СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные занятия с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программы коррекционных курсов, МБОУ «Красноармейская СОШ»  на 2016-2020 учебный год

 

№ п/п

Учебный предмет

Цели

Задачи

Программно- методический материал

Материально- техническое оснащение

1.

Сенсорное развитие

Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности

«Зрительное  восприятие»,

«Слуховое восприятие»,

«Кинестетическое восприятие»,

«Восприятие запаха»,

«Восприятие вкуса»

 Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

Сенсорные панели.

Наборы аромобаночек. Вибромассажеры.

2.

Предметно- практические действия

Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Формирование элементарной предметной деятельности.

«Действия с материалами»,

«Действия с предметами».

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивание, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины)

3.

Двигательное развитие

Мотивация  двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.

Технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы).

Средства для фиксации ног, груди, таза.

Мягкие форма и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя.

Ограничители.

Автомобильные кресла. Гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед»), подъемники

4.

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач

1.«Коммуникация с использованием  невербальных средств».

2.«Развитие речи средствами невербальной коммуникации»:

-импрессивная ночь;

- экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

3.«Чтение и письмо»:

-глобальное чтение

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства, а так же компьютерные программы.

5.

Коррекционно- развивающие занятия

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы

Формирование социально приемлемых форм поведения. Сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения.

Ответственный педагог- психолог

6.

Программа нравственного развития

Обеспечение личностного и социокультурного развития.

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Отношение к себе и к другим , как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Осмысление свободы и ответственности.

Укрепление веры и доверия.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне.

«Окружающий социальный мир»

 

7.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Вести ЗОЖ и бережно относится к природе

Формирование представлений об основах экологической культуры.

Формирование и  развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня.

Формирование негативного отношения к фактором, нарушающим здоровье обучающего.

Формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам.

Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде.

 

« Окружающий природный мир»,

«Человек»,

«Адаптивная физкультура».

Режим труда и отдыха, проекты, спортивно- развлекательные мероприятия, дни  здоровья, беседы, походы.

 

 

 

Специалисты, участвующие в реализации программы:

педагог- дефектолог, педагог- психолог.

 

 

 

 

 

 Программа сотрудничества с семьей педагог-психолога:

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

1. Повышение осведомлен­ности родителей об осо­бенностях развития и специфических образова­тельных потребностях ребёнка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам:

«Реализация АОП в домашних усло­виях»

«Двигательное развитие детей с ДЦП»

 

2. Обеспечение участия се­мьи в разработке и реали­зации АОП, единства требований к обучающе­муся в семье и в образо­вательной организации

  • участие родителей в разработке АОП
  • посещение родителями уроков/занятий в организации
  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домаш­них условиях
  • выбор единых подходов и приемов работы
  • домашнее визитирование

 

3.Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализа­ции АОП и результатах ее освоения

  • личные встречи, беседы
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребёнка
  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома

 

4. Организация участия ро­дителей во внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к планирова­нию, разработке и реализации меро­приятий:

«1 сентября - День знаний»

«Декада инвалидов»

«Новый год»

«Последний учебный день»

Посещение храма Поход в лес

 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные занятия с детьми ОВЗ»

Рабочая программа

Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

«В гостях у осени»

для учащихся начальных классов с нарушением интеллекта


Пояснительная записка.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У ребёнка с интеллектуальными нарушениями наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребёнка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности ребёнка с интеллектуальными нарушениями обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для ребёнка с интеллектуальными нарушениями наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю её участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учёбе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.

Коррекционно – развивающая работа представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребёнка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребёнка.

Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребёнка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме (подгрупповая).

Программа состоит из 12 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащейся 4-го класса с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.

  1. развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.

  2. Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.

  3. Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.

  4. Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: оборудование сенсорной комнаты, игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: индивидуальная (подгрупповая).

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребёнка. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

В конце каждого занятия (или каждое второе занятие) тактильная, зрительная, слуховая стимуляция, развитие координации в сенсорной комнате.


ЗАНЯТИЯ 1-3.

ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

Научить произвольному напряжению - расслаблению

Развивать мелкую и крупную моторику

Развивать тактильные ощущения

Развивать зрительное и слуховое восприятие

Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Развивать координацию движений,

Развивать речь

Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)

Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

Мешочек с овощами

Плакат «Контурные изображения предметов» (изготовлен своими руками)

Нарисованные картинки «Морковки» на ниточках

Карточки с изображением овощей по точкам

Разрезная картинка «Капуста» с образцом

Карандаши





Ход занятий

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о зайчике.

