Формирующее оценивание на уроках географии - инструмент эффективного преподавания в условиях реализации ФГОС
Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний. Затруднения испытывают и некоторые педагоги в оценивании знаний ученика. Проблема оценивания обучающихся всегда существовала: как оценить ребенка так, чтобы выделить его достоинства, но при этом сформировать желание исправить ошибки, если они есть, и совершенствовать свои знания и умения. При оценивании учащихся мы опираемся на следующие документы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ № 1897 от 17.12.2010; Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Во ФГОС ООО раздел 2 «Требования к результатам освоения ООП ООО» описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию. В Законе РФ «Об образовании» в статье 27 «Структура образовательной организации» говорится, что в компетенцию ОУ входит: осуществление текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажном и (или) электронном носителях». А значит, необходимо разработать подходы оценивания, соответствующие требованиям стандарта к учебным предметам.
Оценивание является постоянным процессом и может быть только критериальным; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (они могут вырабатываться ими совместно); учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооцениванию.
При оценивании учебных достижений учащихся необходимо использовать: внутреннюю оценку педагога (школы); экспертные оценки (внешнюю); анализ письменных ответов учащихся; стандартизированные процедуры; оценивание достигаемых образовательных результатов; отчеты о явлениях природы и экспериментах в области географии; подборка информационных материалов, творческие работы обучающихся; индивидуальную и совместную деятельность учащихся в ходе выполнения работ; результаты тестирования.
Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, тематическое, которое акцентировано на ученике, направляется учителем, формирует учебный процесс, определено контекстом, непрерывно.
При использовании формирующего оценивания ученик может достичь следующих уровней: уровень знания – умение действовать по алгоритму; уровень понимания – умеет ли ученик рассуждать и проводить анализ; уровень применения – умение решать практическую задачу в понятной ученику жизненной ситуации. Результаты оценивания используются для корректировки учения и преподавания. Формирующее оценивание носит мотивирующий характер, создает ситуацию успеха. Анализ работ учащихся при такой форме оценивания дет возможность проверки комплексного понимания материала, вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения, показывает «что получилось хорошо», «что нужно улучшить», дает рекомендации о необходимых изменениях, создает возможность вносить исправления.
Тематический мониторинг – промежуточный контроль в конце изучения тематического блока (тест, кроссворд, практическая работа, работа с контурной картой, картографический практикум, интеллектуальная игра и др.)
Для повышения эффективности обучения географии использую методику учебной диагностики, целью которой является обогащение учебного опыта обучающегося, которое достигается с помощью:
- ликвидации ошибок, выявления и устранения их причин в ходе учебной деятельности;
- устранения проблем в знаниях и умениях обучающихся, формируемых в ходе учебной деятельности;
- включения обучающегося в диагностическую деятельность, в ходе которой он учится управлять своим обучением, выясняя для себя свои трудности и проблемы, их причины и самостоятельно ликвидируя их.
Для того, чтобы более качественно выстроить свою работу и добиться «хороших» результатов своих воспитанников, знакомлюсь с материалами ФИПИ, ЦОКО по предмету; анализирую результаты ВПР, ОГЭ прошлых лет; обращаю внимание на темы, по которым у учащихся возникли проблемы; вношу в уроки и домашние задания материалы, ориентированные на сдачу ОГЭ, конкретные задания; разборы заданий провожу на уроках; используя электронные приложения к учебникам, открытый банк заданий ФИПИ, сайт решу ОГЭ и другие; регулярно провожу тематические и контрольные работы в формате ОГЭ; по итогам контрольных работ составляю общую ведомость мониторинга знаний обучающихся, которая показывает каждому ученику его уровень обученности; информирую родителей учащихся 9-х классов о результатах формирующего оценивания.
При этом выделяю вопросы программы, требующие повышенного внимания, так как даются учащимся сложнее всего, хотя наблюдается положительная динамика.
