Рабочая программа
Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
«В гостях у осени»
для учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
Пояснительная записка.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У ребёнка с интеллектуальными нарушениями наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребёнка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности ребёнка с интеллектуальными нарушениями обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для ребёнка с интеллектуальными нарушениями наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю её участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учёбе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционно – развивающая работа представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребёнка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребёнка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребёнка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме (подгрупповая).
Программа состоит из 12 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащейся 4-го класса с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.
Средства коррекции: оборудование сенсорной комнаты, игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.
Форма коррекции: индивидуальная (подгрупповая).
Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребёнка. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
В конце каждого занятия (или каждое второе занятие) тактильная, зрительная, слуховая стимуляция, развитие координации в сенсорной комнате.
ЗАНЯТИЯ 1-3.
ВСТРЕЧА.
Задачи:
Коррекционные:
Научить произвольному напряжению - расслаблению
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать тактильные ощущения
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развивать координацию движений,
Развивать речь
Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Мешочек с овощами
Плакат «Контурные изображения предметов» (изготовлен своими руками)
Нарисованные картинки «Морковки» на ниточках
Карточки с изображением овощей по точкам
Разрезная картинка «Капуста» с образцом
Карандаши
Ход занятий
№ | Содержание | Время |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Загадка о зайчике. | 2 мин. |
3 | Игра «Зайчики». | 3 мин. |
4 | Зрительная гимнастика «Морковка». | 2 мин. |
5 | Игра «Волшебный мешочек овощей». | 5 мин. |
6 | Упражнение «Зашумлённые овощи». | 5 мин. |
7 | Дыхательное упражнение «Морковка». | 2 мин. |
8 | Физкультминутка. Игра «Зайчик». | 2 мин. |
9 | Упражнение. «Разрезные картинки. Капуста». | 5 мин. |
10 | Пальчиковая гимнастика. | 2 мин. |
11 | Упражнение «Дорисуй овощи». | 6 мин. |
12 | Релаксация. | 2 мин. |
13 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!
Ответы детей
Давайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.
По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.
Выходит «Осень» с сундучком.
Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?
Ответы детей.
А как вы узнаёте, что я прихожу?
Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени.
Психолог: К нам кто-то ещё пришёл. Демонстрируется рисунок зайчика. Вспомните про него загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Психолог: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру «Зайчики»
ИГРА «ЗАЙЧИКИ».
Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.
Зрительная гимнастика. «МОРКОВКА».
Цель: Развитие двигательных мышц глаза.
Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.
Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
Наглядный материал:
Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.
Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер
Упражнение «Зашумлённые овощи и фрукты».
Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.
Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)
Дыхательное упражнение «МОРКОВЬ».
Цель: Развитие направленного выдоха.
Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).
Игра «ЗАЙКА».
Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Упражнение «РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА».
Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.
Пальчиковая гимнастика «ЗАЙЧИК».
Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.
Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту: 1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.
Упражнение «ДОРИСУЙ ОВОЩИ».
Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.
Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей
(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла).
Раскрашивают их.
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛК И ЗАЯЦ».
Цель: Обучение приёмам релаксации.
Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл-расслабляются.
Завершение занятия. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЯ 4-5.
ЛИСИЦА
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Научить произвольному напряжению - расслаблению
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать тактильные ощущения
Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развивать координацию движений
Развивать речь
Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
Обучить элементам самомассажа
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Ягоды черноплодной и красной рябины
Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)
Нарисованные следы Лисы
Карточки с изображением ветки Рябины
Нитки прочные любого цвета, иголки швейные
Простые и цветные карандаши
Ход занятий
№ | Содержание | Время |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Загадка о лисе. | 2 мин. |
3 | Самомассаж «Лисонька». | 1 мин. |
4 | Игра «Ищем сундучок» | 4 мин. |
5 | Игра Эстафета «По следам Лисицы». | 5 мин. |
6 | Упражнение «Что не дорисовано?» | 5 мин. |
7 | Пальчиковая гимнастика «Листья» | 2 мин. |
8 | Игра «Лисица» | 2 мин. |
9 | Игра «Телеграфист» | 5 мин. |
10 | Упражнение «Раздели ягоды рябин» | 2 мин. |
11 | Практическая работа «Собирание бус из ягод» | 8мин. |
12 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Отгадайте, кто придёт к нам в гости:
Загадка: Хвост пушистый,
Мех золотистый
В деревне живёт,
В деревне кур крадёт. (Дети отвечают на загадку: Лиса)
В гости к Осени пришла красавица Лиса.