2 мин.

3

Игра «Зайчики».

3 мин.

4

Зрительная гимнастика «Морковка».

2 мин.

5

Игра «Волшебный мешочек овощей».

5 мин.

6

Упражнение «Зашумлённые овощи».

5 мин.

7

Дыхательное упражнение «Морковка».

2 мин.

8

Физкультминутка. Игра «Зайчик».

2 мин.

9

Упражнение. «Разрезные картинки. Капуста».

5 мин.

10

Пальчиковая гимнастика.

2 мин.

11

Упражнение «Дорисуй овощи».

6 мин.

12

Релаксация.

2 мин.

13

Завершение занятия.

2 мин.



40 мин.


Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

Ответы детей

Давайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной

Осень щедрая идёт.

Убранным листами клёна

Сундучок с собой несёт.

Сундучок с её приданным

Полон солнечных даров

Много тут брусники красной

Спелых яблок и грибов.

По дороге золочёной

Осень в гости к нам пришла

И зверятам и ребятам

Всем подарки принесла.

Выходит «Осень» с сундучком.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

Ответы детей.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени.

Психолог: К нам кто-то ещё пришёл. Демонстрируется рисунок зайчика. Вспомните про него загадку.

Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.

Психолог: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру «Зайчики»



ИГРА «ЗАЙЧИКИ».

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.



Зрительная гимнастика. «МОРКОВКА».

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними

На неё ты посмотри

Вниз морковку опусти

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево

Ах, да Заинька умелый

Глазками моргает

Глазки закрывает

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Наглядный материал:


Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.

Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер

Упражнение «Зашумлённые овощи и фрукты».

Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.

Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)

Дыхательное упражнение «МОРКОВЬ».

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).



Игра «ЗАЙКА».

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.



Упражнение «РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА».

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.


Пальчиковая гимнастика «ЗАЙЧИК».

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту: 1,2,3,4,5

Вышел зайчик погулять

Пошевелил одним ушком, другим.

Двумя ушками.



Упражнение «ДОРИСУЙ ОВОЩИ».

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла).

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛК И ЗАЯЦ».

Цель: Обучение приёмам релаксации.

Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.

Ушёл-расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.





ЗАНЯТИЯ 4-5.

ЛИСИЦА

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Научить произвольному напряжению - расслаблению

Развивать мелкую и крупную моторику

Развивать тактильные ощущения

Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Развивать координацию движений

Развивать речь

Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)

Обучить элементам самомассажа

Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

Ягоды черноплодной и красной рябины

Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)

Нарисованные следы Лисы

Карточки с изображением ветки Рябины

Нитки прочные любого цвета, иголки швейные

Простые и цветные карандаши

Ход занятий

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о лисе.

2 мин.

3

Самомассаж «Лисонька».

1 мин.

4

Игра «Ищем сундучок»

4 мин.

5

Игра Эстафета «По следам Лисицы».

5 мин.

6

Упражнение «Что не дорисовано?»

5 мин.

7

Пальчиковая гимнастика «Листья»

2 мин.

8

Игра «Лисица»

2 мин.

9

Игра «Телеграфист»

5 мин.

10

Упражнение «Раздели ягоды рябин»

2 мин.

11

Практическая работа «Собирание бус из ягод»

8мин.

12

Завершение занятия.

2 мин.



40 мин.


Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Отгадайте, кто придёт к нам в гости:

Загадка: Хвост пушистый,

Мех золотистый

В деревне живёт,

В деревне кур крадёт. (Дети отвечают на загадку: Лиса)

В гости к Осени пришла красавица Лиса.



Самомассаж «ЛИСОНЬКА».

Цель: Развитие общей моторики, разучивание основных массажных движений.

Ход упражнения: Выполнять движения соответственно тексту.

Утром лисонька проснулась

Лапкой вправо потянулась

Лапкой влево потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала

Растирать все лапки стала

Ручки, ножки и бока,

Вот такая красота.

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко,

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко,

Ну, красавица - лиса,

До чего же хороша!!!



Игра «ИЩЕМ СУНДУЧОК».

Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате

Ход игры: Дети двигаются в соответствии с указанным направлением (шаг вправо, два шага вперед…).



ЭСТАФЕТА ПО СЛЕДАМ ЛИСЫ.