К таким вопросам относятся:
понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем, мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
умение анализировать информацию разных источников, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами;
понимание географического явления и процессов в геосферах;
умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли;
умение выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
умение объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.
Мы видим, что возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.
УУД должны формироваться всем педагогическим коллективом. Обучающиеся должны осознавать, что те навыки, которые они получают на одном уроке, - универсальны, и они могут пользоваться ими на остальных предметах.
Такую работу провожу на каждом уроке через задания, направленные на формирование УУД. Для этого использую задания «формирующие» естественнонаучную грамотность.
Познавательные УУД включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Задание1. Обозначьте на контурной карте океаны и материки Земли.
Задание 2. Составьте синквейн на тему «Атмосфера»
Задание 3. Используя условные знаки (см. форзац учебника и атлас), прочитайте описание маршрута.
Задание 4. Вставьте в текст, пропущенное слово.
А) Воздух –это смесь газов: ________, __________ и др. А еще в состав воздуха входят __________, частицы _________ веществ, ___________.
Нижний слой атмосферы называется -______________. В ней содержится _______% всего воздуха. В ________ с высотой температура воздуха _______________.
В состав верхних слоев атмосферы входят __________ и _______________. Именно там возникает ___________ ___________. (урок географии 6 класс. Тема «Строение атмосферы»)
Задание 5. Найдите ошибки в географическом диктанте
1.Русло-это водный поток, который течет в выработанной им русле.
2.Начало реки называется устьем.
3.Истоком может быть озеро, ледник, море, болото.
4.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется истоком.
5.Главная река и её притоки образуют долину.
6. Бассейн реки - это территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.
7.Граница, между бассейнами соседних рек называется водоразделом.
Задание 6. Определите, о представителях, какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.
1.Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.
2.Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.
3.Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться.
4.Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые.
Задание 7. Составьте рассказ по теме «Река», используя термины по данной теме.
Задание 8.Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов
(10 топографических знаков).
Родина | Поход |
Моя Родина любимая: Здесь и речка, и поля. За мостом сады фруктовые – Благодатная земля! Ты поила и кормила нас Из покон веков. И давала силы новые Из прохладных родников. На Руси так встарь заведено – За избушкой огород. И с зари до поздней ноченьки Дружно трудится народ. В каждом доме хлебосольные Люди добрые живут. Каравай, картошку с радостью Угощеньем подадут. Так живи, земля родимая, Еще много тысяч лет. Лес, колодец и кустарники – Ничего милее нет! Подрастем и будем с гордостью Дело дедов продолжать. Чтоб цвела земля российская, Чтобы дальше побеждать! | Однажды ранним утром Веселый наш отряд, Взяв котелок, палатки, Отправился гулять. Путь предстоял немалый От школьного двора С веселой звонкой песней Шагает детвора. Вот подошли к реке мы И дружно через мост Проходим по дощечкам Бесстрашно, в полный рост. За речкою – лесочек, Там домик лесника. Напьемся мы с дороги Водички родника. Кругом растут деревья, Кустарники цветут. Решили мы отрядом Разбить палатки тут. Зажжем костер поярче, Наварим вкусных щей И не забудем долго Походных этих дней. |
Задание 9. Используя текст стихотворения, заполните таблицу
Природная зона | Особенности растительного мира | Особенности животного мира |
Влажные экваториальные леса | | |
Саванна | | |
Пустыня | | |
Где-то в джунглях, на лианах
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Африка, Африка, сказочные страны,
Африка, Африка, жаркий небосвод.
Африка, Африка, сладкие бананы
Потому что в Африке
Лето круглый год!
Попугаев много-много
Самый главный- Какаду.
Вот как вырасту немного
В гости в Африку пойду!
Задание 10. Используя материал учебника и атлас, составьте географическое положение материка по плану
1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
2. В каких климатических поясах располагается?
3. Какими океанами омывается?
