Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»
По программе «Школа XXI века»
учителя начальных классов Пуговкиной Елены Анатольевны.
Предмет – русский язык
Класс- 2
Автор учебника – учебник «Русский язык» , автор С.В.Иванов
Тема урока- «Корень слова»
Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова» .
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи урока:
-формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;
-развитие умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и характеризовать корень;
-развивать речь учащихся, расширять кругозор;
-воспитывать интерес к предмету.
Методы обучения: словесные( беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические ( упражнения), аналитический
Формы работы: групповая, фронтальная , индивидуальная
Средства обучения для учителя:
-таблица состава слова; плакат с изображением дерева( с однокоренными словами),интерактивная доска
Средства обучения для учащихся:
-таблица состава слова; словообразовательный словарь А.Н.Тихонова
-учебник «Русский язык» , автор С.В.Иванов;
-рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И.Кузнецова, интерактивная доска
-диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Прозвенел звонок и смолк.
Вот и начался урок.
А ну проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке,
Книжки , ручки и тетрадки.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
3.Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы урока.
-Всё на свете из чего- нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть смысла- «смыслиночку». А может кто- нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)
-Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом?(Корень- это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя).
- У всех этих слов есть общее значение – оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
4.Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
-Прочитайте слова , являются ли они родственными? Почему?
Сад, сады, в саду, по саду ( при обсуждении мнения детей разделились)
Вода, водичка ,водитель, водица, наводнение, водить ( при обсуждении мнения детей разделились)
Бой, сражение, битва, война. ( при обсуждении мнения детей разделились)
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Наблюдение над однокоренными словами , значением корня.
1.Работа с наглядным материалом.
-Много – много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают:»Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
-Посадили люди слово , и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло!( На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)
-Прочитайте внимательно слова, посмотрите , может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова?( Ответы детей)
-Правильно ( открывается корень ВОЗ) . Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный , но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?
-Записываем слова на доске и в тетрадях.(Вход, выход, походка, переход, ходить….)
-Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем?( Ход)
-Правильно , корень ХОД и выделяется корень дугой.(Выделяем.)
-Прочитаем один только корень , вы поняли , что означает это слово?(Да.)
- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова.(Читают.)
-Понятен ли смысл слова? (Нет.)
-Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова?(Ответы детей.)
-Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие однокоренные слова.
2.Работа с учебником.
-Прочитаем о корне на стр. 75 .(Чтение правила вслух.)
6.Первичная проверка понимания.
1.Дидактическая игра «Найди свой дом».
-А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ , во втором – ЗВЕР , в третьем – ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
-Начинаем заселять дома: ( Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл | звер | вод |
земляк | зверь | вода |
землемер | зверёк | водолаз |
землячка | озвереть | водоём |
земляной | звериный | водяной |
приземлить | зверюшка | водитель |
-Внимательно посмотрите и скажите , всё ли верно?(В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)
- А почему вы так решили?( Дети объясняют , используя правило со стр.75)
- Чтобы слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова . (Письмо с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)
7.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).
1.-Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
-Спиши слова , выдели корень
1 вариант:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет ,цветок, цветной, цветник.
Нож, ножницы, ножик.
Снеговой, снег, снежинка.
2 вариант:
Сад, посадка, посадил.
Роза, розовый, розовеет.
Труд, трудовой, трудится.
Гриб, грибник, грибок.
2.Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И.(упр. 6 стр.13)
3.Работа по определению границ корня( по диску)
( Работа на интерактивной доске)
Физминутка
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
8.Творческое применение и добывание знаний , освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).
1.Сценка «Родственники».
Учитель:
- Кто вы такие?
-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.
-А я их тетя гусеница.
Учитель:
-Ребята , вы согласны?
Вывод делают дети:
-Важно вдуматься в смысл слова.
2.Работа в группах, работа со словообразовательным словарей А.Н.Тихонова
-Давайте подберём однокоренные слова с корнем –снег-( снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)
-Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)
3.Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ ( дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы ).
9.Обобщение и систематизация знаний.
-Что нового вы узнали на уроке?(Ответы детей.)
-Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
-Как пишется корень в однокоренных словах ?(Одинаково.)
10.Контроль и самопроверка знаний.
Тест –опрос
Если вы согласны с утверждением , ставьте знак «+» , если не согласны – знак «-«
1.Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
2.Корень – это общая часть родственных слов.
3.Чтобы найти корень слова , нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
Самопроверка
1)-
2)+
3)+
11.Домашнее задание.
Правило стр. 75, упр.2.
12.Рефлексия (подведение итогов)