Цель: Развитие пространственной ориентировки в комнате.

Ход эстафеты: Дети делятся на две команды и двигаются точно по следам лисы и носят ягоды рябины.



Упражнение «Что не дорисовано?».

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, восприятия.

Ход упражнения: Дети ракзукрашивают ветку рябины. Мальчики - чёрную,девочки - красную.

Пальчиковая гимнастика «ЛИСТЬЯ».

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.

Ход упражнения: Движения массажные.

1, 2, 3, 4, 5 - будем листья собирать

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет принесём.



Игра «ЛИСИЦА».

Цель: Развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти, слухового восприятия.

Ход игры: Педагог прохлопывает в ладоши определённый ритм. Ребёнок его запоминает и повторяет.



Практическая работа. «РАЗДЕЛИ ЯГОДЫ КРАСНОЙ И ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ».

Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики.

Ход упражнения: Дети собирают бусы, учитывая последовательность цвета ягод.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.



ЗАНЯТИЯ 6-8

«МИШКА»

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

Развивать мимические мышцы

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма

Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Развивать координацию движений

Развивать речь

Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Развивать умение ориентировки в днях недели

Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

Баночка мёда

Нарисованные картинки «Цветы»

Нарисованные картинки «Пчёлы», «Мишка», «Мёд», «Варенье»

Листочки с днями недели

Разрезная картинка «Варенье»

Нитки, клей, карандаши



Ход занятий

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о мишке.

2 мин.

3

Дыхательное упражнение.

1 мин.

4

Мимическое упражнение

2 мин.

5

Упражнение «Дорожка мишки».

4 мин.

6

Упражнение «Разрезные картинки. Варенье».

5 мин.

7

Игра «Собери цветы».

3 мин.

8

Игра «Медвежата в чаще жили».

2 мин.

9

Игра «Разложи в ряд».

4 мин.

10

Упражнение «Наведём порядок».

3 мин.

11

Игра «Дни недели».

2 мин.

12

Практическая работа «Мишка».

8 мин.

13

Завершение занятия.

2 мин.



40 мин.


Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу встречу. Давайте вспомним, кто приходил к нам на прошлом занятии.

Что подарила ему Осень? Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна

Просыпается от сна. (Медведь)

Сегодня в гости к нам и Осени пришёл Мишка. Демонстрируется рисунок медведя.

Мишка: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Долго шёл я к вам по лесу. А теперь представьте, что вы тоже как и я Мишки. Давайте походим как Мишки по дорожке.

(Все ребята ходят как косолапые мишки, переваливаясь с одной ноги на другую).



Упражнение «ДОРОЖКА МИШКИ».

Цель: Развитие общей моторики, точности движений, внимания.

Ход упражнения: Дети точно ходят по следам мишки, расположенным на доске, поочерёдно меняя ноги.

Медведь: Хорошо! А теперь подуем на ладошки (Выполняется дыхательное упражнение «Дуем на ладошки»).



Дыхательное упражнение «ДУЕМ НА ЛАДОШКИ».

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения: Дети через нос вдыхают воздух на счёт 1-2-3-4 затем задерживают дыхание на счёт 1-2-3-4, затем дуют сильной, ровной струёй на ладошки на счёт 1-2-3-4. Затем опять пауза на счёт 1-2-3-4.

Психолог: Ребята, покажите Мишке как вы кушаете лимон, конфету. (Дети изображают, как кушают лимон и конфету)

Молодцы! Для мишки на зиму я приготовила мёд. А что ещё любит Мишка? (Варенье, малину и т.п.)



Мимическое упражнение «МЫ КУШАЕМ»

Цель: Развитие мимики, эмоций.

Ход упражнения: Дети показывают мимикой как едят лимрн, конфету и т.д.

Психолог: нужно мишке приготовить ещё на зиму варенье. Давайте выполним упражнение «Собери баночку с вареньем».


Упражнение «СОБИРАЕМ БАНОЧКУ ВАРЕНЬЯ» (Разрезная картинка)

Цель: Развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают картинку "Варенье", состоящую из 8 частей по образцу.


Упражнение «СОБЕРИ ЦВЕТЫ».

Цель: Развитие цветового восприятия, внимания, общей моторики.

Ход упражнения: Дети делятся на три команды и собирают цветы (вырезанные из бумаги, разложенные в кабинете):

      

Игра «МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ».

