1 - Кировский поэт Овидий Михайлович Любовиков писал: «Это давно сказано, что любовь к Родине начинается с любви к тому городу или деревушке, на улицах которой впервые испытал доброе и тревожное прикосновение окружающего мира, с тех Людей, которые были твоими первыми друзьями и наставниками. Именно это исток духовной стойкости и высокого патриотизма». |
2 -На протяжении многих лет неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания в деятельности ДОО РАДУГА и воспитательной системе школы в целом является использование краеведческого материала. Я бы хотела поделиться с вами наработанным опытом. Существует ряд традиционных дел, которые ежегодно проводятся в разных активных формах, которые позволяют впечатлениям прошлого входить в духовный мир учеников. Дети учатся уважению к предкам, узнают, что передать потомкам. |
3 - Родословная. С семьи начинается жизнь человека, в ней происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, единства и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Необходимо показать, что история общества, в котором ребенок живет - это не отвлечённое, далёкое понятие, а настоящая жизнь, рассмотренная через жизнь его семьи. Мы стараемся направить ребенка на составление тематически направленной родословной через особенности его семьи. С подготовленным материалом дети ежегодно участвуют в районных и областных конкурсах, являются победителями и призерами. |
4 - Поисковые задания классам. Ежегодно классы на КТД «Планируем свое завтра» получают поисковые задания, объединенные общей темой. Выбор темы зависит от предложений ребят, от потребностей школы, от знаменательных дат, актуальности прошедших и грядущих событий. Такая форма работы важна тем, что детям необходимо собрать материал от конкретных людей: выпускников, имеющих интересные профессий; учителей – бывших пионеров; земляков – спортсменов; односельчан – военнослужащих. В результате из разрозненных пазлов складывается общая картина, позволяющая расширить кругозор, сориентировать ребят в выборе профессии, дать образец для подражания и вектор действия. Информация поисковых заданий доступна, востребована при проведении классных часов, выступлений агитбригад, написания проектов. |
5 - День памяти Хитрина В.А. 17 октября мы ежегодно организуем день памяти нашего земляка, Героя Советского Союза, летчика-истребителя В.А. Хитрина. Каждый год мы стараемся внести новизну в проведение данного дела: либо формой проведения, либо новизной материалов, либо практическими действиями по сохранению памяти Героя в поселке. Эта традиция нам досталась еще с пионерских времен, материал накоплен достаточно богатый. К сожалению, в поселке не осталось родственников Хитрина, с которыми мы могли бы продолжать наши встречи. Это стимулирует нас к поиску новых сведений различными путями. В 2012 году племянница Героя принесла в школу фотографию, на которой жена и сестра Хитрина посадили дерево в его память. Мы этот ясень нашли, ребята разработали макет памятной таблички, которая была установлена на дереве. Большую помощь оказывает Интернет. Мы нашли новые фотографии, наградной лист, описание операции, за которую было присвоено звание Героя. Мы связались с администрацией сельского поселения, на территории которого находится братская могила, перечислили заработанные детьми деньги на венок и цветы. Сотрудники администрации прислали нам фотографии и учетную карточку с описанием братской могилы и памятника. Теперь мы знаем, что память нашего земляка чтут не только на его родине, но и на Урале, где он начинал работать, в Амурской области, где начал свою службу в армии, в Тверской области, где погиб. Новые материалы открывают новые темы для поиска. |
6 - Знаем, помним, не забудем. Через призму Хирина дети задумались о том, что каждая семья имеет отношение к событиям Великой Отечественной войны. Таким образом родился проект «Знаем, помним, не забудем», целью которого стал сбор информации о родных, тех, кто воевал или трудился в тылу в годы Великой Отечественной войны. - На импровизированных плитах памяти зале школы расположены данные об участниках тех событий, их 70 человек, а принесли эти данные 67 детей и педагогов. На примерах реальных близких наших учеников и педагогов мы узнали, что у кого-то прадед ушёл на фронт в 16 лет, самый молодой и вернулся. У кого-то прадеды прошли 3 войны и выжили, у кого-то - вернулись после 2 войн, у кого-то родственники были на фронте трудовом, в тылу. Огромный объем полученной информации дает возможность расширять исследования: о фронтах и сражениях, о наградах и родах войск, о форме военнослужащих и послевоенной жизни предков. |
7 – Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и интересный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к социальной творческой деятельности, формирует практические умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края объединяет детей и взрослых, дает возможность действовать в интересах, как личности, так и коллектива. Краеведение даёт возможность формировать у детей и подростков те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. |