Коррекционная направленность уроков технологии.
Роль развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон головного мозга, а также нервных проводящих путей. Дети с ДЦП – это особая категория детей, помимо основного диагноза многие из них несут на себе бремя сопутствующих нарушений зрения, слуха и особенно речи. Практически у всех детей этой группы нарушены структура чувственного познания, различные виды перцептивных действий, гностические функции. Параллельно с этим имеются глобальные нарушения внимания, памяти, мышления, особенно это ярко выражено при сопутствующей патологии умственного развития.
Множественные нарушения у детей могут привести к психологическим проблемам, оказывать психотравмирующее воздействие на формирование и становление его личности: ощущению собственной неполноценности, изолированности и одиночеству, депрессии или, напротив, к эгоизму и потребительскому отношению к окружающим.
К сожалению, следует констатировать, что проблема воспитания и образования детей с ДЦП является наименее исследуемой сферой педагогики, а данная неврологическая патология остается недостаточно изученной в мировой и отечественной медицинской теории и практике. Однако, следует отметить, что в специальных коррекционных школах, в частности №31 г. Москвы, накоплен богатый позитивный опыт по комплексной реабилитации, развитию и социализации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Сотрудничество специалистов разных областей (педколлектив, медперсонал, логопеды, психологи), при условии усердия со стороны детей и их родителей, дает положительные результаты по коррекции и компенсации нарушенных функций.
Коррекционная работа в школе ведется по следующим направлениям:
коррекция мыслительных действий – абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятий, их классификации и т.д. Выбор корректируемого действия или нескольких действий (мыслительных операций)зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса и специфики учебного материала. При этом для каждой подгруппы, сформированной по принципу подобия дефектов, могут быть поставлены свои специфические коррекционные задачи;
коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания, просодики. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы);
коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий;
коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем;
коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели т.д.
Основными принципами коррекционной работы являются:
комплексность воздействия на ребенка – согласованность действий специалистов различного профиля, их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции;
опора на сохранные функции ребенка, развитие скоординированной системы межанализаторных связей с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора;
постоянное осуществление динамического наблюдения за развитием ребенка в течение длительного времени, учет результатов этого наблюдения при планировании коррекционной работы с каждым ребенком;
гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);
тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, благоприятная психологическая атмосфера.
По исследованиям ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.)было установлено, что уровень умственного развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В своей книге «Двигательная активность и развитие функций ребенка», М., 1973г. Кольцова М.М. отмечает, что «Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Это замечание подтверждают в своей работе «Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М., под ред. Власовой Т.А., М., 1985г. Кроме этого, отмечается тесная связь развития моторики рук с развитием всех сторон речи ребенка. Этому аспекту коррекционной работы уделяется большое внимание на уроках технологии.
Коррекционное развитие мелкой моторики рук на уроках технологии проводится в нескольких направлениях:
- повышение тактильной чувствительности пальцев рук, развитие стереогноза (узнавание предметов на ощупь, не является врожденным свойством, а приобретается в процессе предметно-практической деятельности ребенка);
- тактильно – двигательное запоминание;
- подвижность и скоординированность работы пальцев;
- эластичность связочного аппарата, подвижность суставов;
- развитие силы и объема движения кисти и пальцев;
- привлечение к работе пораженных конечностей;
- выработка индивидуальных компенсаторных присобительных приемов во время работы.
Коррекционной работе на уроках способствует комплекс мероприятий:
- пальчиковая и кистевая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- коррекционные игры;
- использование в работе различных по качеству материалов (пластилин, глина, тесто, бумага разной плотности, бисер, ткани и т.д.).
Очень важно, чтобы учителем были выбраны походящие для детей объекты труда: доступные в исполнении, соответствующие их возможностям, используемые в реальной жизни, внешне привлекательные. Во время работы на уроке, а также проведении коррекционных мероприятий соблюдается индивидуальный подход к учащимся, который выражается в разноуровневых заданиях, форме предъявления учебного материала, разной степени оказания помощи. При необходимости, проводятся дополнительные индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций.
Учителем ведется специальная тетрадь по коррекционной работе с учащимися, в которой отражен план коррекционной работы, в соответствии с психофизическими особенностями детей, отмечаются наблюдения за воздействием мероприятий, вносятся необходимые изменения. О результатах коррекционной работы можно судить по показателям общей успеваемости учащихся по предмету, которые служат отражением положительной динамики и устойчивых результатов коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.