Цель: Развитие внимания, слухового восприятия, общей моторики.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Медвежата в чаще жили

Головой своей кружили,

Вот так, и вот так

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали,

Вот так, и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, и вот так

Они из речки воду пили.

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали.

Вот так, и вот так

Дружно лапы поднимали.

Движения выполняются соответственно тексту.

Психолог: Мишка любит сладкий мёд,

Мишка мёд у пчёл берет

Ребята, вам нужно разложить пчёл (нарисованные и вырезанные из бумаги) в ряд от самой маленькой до самой большой.



Упражнение «РАЗЛОЖИ В РЯД».

Цель: Развитие восприятия величины.

Ход упражнения: Дети раскладывают пчёл по возрастанию от самой маленькой до самой большой.

Психолог: У мишки в берлоге беспорядок, до зимы нужно навести чистоту. Я буду вам говорить, куда ложить предметы, слушайте внимательно.



Игра «НАВЕДЁМ ПОРЯДОК».

Цель: Развитие ориентировки на листе бумаги.

Ход упражнения: Дети раскладывают предметы, вырезанные из бумаги (цветы, пчела, мишка, мёд, варенье) на листке:

  • в правый верхний угол - цветок

  • середина - мишка

  • левый верхний угол - пчела

  • нижний левый угол - варенье

  • правый нижний угол - мёд

       

       

Медведь (спрашивает у детей): Завтра Четверг? (Дети отвечают: Нет!)

Психолог: Ребята, мишка не знает порядок дней недели. Поможем ему. Какой 1 - ый день недели? И т.д.



Игра «ДНИ НЕДЕЛИ».

Цель: Развитие ориентировки во времени, памяти, внимания.

Ход игры: Дети раскладывают названия дней недели по порядку.

Психолог: Чтобы мишке не было скучно, мы сделаем одного медвежонка сами. Сначала нужно нарисовать рисунок по контуру, а затем выложить из ниток.



Практическая работа. «МИШКА».

Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия цвета и величины.

Ход упражнения: Дети соединяют точки (картинка на листе бумаги) и получают мишку и обклеивают

          

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.

ЗАНЯТИЯ 9-10

«БЕЛКА»

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

Развивать двигательную память, ловкость, точность движений

Развивать зрительное и слуховое восприятие

Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Научить выполнять основные элементы самомассажа

Развивать речь

Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Развивать умение ориентировки в месяцах и временах года

Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

Нарисованные картинки Логический ряд: Бусы - гриб - ягода - лист - гриб и т.д.

Нарисованные картинки - Белка

Вырезанные из цветного картона Грибочки оранжевого и коричневого цвета

Картинки Времена года и месяцы

Верёвка - 2 шт. или скакалки

Пластилин, гречка, горох

Ход занятий

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о белке.

2 мин.

3

Игра «Белочка»

4 мин.

4

Дыхательное упражнение.

1 мин.

5

Эстафета по верёвочке.

5 мин.

6

Упражнение «Продолжи узор».

5 мин.

7

Упражнение «Собираю грибы».

3 мин.

8

Пальчиковая гимнастика «Собираем грибы».

1 мин.

9

Упражнение «Повтори рисунок. Белка».

5 мин.

10

Упражнение «12 месяцев».

2 мин.

11

Практическая работа «Лепка грибка».

8мин.

12

Завершение занятия.

2 мин.



40 мин.


Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши встречи. Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз,

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА)

Входит Белочка, здоровается со всеми.

Психолог: А сейчас поиграем в игру "Белочка".



Игра «БЕЛОЧКА»

Цель: Развитие общей моторики, внимания, точности движений.

Ход игры: Дети по кругу прыгают на двух ногах, на одной ноге, попеременно.



ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Цель: Умение регулировать вдох-выдох

Ход упражнения: Дети выполняют: вдох - задержка, выдох - задержка (4-5 раз)



ЭСТАФЕТА ПО ВЕРЁВОЧКЕ.

Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти, точности движений.

Ход игры: Дети делятся на две команды и носят грибы. По волнистой верёвочке бегут, по прямой - прыгают.



Упражнение «ПРОДОЛЖИ УЗОР».

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики.

Ход упражнения: Дети продолжают узор: Лист - цветок - лук - морковь - лист и т.д.

   

Игра «СОБИРАЮ ГРИБЫ»

Цель: Развитие общей моторики, цветового восприятия.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает рыжие, другая - коричневые грибы, считают.

