СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы как средство воспитания патриотизма и развития грамотности чтения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мақаланың басты мақсаты Орал өңірінің ақын-жазушыларының шығармаларын оқу арқылы оқушыларды өлкені тануға үйрету. Өлкетану мәліметтері орыс тілі мен әдебиеті сабақтарын қызықты, түсінікті қылуға және оқушылардың туған өлкесі туралы кеңірек білуге үйретеді және «Рухани Жаңғыру» бағдарламасының мақсаттары мен міндеттерін орындауға көмектеседі.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы как средство воспитания патриотизма и развития грамотности чтения»

Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы

как средство воспитания патриотизма и развития грамотности чтения



Айткалиева Б.У., Жанабаева А.А., Наукеева А.Д.

СОШ № 19

ali_nau@bk.ru


Важнейшим ресурсом развития нашего Казахстана, а также нашего региона является духовно-нравственный потенциал молодёжи. Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом. Перед современной школой стоит задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе. [8; 56]

Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт. [4; 34] В результате работы по краеведению происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием. [1; 45]

Литературное краеведение – потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении данной задачи отводится нам, школьным учителям. Практика показывает, что учащиеся интересуются историей родного края, его славным прошлым. Местный материал очень удобен для анализа, помогает учащимся осознать свой гражданский долг и полюбить родной край. Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края. [2; 18]

Литературное краеведение поможет связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполнит большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках, так и во внеклассной работе. Оно является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край, свой город и умеющего хранить их богатейшие культурные традиции. Краеведение поможет более эффективно усваивать материал, повысит интерес к предмету, разовьет любознательность, вкус к исследовательской работе. [3; 118] Учителю необходимо ставить целью вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей (например, А.С.Пушкина, В.Бианки, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, В.В.Даля, Ж.Мулдагалиева, Н.Ф.Савичева, М.А.Шолохова, В.П.Правдухина, Э.Габбасова, Н.Корсунова, А.Ялфимова, Г.Тукая, К.Мырзалиева, А.Бахтыгереевой, А.Таубаевой, Д.Муштановой, М.Балмолда, Г.Самойловой, Д.Терещенко и других) в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения, например, повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, изучается как результат конкретного периода творческой деятельности. Стиховторения А.Бахтыгереевой, A.Таубаевой, Д.Муштановой изучаются как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение личности.

На уроках и во внеурочное время используются такие формы организаций занятий по краеведению, как экскурсии (областной историко-краеведческий музей, музей художника С.Гумарова, дома-музеи Е.И. Пугачева, М.Маметовой, музеи природы и экологии, «Старый Уральскъ», Г.Тукая, А.С.Пушкина, областная научная универсальная библиотека имени Ж.Молдагалиева); посещение памятных мест, связанных с литературой, архитектурой, искусством. В связи с обучением функциональной грамотности чтения учащихся актуально использовать комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы на основе произведений авторов Приуралья (или о Западно-Казахстанской области). Пример комплексного анализа стихотворного текста на уроках русского языка в 10 классе для подготовки к олимпиаде.

Галина Самойлова «Уральская Ротонда».

Смеркается. Столыпинский бульвар
Неслышно провожает наше лето.
И здесь - поэтов светлый идеал - 
Стоит Ротонда, в звездопад одета.
Приют добра, любви и красоты
И творчества - увы! - оплот последний.
Ты воплощаешь музыку и сны
Под непоколебимой своей сенью.

И вновь к тебе мы ввечеру идем
Читать стихи и жизнью восхищаться.
Ротонда, сохрани наш общий дом,
Дай нам навек в поэзии остаться!
Поэты не приходят просто так.
Поэзия не поддается моде.
И не погаснет мира красота,
Пока стихи слагаются в Ротонде.

Задания.

1. Выразительно прочитайте стихотворение. Укажите тему стиховторения. Выделите ключевые слова. Определите идею автора. Подтвердите строчками.

2. На каких фигурах и тропах построено стихотворение. Приведите примеры. Определите их роль.

3. В чем своеобразие лексики, использованной автором?

4. Определите роль соединительного союза «И» в 3 предложении.

