СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии

Основная цель географии в системе общего образования — это познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; формировать у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни. Достижение этой цели становится невозможным без овладения учащимися основного навыка, умения работать с географической картой. Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения». Работая с географической картой учащиеся не только формируют естественно-научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Все эти компетенции необходимы для развития гармоничной личности. Именно поэтому работа с картой в современной школе занимает важное место в деятельности учителя и учащегося на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках географии»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа №15»









Образовательный проект







«КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

на контурных картах по ГЕОГРАФИИ »























2019г.





Составление дескрипторов по
критериальному оцениванию при работе с контурными картами

Цель:

разработка дескрипторов по критериальному оцениванию для повышения качества обученности учащихся по географии.

Гипотеза:

Если мы разработаем дескрипторы критериев оценивания по предмету география, то возможно повысится уровень обученности учащихся

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующим целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

Критериальное оценивание – общественный договор, осуществляемый на нескольких уровнях:

• учитель объясняет ученикам и вместе с ними определяет, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году

• в начале четверти учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ, и по каким именно критериям они будут оцениваться.

• каждая работа также может оцениваться на основе ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.

ОБЪЕКТ исследование:

Традиционная система оценивания и критериальное оценивание.

Предмет исследования: система оценивания образовательного процесса в школе.

Практическая значимость исследования.

Разработанные дескрипторы могут помочь усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и повысит качество обучения.



Критериальное оценивание заданий в контурных картах у учащихся на уроках географии

Основная цель географии в системе общего образования — это познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; формировать у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни. Достижение этой цели становится невозможным без овладения учащимися основного навыка, умения работать с географической картой. Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения». Работая с географической картой учащиеся не только формируют естественно-научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Все эти компетенции необходимы для развития гармоничной личности. Именно поэтому работа с картой в современной школе занимает важное место в деятельности учителя и учащегося на уроках географии.

Одним из видов работ с географической картой является работа с контурной картой.

Контурная карта — это одно из необходимых пособий по географии. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что значительно повышает успеваемость. Но вместе с этим существует и проблема оценивание заданий в контурной карте. Классическая система оценивания работ в контурной карте хорошо описана в статье Рочева С. А. «Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе» и выглядит следующим образом:

Традиционная система

— «Отлично» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.



— «Хорошо» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.


— «Удовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.


— «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.


Существующие критерии оценивания являются довольно спорными и уже не способными удовлетворить современных потребностей обучающегося предмету. Из-за этого между участниками образовательного процесса может возникнуть недопонимание и неприятие выставленной отметки. Решением этой проблемы может послужить критериальное оценивание, так как неотъемлемые его составляющие это — «объективность оценки» и «создание условии для достижения наивысших результатов».



При критериальном оценивании:

— ребенок должен знать свои «слабые места»;

— знать свои перспективы;

— понимать, как оценивается его уровень знании;

— быть заинтересованным в дальнейшем обучении.

Для более объективной оценки работ в контурных картах нами был разработан аналитический рубрикатор для оценивания заданий в контурных картах на уроках географии. Аналитический рубрикатор имеет четыре критерия, по которым и будет производиться оценка работы. В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Это дает большие возможности для учителя, оценивающего работу. Становиться возможным не просто оценить работу как правильно или не правильно выполненную, а оценить качество каждого аспекта этой работы и получить более объективную картину.























Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте

Критерии оценивания

Работа выполнена в строгом соответствии с заданием

Аккуратность выполнения контурной карты

Правильность выполнения задания

Баллы

Мах.9баллов

0-1-2-3

0-1-2-3

0-1-2-3

Расшифровка баллов

«0»- критерий полностью не соблюден

«1»- большая часть критериев не соблюдена

«2»- большая часть критериев соблюдена. Допущены 1-2 ошибки

«3»- критерий полностью выполнен



Задание в контурной карте

1. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

2.Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

3.Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

4.Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.


1. Название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме.

2.Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) — синим.

