Конспект урока по математике
Учитель: Тошматова Федие Джаферовна
Урок №58
Дата: 16.12.2022
Класс: 3-В
Тема: Круг. Окружность.
Цели: формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе, диаметре; расширить представление о геометрических фигурах; формировать познавательные способности; формировать умения работы с чертёжным инструментом - циркулем, развивать умения устного счета, интеллектуальные способности, внимание, логическое мышление; воспитывать аккуратность, внимательность, ответственное отношение к выполнению задания, формировать способность адекватной самооценки.
Планируемые результаты: обучающиеся будут понимать значение понятий «окружность», «центр окружности», «радиус», «диаметр»; научатся самостоятельно чертить окружность с помощью циркуля, обозначать центр окружности и ее радиус, в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике, развитие финансовой грамотности.
Формируемые УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; корректировать выполнение задания на основе образца; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, договариваться, работать сообща.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: циркуль, цветные карандаши, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистописания
46 46 46
2. Повторение
Устный счет (презентация)
- Назовите примеры с ответом 56.
52+4 53+2 65-9 78-2
26+20 47+9 67-9 86-30
- Вставьте пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства.(дифференциация)
Индивидуальный дидактический материал.
0__5=5 25__25=1
1__11=11 0__1=0
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке математики?
- Что такое доли?
- Как называют одну вторую доли? (Половина.)
- Как называют одну третью? (Треть.)
- Одну четвертую? (Четверть.)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня Знайка – верный друг –
Расскажет про окружность нам и круг.
Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Зацепился и ни шагу.
Что за друг у Знайки,
Подумай, отгадай-ка. (Циркуль.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим перед собой?
IV. Восприятие и первичное осознание нового материала
Знакомство с новым материалом
- Какие окружающие нас предметы имеют форму круга? (Ответы детей.)
- Как можно изобразить круг на бумаге?
Удобнее всего пользоваться циркулем. (Показываю.)
- Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает – чертит.
- Возьмите циркуль, поставьте ножкой с иголкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность.
(Чертят в тетрадях. Выполняю все действия с детьми.)
- Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как называется эта фигура? (Круг.)
- Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголки. Это ЦЕНТР КРУГА.
- А сейчас найдите границу круга. Что это? (Линия, которую оставил грифель.)
Граница круга – это ОКРУЖНОСТЬ.
- Начертите рядом окружность.
- Выделите точку, оставленную иголкой. Это ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ.
- Обозначьте центр окружности буквой О.
- Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности.
Вы начертили РАДИУС ОКРУЖНОСТИ.
Радиус – это еще и расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем.
- А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности.
- Это ДИАМЕТР окружности.
- Итак, с какими понятиями познакомились? (Окружность, центр окружности, радиус, диаметр.)
Физкультминутка (ИКТ)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 94 учебника.
- Что такое радиус? (Отрезок, который соединяет центр окружности и любую точку на окружности.)
- Чем отличается круг и окружность? (Окружность – это граница круга.)
Упр. 2, стр. 94
- На сколько частей разделили первый круг? (На 4.)
- Какая доля закрашена? (Одна четвертая.)
- Какая доля закрашена на втором рисунке? (Одна восьмая.)
- Какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая? (Одна четвертая.)
(Аналогично разбираются остальные рисунки.)
Упр. 3, стр. 95
- Измерьте радиусы окружностей.
- Чему равен радиус первой окружности? (20 мм.)
- Чему равен радиус второй окружности? (15 мм.)
- Выполните задание.
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 96.
- Что такое диаметр? (Отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности.)
- Проведите диаметры в окружностях, которые вы начертили.
VI. Итог, сообщение домашнего задания
- Что такое круг, окружность?
- Как провести радиус, диаметр?
- При помощи какого приспособления чертят окружность?
Домашнее задание
Стр. 95, 96, читать текст с красной чертой, выполнить стр.95 №5,№6
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Все ли вам было понятно?
- Какие трудности возникли?