5. Как вы думаете, почему автор создала стихотворение, используя в основном простые предложения? Какие предложения являются сложными? Разберите их. Определите роль.

6. Подберите синонимы к словам «оплот, воплощаешь».

7. Каких частей речи больше в стихотворении и почему?

8. Напишите о своем впечатлении от прочтения этого стихотворения.

Разработаны и апробированы задания по текстам на развитие грамотности чтения на уроках русского языка и литературы. Прочитайте данные фрагменты. Озаглавьте. Составьте к ним 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы, задайте друг другу. Найдите ключевые слова. Укажите тему, идею текстов. Обоснуйте ответ. Составьте сравнительную таблицу, диаграмму Венна. Распределите тексты с описанием городского и природного пейзажа. Напишите о своем впечатлении от прочтения этих фрагментов. Используя данный материал, напишите эссе о родном Приуралье. Создайте фотоальбом к текстам № 1-5, № 7.

1. В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» есть такие строки: «… Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах …За ними простиралась киргизская степь». То, что видел Пушкин по дороге в Уральск, то увидит его глазами и Гринёв из «Капитанской дочки». [8; 11]

2. «Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - так описывал Лев Николаевич Толстой природу Приуралья. [8; 17]

3. Дмитрий Фурманов и Константин Федин писали об Уральске: «Исколесили город вдоль и поперёк. Обстановка новая, удивительная, совершенно особенная. Катится медленно орудие, величественно проплывают навьюченные караваны верблюдов». [8; 41]

4. Валериан Правдухин пишет: «…Степь проносится мимо ковыльным седовато-серым полотнищем, и, если бы она не навевала на меня детских воспоминаний, она могла бы и мне показаться мертвой и скучной. Но я вы­рос в Уральской степи. Серыми призрачными терками скачут по равнине перекати-поле; на курганах, по-местному - марах, черными точками маячат хищники, мель­кают остатки зимних вешек. И больше ничего. Но я с детства помню о жаворонках, о желтых сусликах, кото­рых мы выливали из нор водою. Я знаю, что по ковылям прячутся осторожные дудаки, стрепета. Помню поездки на бахчи, где зреют лучшие в мире «фрукты» - сладкие арбузы и душистые дыни». [6; 243]

5. Михаил Шолохов дает свое описание прелестей природы Братановского яра: «А в пойме Урала один лес чего стоит! Тут и затишнее, и уютнее. Водятся зайцы, тетерева, куропатки, лисы, утки, встречаются и кабаны. В последнее время появились лоси и косули. Правда, охота на них запрещена, но полюбоваться ими при случайной встрече приятно... Если хочешь порыбачить – к твоим услугам река и многочисленные пойменные озера. И с топливом здесь лучше, и с питьевой водой». [8; 46]

6. «Приуралье … Вам знаком этот край? Если нет, то побывайте здесь, и тогда навсегда в вашей душе останется добрая, хорошая память об этих степных, по-своему красивых местах …», - так признательно выражает чувство любви писатель Николай Корсунов к родному Приуралью. [8; 51]

7. Энгельс Габбасов написал: «Великая чуткая степь, ты угадываешь настроение человека. Если ему трудно – ты насторожена. Если ему радостно – ты ликуешь. Сегодня ты будто оцепенела! Спасибо тебе за это, великая степь! И прости, что не в твоём быту белеет человеческая плоть, что верблюда оставляют на съедение хищникам. Злая сила одолевает меня. Только прости. И не отворачивай от меня свой великий лик!» [8; 56]

При изучении темы «Диалектизмы» удачным будет использование лингвистического краеведения: местный диалект и наиболее распространенные произведения устного народного творчества Приуралья. Знакомство с местами, воспетыми в народных сказках, песнях, поговорках. Приуралье в устном народном творчестве предполагается изучать не только по книгам и словарям, в стенах школы и библиотеки, но ещё и при непосредственном общении с жителями Западно-Казахстанской области.