Самомассаж «ЛИСОНЬКА».
Цель: Развитие общей моторики, разучивание основных массажных движений.
Ход упражнения: Выполнять движения соответственно тексту.
Утром лисонька проснулась
Лапкой вправо потянулась
Лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала
Растирать все лапки стала
Ручки, ножки и бока,
Вот такая красота.
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко,
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко,
Ну, красавица - лиса,
До чего же хороша!!!
Игра «ИЩЕМ СУНДУЧОК».
Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате
Ход игры: Дети двигаются в соответствии с указанным направлением (шаг вправо, два шага вперед…).
ЭСТАФЕТА ПО СЛЕДАМ ЛИСЫ.
Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате.
Ход эстафеты: Дети делятся на две команды и двигаются точно по следам лисы и носят ягоды рябины.
Упражнение «Что не дорисовано?».
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, восприятия.
Ход упражнения: Дети ракзукрашивают ветку рябины. Мальчики - чёрную,девочки - красную.
Пальчиковая гимнастика «ЛИСТЬЯ».
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.
Ход упражнения: Движения массажные.
1, 2, 3, 4, 5 - будем листья собирать
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет принесём.
Игра «ЛИСИЦА».
Цель: Развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти, слухового восприятия.
Ход игры: Педагог прохлопывает в ладоши определённый ритм. Ребёнок его запоминает и повторяет.
Практическая работа. «РАЗДЕЛИ ЯГОДЫ КРАСНОЙ И ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ».
Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики.
Ход упражнения: Дети собирают бусы, учитывая последовательность цвета ягод.
Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.
ЗАНЯТИЯ 6-8
«МИШКА»
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений
Развивать мимические мышцы
Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развивать координацию движений
Развивать речь
Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
Развивать умение ориентировки в днях недели
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Баночка мёда
Нарисованные картинки «Цветы»
Нарисованные картинки «Пчёлы», «Мишка», «Мёд», «Варенье»
Листочки с днями недели
Разрезная картинка «Варенье»
Нитки, клей, карандаши
Ход занятий
№ | Содержание | Время |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Загадка о мишке. | 2 мин. |
3 | Дыхательное упражнение. | 1 мин. |
4 | Мимическое упражнение | 2 мин. |
5 | Упражнение «Дорожка мишки». | 4 мин. |
6 | Упражнение «Разрезные картинки. Варенье». | 5 мин. |
7 | Игра «Собери цветы». | 3 мин. |
8 | Игра «Медвежата в чаще жили». | 2 мин. |
9 | Игра «Разложи в ряд». | 4 мин. |
10 | Упражнение «Наведём порядок». | 3 мин. |
11 | Игра «Дни недели». | 2 мин. |
12 | Практическая работа «Мишка». | 8 мин. |
13 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Давайте вспомним, кто приходил к нам на прошлом занятии.
Что подарила ему Осень? Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (Медведь)
Сегодня в гости к нам и Осени пришёл Мишка. Демонстрируется рисунок медведя.
Мишка: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Долго шёл я к вам по лесу. А теперь представьте, что вы тоже как и я Мишки. Давайте походим как Мишки по дорожке.
(Все ребята ходят как косолапые мишки, переваливаясь с одной ноги на другую).
Упражнение «ДОРОЖКА МИШКИ».
Цель: Развитие общей моторики, точности движений, внимания.
Ход упражнения: Дети точно ходят по следам мишки, расположенным на доске, поочерёдно меняя ноги.
Медведь: Хорошо! А теперь подуем на ладошки (Выполняется дыхательное упражнение «Дуем на ладошки»).
Дыхательное упражнение «ДУЕМ НА ЛАДОШКИ».
Цель: Развитие направленного выдоха.
Ход упражнения: Дети через нос вдыхают воздух на счёт 1-2-3-4 затем задерживают дыхание на счёт 1-2-3-4, затем дуют сильной, ровной струёй на ладошки на счёт 1-2-3-4. Затем опять пауза на счёт 1-2-3-4.
Психолог: Ребята, покажите Мишке как вы кушаете лимон, конфету. (Дети изображают, как кушают лимон и конфету)
Молодцы! Для мишки на зиму я приготовила мёд. А что ещё любит Мишка? (Варенье, малину и т.п.)
Мимическое упражнение «МЫ КУШАЕМ»
Цель: Развитие мимики, эмоций.
Ход упражнения: Дети показывают мимикой как едят лимрн, конфету и т.д.
