2. Риски и действия по их снижению во время пребывания в разных средах Этап 1. Безопасность во время пребывания в различных средах – правила пребывания в различных средах

Внедрить единую структурно-логическую схему изучения тем с учетом возрастных особенностей учеников

Основные направления реализации Концепции на уровне основного общего образования

Этап 7. Мероприятия комплексной защиты населения

Этап 6. Организация комплексной защиты населения

Этап 5. Основы комплексной безопасности и ее правовое обеспечение

Этап 4. Экологическая безопасность; принципы оказания первой помощи

Этап 3. Действия в условиях опасностей в разных средах. Правила ЗОЖ и их соблюдение

Этап 2. Риски и действия по их снижению во время пребывания в разных средах

Этап 1. Безопасность во время пребывания в различных средах – правила пребывания в различных средах

Что отражает Концепция  в среднем общем образовании  Формирование личности выпускника  с высоким уровнем культуры  и мотивации ведения безопасного и экологически здорового образа жизни;  понимание роли личности гражданина в системе нацбезопасности РФ;  преемственность и углубление тематики предмета «ОБЖ»;  расширение предмета путем дополнения тем по основам обороны государства и военной службы;   подготовку учеников к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;  обновление печатных и электронных учебных изданий

Что отражает Концепция в среднем общем образовании

  • Формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного и экологически здорового образа жизни;
  • понимание роли личности гражданина в системе нацбезопасности РФ;
  • преемственность и углубление тематики предмета «ОБЖ»;
  • расширение предмета путем дополнения тем по основам обороны государства и военной службы;

  • подготовку учеников к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
  • обновление печатных и электронных учебных изданий
Реализация Концепции на уровне  среднего общего образования – Расширить содержание ОБЖ новым блоком тем «основы обороны государства и военной службы». – Включить вопросы межпредметного характера  по обеспечению безопасности в ГИА по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике и ИКТ. – Привлечь сотрудников органов в сфере безопасности (МЧС, МВД, Минздрав и др.) – Рекомендовать введение ЕГЭ по ОБЖ при приеме на обучение в ОО высшего образования по направлениям подготовки: «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Туризм», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».  – Использовать потенциал спасателей высших квалификационных категорий МЧС  для преподавательской деятельности по ОБЖ  и популяризации данной области

Реализация Концепции на уровне среднего общего образования

Расширить содержание ОБЖ новым блоком тем «основы обороны государства и военной службы».

Включить вопросы межпредметного характера по обеспечению безопасности в ГИА по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике и ИКТ.

Привлечь сотрудников органов в сфере безопасности (МЧС, МВД, Минздрав и др.)

Рекомендовать введение ЕГЭ по ОБЖ при приеме на обучение в ОО высшего образования по направлениям подготовки: «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Туризм», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

Использовать потенциал спасателей высших квалификационных категорий МЧС для преподавательской деятельности по ОБЖ и популяризации данной области

Что отражает Концепция  в дополнительном образовании – условия для углубленного освоения программ по ОБЖ; – согласованность компетенций; – использование ресурсов в рамках кружков, центров допобразования, общественных движений; – участие во ВсОШ и проектах по ОБЖ  в Интернете; – стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др. Необходимо обеспечить

Что отражает Концепция в дополнительном образовании

условия для углубленного освоения программ по ОБЖ;

согласованность компетенций;

использование ресурсов в рамках кружков, центров допобразования, общественных движений;

участие во ВсОШ и проектах по ОБЖ в Интернете;

стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.

Необходимо обеспечить

Для презентации  использованы Информация из Концепции преподавания  учебного предмета «ОБЖ»  образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы  docs.edu.gov.ru/document/bac5f1cd420a477b847e931322e90762   Шаблон с fppt.com

Для презентации использованы

Информация из Концепции преподавания учебного предмета «ОБЖ» образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы docs.edu.gov.ru/document/bac5f1cd420a477b847e931322e90762

 

Шаблон с fppt.com