Пробудит интерес учащихся к урокам русского языка и литературы система творческих заданий: выразительное чтение художественного произведения, сопоставительный анализ художественного произведения, защита исследовательского проекта, отзыв и рецензия, иллюстрация к произведению, презентации, интервью, создание картотеки (коллективная работа), создание видеофильма (коллективная работа), фотоальбом к лирическим текстам, авторские творческие тексты.

Краеведческий материал широко применяется и во внеклассной работе – встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио и телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий. [7; 23]

Одна из самых эффективных форм работы – краеведческое исследование. Оно включает обучение навыкам научного исследования, организацию такого исследования, формулировку проблемы, цели, задач, выводов, понимание новизны научного исследования. Краеведческое исследование требует развитых навыков работы в архиве, библиотеке, привлечения различных видов исторических источников, умений их самостоятельно интерпретировать. [7; 28]

Возможны следуюущие направления взаимодействия с социальной средой: сотрудничество с учреждениями дополнительного образования; участие в республиканских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях; использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки); вовлечение средств массовой информации, вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.

Д.С.Лихачёв писал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». [5; 77] Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в школьниках положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни, бережное отношение к природному и духовному наследию родного края. [7; 14] У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

Литература

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / Под ред. Г.Н. Матюшина - Москва, 1998.

2. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Под редакцией Н.С. Борисова - Москва, 2002.

3. Евгеньева А.П. Краеведение / Евгеньева А.П. //Словарь русского языка - Москва, 1999.

4. Князев Ю.А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю.А. Князев // Преподавание истории в школе. №3 - 1991.

5. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» - М.: «Азбука-Аттикус», 2013.

6. Правдухин В.П. По Уралу на лодке. // Годы. Тропы. Ружье. – М.: Советский писатель, 1968.

7. Прокофьева А.Г. «Краеведение в школьном литературном образовании». //Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем», №5(13), 2012.

8. Уральский край в художественных произведениях. - Оренбург.2001.



Аннотация

В статье ставится задача показать важность изучения краеведения в целях вхождения учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь. Показано, что краеведческий материал позволяет сделать уроки русского языка и литературы более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края. Авторы приводит практические примеры заданий по краеведческому материалу, используемые на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе. Краеведение создает условия для работ по краеведческому исследованию, что очень помогает развитию творческой инициативы обучающихся. Главное достоинство изучения краеведения – воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и духовному наследию родного края.



Аннотация

Мақаланың басты мақсаты Орал өңірінің ақын-жазушыларының шығармаларын оқу арқылы оқушыларды өлкені тануға үйрету. Өлкетану мәліметтері орыс тілі мен әдебиеті сабақтарын қызықты, түсінікті қылуға және оқушылардың туған өлкесі туралы кеңірек білуге үйретеді. Мақала авторлары орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында және сыныптан тыс шараларда қолдануға болатын өлкетану мәліметтерін, тапсырмаларын дайындаған. Өлкетану оқушылардың өлкесін танып білуге, шығармашылық қабілеттерін дамытуға үлкен септігін тигізеді. Өлкетанудың ең басты ерекшелігі - ұлтжандылыққа тәрбиелеу, өз өлкесінің табиғатын аялап, туған жерінің рухани құндылықтарын қастерлеуге үйрету.



Annotation

The article aims to show the importance of studying local history, to enter the students in the cultural environment of the region, to study the works of writers whose works are connected with the Uralsk. It is shown that the local history material makes it possible to make Russian and literature lessons more accessible, alive, awakens a keen interesting in the pupils' lives in the life of their native land. The authors give practical examples of assignments on local history material used in Russian language and literature classes and in extracurricular work. Local studies create conditions for work on local history research, which greatly helps the development of the creative initiative of students. The main advantage of studying local history is the education of patriotism among schoolchildren, careful treatment of the natural and spiritual heritage of the native land.

Ключевые слова.

Краеведение, воспитание патриотизма, уроки русского языка и литературы, грамотность чтения, история, культура.

Жергілікті зерттеу, Отансүйгіштікке тәрбиелеу, орыс тілі мен әдебиеті, сауатты оқу, тарих, мәдениет.

Local studies, education of patriotism, Russian language and literature lessons, literacy reading, history, culture.