       

Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ»

Цель: Развитие мелкой моторики, двигательной, слуховой памяти.

Ход игры: Дети выполняют массажные движения под текст считалки.

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы грибы искать

Первый гриб - Боровик,

Полезай в лукошко…



Упражнение «ПОВТОРИ РИСУНОК. БЕЛКА»

Цель: Развитие графомоторных навыков, внимания, памяти.

Ход упражнения: Детям предлагается на одной стороне листа рисунок Белки. С другой стороны надо нарисовать такой же рисунок.

Если дети маленькие и плохо рисуют, то можно предложить картинку «Соедини точки по порядку». Дети с интеллектуальными нарушениями очень любят выполнять задания такого типа.

Игра «12 МЕСЯЦЕВ».

Цель: Ориентировка во времени - месяцах, временах года, последовательность.

Ход игры: Собирают месяцы соответственно к каждому времени года по порядку, проверяют.

Практическая работа «ЛЕПКА ГРИБА».

Цель: Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

Ход работы: Дети прорисовывают гриб по точкам, размазывают пластилин, выкладывают горох и гречку.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.



ЗАНЯТИЯ 11-12

«ВОРОБЫШЕК».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений

Развивать тактильные ощущения

Развивать зрительное и слуховое восприятие

Развивать внимание, память, мыслительные процессы

Развивать глазодвигательные мышцы

Образовательные:

Повторить и закрепить названия форм (круг, овал, прямоугольник, треугольник)

Развивать умение соотносить формы с реальными объектами.

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

Указка с птичкой

Нарисованные следы птиц

Предметы разных геометрических форм

Карточки с картинками «Времена года», «Лабиринты»,

Шишки, Пластилин, Веточки

Разрезная картинка «Подсолнух»

Карандаши

Ход занятий

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о воробышке.

2 мин.

3

Игра «Мы – птички».

4 мин.

4

Зрительная гимнастика.

1 мин.

5

Упражнение «Разрезные картинки. Подсолну».

5 мин.

6

Упражнение «Пройди по следам».

5 мин.

7

Упражнение «Чувствуем спиной».

3 мин.

8

Пальчиковая гимнастика «Птичка».

1 мин.

9

Упражнение «Времена года».

5 мин.

10

Упражнение «Лабиринт. Доведи птичку до еды»

2 мин.

11

Практическая работа «Человек из шишки»

8мин.

12

Завершение занятия.

2 мин.



40 мин.




Психолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем наши занятия. Кто приходил к вам в гости на прошлом занятии. Что Осень подарила ему?

Отгадайте, кто сегодня придёт к нам в гости:

Маленький мальчишка

В сером пальтишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает (ВОРОБЕЙ) Демонстрируется рисунок воробья.

Воробей: Здравствуйте, ребята, Осень! Вот прилетел к вам в гости. Давайте поиграем с вами в игру «Мы - птички!»



Упражнение «МЫ – ПТИЧКИ»

Цель: Развитие общей моторики, внимания.

Ход игры: Дети по кругу летают как птички, взлетают, присаживаются, летят, встают, прыгают.

Воробей: А теперь проследите глазами за полётом птички. Выполним упражнение "Птичка".



Зрительная гимнастика «ПТИЧКА».

Цель: Развитие глазодвигательных мышц, внимания.

Ход игры: Дети следят глазами за полётом птички на указке.

К указке прикреплён рисунок воробья. Ведущий двигает указкой. Дети следят за движением птички на конце указки.

Психолог: Молодец, воробышек, вот тебе семечки, ты наверное, кушать хочешь? (Дает воробышку семечки).

Ребята, из чего семечки получают? (Дети: Из подсолнуха). Вам нужно собрать побольше подсолнуха для воробья, чтобы он всю зиму ел семечки.



Упражнение «Разрезная картинка – ПОДСОЛНУХ»

Цель: Развитие целостного восприятия, мыслительного анализа и синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают подсолнух из 6 частей по образцу.

Воробей: А сейчас, ребята, пройдитесь по моим следам

(Все выполняют упражнение «Пройди по следам»)



Упражнение «ПРОЙДИ ПО СЛЕДАМ».

Цель: Развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети проходят по следам птицы, меняя движения: прыгая на одной ноге, на двух ногах, крупными шагами, мелкими шажочками и т.д.

Воробей: А сейчас я проверю, как вы помните и знаете формы. Я нарисую пальцем в воздухе форму, а вы отгадайте, что это.