3.Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

4.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде

Перевод технических баллов в отметку, в зависимости от процента правильно выполненной работы

Процент правильно выполненной работы

Баллы

Оценки

91-100%

9-8

5

90-70

7-6

4

69-50

4-5

3

Менее 49

3

2



Использование такого критериального оценивания делает процесс оценивания более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Учитель сможет сделать выставленные отметки более объективными; родителям, зная критерии оценивания, будет проще контролировать правильность выполнения домашних заданий в контурных картах, и отметка за выполненное задание станет для них еще более понятной. Критериальный подход также позволяет перейти к самооцениванию. Основной функцией оценивания при таком подходе становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Это также способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных и аналитических способностей обучающегося. Каждый учащийся может с помощью рубрикатора и шкалы перевода технических баллов в отметку оценить свою работу и работу, например, своего одноклассника.

Различия двух подходов к оцениванию

Традиционное оценивание:

Критериальное оценивание

Планирование, обучение и оценивание - изолированные процессы

Планирование, обучение и оценивание- единый, целостный процесс

Предпочтение отдаётся одному виду стратегии или оценочного инструментария

Использование целого ряда сбалансированных стратегий оценивания

Оценивание, в основном, прерогатива учителя

Вовлечение учащихся в само и взаимооценивание

Предпочтение отдаётся, в основном, одной стратегии фиксирования результатов учебной деятельности ученика и предоставления отчёта

Использование целого ряда различных и сбалансированных способов фиксирования результатов учебной деятельности ученика и стратегий предоставления отчётов

Ответы ученика сравниваются с правильным ответом (оценивается: знает- не знает)

По ответам ученика оценивается уровень его понимания на текущий момент

Проверка/тестирование по завершению работы над темой

Предоставление ученикам постоянной и своевременной обратной связи на всём протяжении работы над темой

Единственная цель оценивания – определение отметки

Предоставление ученикам возможности воспринимать оценивание как способ описания и улучшения результатов учения

Оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников после изучения новой темы

 

Оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников перед началом изучения новой темы





Мы пришли к следующему выводу:

При традиционном оценивании:


Критериальное оценивание

Отсутствует связь между учеником и учителем;

Отметки не дают представления об усвоении элементов знаний

Оценка выставляется ориентировочно на средний уровень класса;

Оценка является результатом усвоения знаний, а не процесса усвоения;

Нет критериев оценки достижения планируемых результатов обучения.



определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;

позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;

позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;

не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками

определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;

даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться;

Положительные стороны

Трудности

Оценивание более объективно и справедливо

Снижение показателей успеваемости и качества знаний

Возможность своевременной корректировки учителем организации учебного процесса с учетом результатов формативного оценивания

Необходимость предварительной и трудоемкой подготовки учителя к циклу уроков в рамках раздела учебной программы для правильного планирования формативного оценивания;

Возможность организации учебного процесса на основе индивидуального подхода. Способность учащихся самим оценивать себя и других учеников по известным критериям.

Необходимость доработки критериев в разрезе предметов и их адаптации к действующим программам

















Учителям


Учащимся


Родителям


  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  3. Улучшить качество преподавания;

  4. Улучшить качество обучения;

  5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;

  6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.


  1. 1.Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  2. 2.Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

  3. 3.Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  4. 4.Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.


1.Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2.Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3.Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4.Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5.Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.






Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать форму оценивания деятельности учащихся.

  • Критериальное оценивание на уроке дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

  • Такое оценивание проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.

  • При использовании критериального оценивания на уроках развиваются все виды функциональной грамотности:

  • -формирование у учащихся стойкого интереса к предмету

  • -воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;

  • -развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитие творчества и фантазии.

  • Как бы не работал учитель, какие бы не давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо чтобы они четко знали критерии оценивания их работы. Учитель всегда должен словесно поддерживать и подбадривать учащихся, не скупиться на ласковое слово, на похвалу, на поддержку слабых. Обращение внимания на каждое удачное решение слабого ученика, для того чтобы вселить в него уверенность в себе, подхлестнуть его мнение о себе, для того, чтобы его стали уважать другие. При использовании данной технологии оценивания ученик будет объективно оценивать свои возможности, успехи, достижения и стремиться повысить уровень своих знаний и функциональную грамотность.





Заключение