Психолог: нужно мишке приготовить ещё на зиму варенье. Давайте выполним упражнение «Собери баночку с вареньем».
Упражнение «СОБИРАЕМ БАНОЧКУ ВАРЕНЬЯ» (Разрезная картинка)
Цель: Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают картинку "Варенье", состоящую из 8 частей по образцу.
Упражнение «СОБЕРИ ЦВЕТЫ».
Цель: Развитие цветового восприятия, внимания, общей моторики.
Ход упражнения: Дети делятся на три команды и собирают цветы (вырезанные из бумаги, разложенные в кабинете):
Игра «МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ».
Цель: Развитие внимания, слухового восприятия, общей моторики.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.
Медвежата в чаще жили
Головой своей кружили,
Вот так, и вот так
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали,
Вот так, и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так, и вот так
Дружно лапы поднимали.
Движения выполняются соответственно тексту.
Психолог: Мишка любит сладкий мёд,
Мишка мёд у пчёл берет
Ребята, вам нужно разложить пчёл (нарисованные и вырезанные из бумаги) в ряд от самой маленькой до самой большой.
Упражнение «РАЗЛОЖИ В РЯД».
Цель: Развитие восприятия величины.
Ход упражнения: Дети раскладывают пчёл по возрастанию от самой маленькой до самой большой.
Психолог: У мишки в берлоге беспорядок, до зимы нужно навести чистоту. Я буду вам говорить, куда ложить предметы, слушайте внимательно.
Игра «НАВЕДЁМ ПОРЯДОК».
Цель: Развитие ориентировки на листе бумаги.
Ход упражнения: Дети раскладывают предметы, вырезанные из бумаги (цветы, пчела, мишка, мёд, варенье) на листке:
в правый верхний угол - цветок
середина - мишка
левый верхний угол - пчела
нижний левый угол - варенье
правый нижний угол - мёд
Медведь (спрашивает у детей): Завтра Четверг? (Дети отвечают: Нет!)
Психолог: Ребята, мишка не знает порядок дней недели. Поможем ему. Какой 1 - ый день недели? И т.д.
Игра «ДНИ НЕДЕЛИ».
Цель: Развитие ориентировки во времени, памяти, внимания.
Ход игры: Дети раскладывают названия дней недели по порядку.
Психолог: Чтобы мишке не было скучно, мы сделаем одного медвежонка сами. Сначала нужно нарисовать рисунок по контуру, а затем выложить из ниток.
Практическая работа. «МИШКА».
Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия цвета и величины.
Ход упражнения: Дети соединяют точки (картинка на листе бумаги) и получают мишку и обклеивают
Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.
ЗАНЯТИЯ 9-10
«БЕЛКА»
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений
Развивать двигательную память, ловкость, точность движений
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Научить выполнять основные элементы самомассажа
Развивать речь
Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
Развивать умение ориентировки в месяцах и временах года
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Нарисованные картинки Логический ряд: Бусы - гриб - ягода - лист - гриб и т.д.
Нарисованные картинки - Белка
Вырезанные из цветного картона Грибочки оранжевого и коричневого цвета
Картинки Времена года и месяцы
Верёвка - 2 шт. или скакалки
Пластилин, гречка, горох
Ход занятий
№ | Содержание | Время |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Загадка о белке. | 2 мин. |
3 | Игра «Белочка» | 4 мин. |
4 | Дыхательное упражнение. | 1 мин. |
5 | Эстафета по верёвочке. | 5 мин. |
6 | Упражнение «Продолжи узор». | 5 мин. |
7 | Упражнение «Собираю грибы». | 3 мин. |
8 | Пальчиковая гимнастика «Собираем грибы». | 1 мин. |
9 | Упражнение «Повтори рисунок. Белка». | 5 мин. |
10 | Упражнение «12 месяцев». | 2 мин. |
11 | Практическая работа «Лепка грибка». | 8мин. |
12 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши встречи. Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз,
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)
Входит Белочка, здоровается со всеми.
Психолог: А сейчас поиграем в игру "Белочка".
Игра «БЕЛОЧКА»
Цель: Развитие общей моторики, внимания, точности движений.
Ход игры: Дети по кругу прыгают на двух ногах, на одной ноге, попеременно.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
Цель: Умение регулировать вдох-выдох
Ход упражнения: Дети выполняют: вдох - задержка, выдох - задержка (4-5 раз)
ЭСТАФЕТА ПО ВЕРЁВОЧКЕ.
Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти, точности движений.
Ход игры: Дети делятся на две команды и носят грибы. По волнистой верёвочке бегут, по прямой - прыгают.