А сейчас выполним упражнение «Чувствуем спиной».



Упражнение «ЧУВСТВУЕМ СПИНОЙ».

Цель: Развитие тактильного ощущения, внимания, памяти.

Ход игры: Дети рисуют друг у друга геометрические фигуры и называют их.



Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКА».

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания.

Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.



Упражнение «ЭТАЛОНЫ»

Воробей: Дети, я вам буду показывать предметы, а вы будете рисовать, какой они формы, Например: мяч: круг, Пирамида - треугольник и т.д. А теперь проверим - кто нарисовал правильно.

Выложила много стимульного материала для того, чтобы можно было со временем усложнять задание. Сначала начинать с простых эталонов: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Задание можно разнообразить. Сначала дети могут поднимать карточки с эталонами, на последующих занятиях - уже рисовать в тетрадях сами.

КАРТИНКИ


ЭТАЛОНЫ

 

Психолог: У нашего воробья есть братья и сёстры, их нужно довести до корма, провести через Лабиринт, давайте выполним и это задание!



Упражнение «ЛАБИРИНТ».

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики.

Ход игры: Дети проводят по лабиринту птичку.


Психолог: Какое сейчас время года? Правильно, зима, а какое будет потом? Зима. Назовите признаки зимы. Соедините времена года с надписями.



Упражнение «ВРЕМЕНА ГОДА».

Цель: Ориентировка во временах года, их последовательности, развитие мыслительных процессов.

Ход игры: Дети подбирают к каждой картинке «Времена года» надпись, определяют их последовательность, признаки.



          

Психолог: Сегодня мы сделаем человечка из шишки, палочек и пластилина.



Практическая работа. «ЧЕЛОВЕК ИЗ ШИШКИ».

Цель: Развитие мелкой моторики, восприятия.

Ход игры: Дети изготавливают из шишек, палочек, веточек и пластилина - человечка.

Завершение занятия. Подведение итогов. Прощание.







3.2. Организация воспитания и дополнительного образования

Воспитательная работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда ОУ ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования.

Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, даёт возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.

Организуя дополнительное образование детей с интеллектуальными нарушениями в ОУ, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей.

Дополнительное образование является логическим продолжением базового. И несёт на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней. В 4 классе МБОУ «Красноармейская СОШ» учащиеся занимаются в объединениях «Радуга» (театральный), «Я и мир» (английский), «Мы – юные космонавты», «Умники и умницы», «Пушистик», ОФП. Дети с интеллектуальными нарушениями по согласованию с родителями занимаются в объединении «Пушистик», «Мы – юные космонавты».

3.3. Мониторинг образовательных достижений

Критерии и компоненты образовательного мониторинга

Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования

Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения)

1 раз в четверть

УУД

Учитель, заместитель директора (УВР)

Динамика развития психических функций и эмоционально-волевой сферы

Состояние высших нервных процессов (листки динамики развития


Психические функции учащихся

Педагог-психолог

Состояние здоровья учащихся

Физическое развитие учащихся

Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни)

Сентябрь, май

учащиеся

Медсестра

Учитель физкультуры

Заместитель директора по УР

Уровень воспитанности учащихся

Сформированность интегративных качеств личности.

Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН.

Выявление учащихся группы риска.

Сентябрь, апрель


2 раза в год



1 раз в четверть

учащиеся



Классный руководитель,

Заместитель директора по ВР

Социальное положение учащихся

Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

учащиеся

Классный руководитель,

Социальный педагог

Степень социализации и трудовой адаптации

Данные социометрии

Результаты трудоустройства,

Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах

Два раза в год


1 раз в год


Классный руководитель


3.5. Контроль и управление реализации образовательной программы в ОУ

Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления ОУ, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно–педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

- осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;

- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;

- осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;

- осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;

- предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;

- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

- осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу;

Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.

Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.

Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

- выполнение учебных программ;

- эффективность занятия;

- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;

- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

- индивидуальная работа с детьми;

- соответствие преподавания Программе развития школы;

- выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Контроль за качеством обучения.

- уровень знаний, умений и навыков учащихся;

- достижение государственных образовательных стандартов;

- навыки самостоятельного познания учащихся;

3. Контроль за ведением школьной документации.

- ведение школьных журналов;

- ведение ученических дневников;

- ведение ученических тетрадей;

- оформление личных дел учащихся.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!