4. Как расположен относительно других материков?
5. Рельеф Африки.
6. Внутренние воды Африки.
Задание 11. Подпишите названия часте Мирового океана, обозначенные на карте цифрами. (7 класс)
Задание 12. «Да», «Нет»
1.На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов
2.На территории Евразии отсутствует субэкваториальный пояс
3.На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс
4.Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс
5.В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается
6.И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс
7.Влияние Индийского океана на климат Евразии сильно ограничивают Гималаи
8.Континентальность климата в Евразии нарастает с запада на восток
9.Экваториальный климат встречается в Евразии только на Больших Зондских островах
Регулятивные УУД – это умение школьников организовывать свою учебную деятельность:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено, а что еще нет;
2) планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;
3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;
5) коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия;
6) оценка – осознание качества и уровня усвоения;
7) умение волевой саморегуляции (способность мобилизовать силы и энергию для решения учебной задачи).
8) умение воспринимать критику.
Задание №1 «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
А) «Территорию Австралии занимает одно государство — Австралийский Союз. Его столица — город Сидней. Коренное население — аборигены. Это темнокожие люди со светлыми вьющимися волосами. К пришлому населению относятся потомки немцев, которые в настоящее время составляют основное население Австралии. Австралийцы живут в жарком сухом климате. В Австралии самый холодный месяц — это январь, а самый тёплый — это июль».
Б) Найти ошибки в тексте, и справить их.
1.Тектонические озера в разломах имеют небольшую глубину, вытянутую форму. Берега их пологие. Примером может служить озеро Байкал.
2. Вулканические озера отличаются большой площадью и большой глубиной. Берега их пологие. Их можно встретить на Камчатке и на Кольском полуострове.
3.Ледниковые озера самые древние. Образовались они в результате деятельности ледников. Их можно встретить на севере Восточно-Европейской равнины, а также в горах. Ледниковыми озерами несомненно являются Иссык-Куль, Онежское.
В
) На доске представлены животные. Какие животные, по вашему мнению, лишние и почему?
Описание: интерпретация текста
Задание 2. А) Заполните таблицу «Строение и значение атмосферы», используя материал учебника и дополнительную информацию
Предмет: география, 6 класс
Тема: «Строение атмосферы»
Состав воздуха | Количество | Значение |
| | |
| | |
| | |
Задание 2. Б) Заполните таблицу «Особенность слоев атмосферы», используя материал учебника и дополнительную информацию
Слои атмосферы | Верхняя граница | Особенности воздуха | Наличие влаги и облаков | Особенности температуры |
Тропосфера | | Содержит 4/5 всего воздуха | | |
Стратосфера | | Содержит разряженный воздух | | |
Верхние слои атмосферы | | | | |
Личностные УУД позволяют формировать готовность к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделить нравственный аспект поведения. Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Задание1. Составьте план кабинета географии (личностные действия у учащихся формируются через выбор картографическим или описательным методом представить план.)
Задание 2. Зашифруйте письмо.
Представьте, что на летних каникулах вашему классу предстоит идти в поход. Вам выпал жребий: нарисовать план, используя условные знаки, по которому будут идти все ребята. Замените выделенные слова условными знаками. Нарисуйте и подпишите их.
-Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Перейдя по деревянному мосту, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага. Там мы сделали привал.
Задание 3. Подготовьте сообщение на темы:
- «Как добыча полезных ископаемых нашего региона влияют на его экологию?».
- «География моей семьи» - где родились мама, папа, бабушка, ……., откуда приехали, что это за места, чем они интересны, какие природные объекты там находятся. Подготовьте вопросы по прослушанным сообщениям.
- «География в моей будущей профессии»
- «Уникумы Австралии»
- «Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
- Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).
Задание 4. Напишите сочинение «Путешествие капельки», используя термины.(д/з)
Задание 5. Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Рассмотрим примеры таких заданий по теме «Реки России»:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.