Упражнение «ПРОДОЛЖИ УЗОР».
Цель: Развитие внимания, мелкой моторики.
Ход упражнения: Дети продолжают узор: Лист - цветок - лук - морковь - лист и т.д.
Игра «СОБИРАЮ ГРИБЫ»
Цель: Развитие общей моторики, цветового восприятия.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает рыжие, другая - коричневые грибы, считают.
Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ»
Цель: Развитие мелкой моторики, двигательной, слуховой памяти.
Ход игры: Дети выполняют массажные движения под текст считалки.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы грибы искать
Первый гриб - Боровик,
Полезай в лукошко…
Упражнение «ПОВТОРИ РИСУНОК. БЕЛКА»
Цель: Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти.
Ход упражнения: Детям предлагается на одной стороне листа рисунок Белки. С другой стороны надо нарисовать такой же рисунок.
Если дети маленькие и плохо рисуют, то можно предложить картинку «Соедини точки по порядку». Дети с интеллектуальными нарушениями очень любят выполнять задания такого типа.
Игра «12 МЕСЯЦЕВ».
Цель: Ориентировка во времени - месяцах, временах года, последовательность.
Ход игры: Собирают месяцы соответственно к каждому времени года по порядку, проверяют.
Практическая работа «ЛЕПКА ГРИБА».
Цель: Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.
Ход работы: Дети прорисовывают гриб по точкам, размазывают пластилин, выкладывают горох и гречку.
Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.
ЗАНЯТИЯ 11-12
«ВОРОБЫШЕК».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений
Развивать тактильные ощущения
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развивать глазодвигательные мышцы
Образовательные:
Повторить и закрепить названия форм (круг, овал, прямоугольник, треугольник)
Развивать умение соотносить формы с реальными объектами.
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Указка с птичкой
Нарисованные следы птиц
Предметы разных геометрических форм
Карточки с картинками «Времена года», «Лабиринты»,
Шишки, Пластилин, Веточки
Разрезная картинка «Подсолнух»
Карандаши
Ход занятий
№ | Содержание | Время |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Загадка о воробышке. | 2 мин. |
3 | Игра «Мы – птички». | 4 мин. |
4 | Зрительная гимнастика. | 1 мин. |
5 | Упражнение «Разрезные картинки. Подсолну». | 5 мин. |
6 | Упражнение «Пройди по следам». | 5 мин. |
7 | Упражнение «Чувствуем спиной». | 3 мин. |
8 | Пальчиковая гимнастика «Птичка». | 1 мин. |
9 | Упражнение «Времена года». | 5 мин. |
10 | Упражнение «Лабиринт. Доведи птичку до еды» | 2 мин. |
11 | Практическая работа «Человек из шишки» | 8мин. |
12 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши занятия. Кто приходил к вам в гости на прошлом занятии. Что Осень подарила ему?
Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:
Маленький мальчишка
В сером пальтишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает (ВОРОБЕЙ) Демонстрируется рисунок воробья.
Воробей: Здравствуйте, ребята, Осень! Вот прилетел к вам в гости. Давайте поиграем с вами в игру «Мы - птички!»
Упражнение «МЫ – ПТИЧКИ»
Цель: Развитие общей моторики, внимания.
Ход игры: Дети по кругу летают как птички, взлетают, присаживаются, летят, встают, прыгают.
Воробей: А теперь проследите глазами за полётом птички. Выполним упражнение "Птичка".
Зрительная гимнастика «ПТИЧКА».
Цель: Развитие глазодвигательных мышц, внимания.
Ход игры: Дети следят глазами за полётом птички на указке.
К указке прикреплён рисунок воробья. Ведущий двигает указкой. Дети следят за движением птички на конце указки.
Психолог: Молодец, воробышек, вот тебе семечки, ты наверное, кушать хочешь? (Дает воробышку семечки).
Ребята, из чего семечки получают? (Дети: Из подсолнуха). Вам нужно собрать побольше подсолнуха для воробья, чтобы он всю зиму ел семечки.
Упражнение «Разрезная картинка – ПОДСОЛНУХ»
Цель: Развитие целостного восприятия, мыслительного анализа и синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают подсолнух из 6 частей по образцу.
Воробей: А сейчас, ребята, пройдитесь по моим следам
(Все выполняют упражнение «Пройди по следам»)
Упражнение «ПРОЙДИ ПО СЛЕДАМ».
Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети проходят по следам птицы, меняя движения: прыгая на одной ноге, на двух ногах, крупными шагами, мелкими шажочками и т.д.
Воробей: А сейчас я проверю, как вы помните и знаете формы. Я нарисую пальцем в воздухе форму, а вы отгадайте, что это.
А сейчас выполним упражнение «Чувствуем спиной».
Упражнение «ЧУВСТВУЕМ СПИНОЙ».
Цель: Развитие тактильного ощущения, внимания, памяти.
Ход игры: Дети рисуют друг у друга геометрические фигуры и называют их.
Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКА».
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Упражнение «ЭТАЛОНЫ»
Воробей: Дети, я вам буду показывать предметы, а вы будете рисовать, какой они формы, Например: мяч: круг, Пирамида - треугольник и т.д. А теперь проверим - кто нарисовал правильно.
Выложила много стимульного материала для того, чтобы можно было со временем усложнять задание. Сначала начинать с простых эталонов: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Задание можно разнообразить. Сначала дети могут поднимать карточки с эталонами, на последующих занятиях - уже рисовать в тетрадях сами.
КАРТИНКИ
ЭТАЛОНЫ
Психолог: У нашего воробья есть братья и сёстры, их нужно довести до корма, провести через Лабиринт, давайте выполним и это задание!
Упражнение «ЛАБИРИНТ».
Цель: Развитие внимания, мелкой моторики.
Ход игры: Дети проводят по лабиринту птичку.
Психолог: Какое сейчас время года? Правильно, зима, а какое будет потом? Зима. Назовите признаки зимы. Соедините времена года с надписями.
Упражнение «ВРЕМЕНА ГОДА».
Цель: Ориентировка во временах года, их последовательности, развитие мыслительных процессов.
Ход игры: Дети подбирают к каждой картинке «Времена года» надпись, определяют их последовательность, признаки.
Психолог: Сегодня мы сделаем человечка из шишки, палочек и пластилина.
Практическая работа. «ЧЕЛОВЕК ИЗ ШИШКИ».
Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия.
Ход игры: Дети изготавливают из шишек, палочек, веточек и пластилина - человечка.
Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.
3.2. Организация воспитания и дополнительного образования
Воспитательная работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда ОУ ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования.
Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, даёт возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.
Организуя дополнительное образование детей с интеллектуальными нарушениями в ОУ, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей.
Дополнительное образование является логическим продолжением базового. И несёт на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней. В 4 классе МБОУ «Красноармейская СОШ» учащиеся занимаются в объединениях «Радуга» (театральный), «Я и мир» (английский), «Мы – юные космонавты», «Умники и умницы», «Пушистик», ОФП. Дети с интеллектуальными нарушениями по согласованию с родителями занимаются в объединении «Пушистик», «Мы – юные космонавты».
3.3. Мониторинг образовательных достижений
Критерии и компоненты образовательного мониторинга | Показатели критериев | Периодичность контроля | Объект изучения | Ответственный |
Качество образования | Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения) | 1 раз в четверть | УУД | Учитель, заместитель директора (УВР) |
Динамика развития психических функций и эмоционально-волевой сферы | Состояние высших нервных процессов (листки динамики развития | | Психические функции учащихся | Педагог-психолог |
Состояние здоровья учащихся | Физическое развитие учащихся Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни) | Сентябрь, май | учащиеся | Медсестра Учитель физкультуры Заместитель директора по УР |
Уровень воспитанности учащихся | Сформированность интегративных качеств личности. Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН. Выявление учащихся группы риска. | Сентябрь, апрель 2 раза в год 1 раз в четверть | учащиеся | Классный руководитель, Заместитель директора по ВР |
Социальное положение учащихся | Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). | Сентябрь | учащиеся | Классный руководитель, Социальный педагог |
Степень социализации и трудовой адаптации | Данные социометрии Результаты трудоустройства, Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах | Два раза в год 1 раз в год | | Классный руководитель |
3.5. Контроль и управление реализации образовательной программы в ОУ
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления ОУ, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно–педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;
- осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;
- предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу;
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:
1. Контроль за качеством преподавания.
- выполнение учебных программ;
- эффективность занятия;
- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
- индивидуальная работа с детьми;
- соответствие преподавания Программе развития школы;
- выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
- уровень знаний, умений и навыков учащихся;
- достижение государственных образовательных стандартов;
- навыки самостоятельного познания учащихся;
3. Контроль за ведением школьной документации.
- ведение школьных журналов;
- ведение ученических дневников;
- ведение ученических тетрадей;
- оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.