СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол "Беречь природу - долг или обязанность?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол "Беречь природу - долг или обязанность?" предлагается проводить для учащихся 8 - 10 классов. В ходе мероприятия ребята познакомятся с основными экологическими проблемами современного мира и попробуют найти пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Беречь природу - долг или обязанность?"»


КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ:

«БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ – ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?»

Составитель: Шпилевская Е.В., учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»


Форма проведения: круглый стол (дискуссия).

Цели мероприятия:

- повышение экологической культуры обучающихся;

- воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде;

- развитие навыков ведения дискуссии, умения выслушать точку зрения другого, определение собственной позиции по экологическим проблемам.

Ход мероприятия.

Ведущий

- Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы современности – проблемы экологии.

Тема нашего круглого стола – «Беречь природу – долг или обязанность?».


- Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела к охране природы никакого отношения. Этим понятием Эрнст Геккель в 1866 г. в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определенной территории, их отношениях между собой и к условиям обитания.

До недавнего времени, за исключением узкого круга специалистов, об экологии никто ничего не знал. А сейчас это слово у всех на слуху. Такая резкая перемена на протяжении 40 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. В начале XX века на Земле жили 1,5 млрд человек. В 1950 г., несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 млрд, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 млн человек и в начале двухтысячных годов превысило 6, 2 млрд.

Демографический взрыв сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались тропические леса. Под копытами многочисленных стад степи превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в Космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие.  В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом.

В начале XXI века человек почти перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге может поставить под угрозу существование современной цивилизации. Этот предел нельзя переступить, ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и  человечество может исчезнуть с лика Земли.

Вот только несколько фактов:

  • В наше время население Земли достигает 7, 3 млрд. человек.

  • Возрастает доля городского населения. Например, в 1950 г. она составляла 29%, 2000год – 47,5 %. Урбанизация (процесс увеличения численности городских поселений) в России – 73%. Москва – 13,4 млн. чел.

  • За одни сутки миллионный  город выбрасывает 500 000 тонн сточных вод, 2 000 тонн мусора и сотни тонн газообразных веществ. Все города мира выбрасывают ежегодно в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и около 1 млрд. тонн различных аэрозолей, свыше 500 куб. км, промышленных и бытовых стоков.

  • Каждый 6-й человек в мире живёт в опасных для здоровья условиях

  • 1,5 миллиарда жителей Земли не имеют постоянного доступа к чистой питьевой воде

  • Каждый год человечество теряет 25 миллиардов тонн плодородной почвы

  • Ежегодно с лица земли исчезает 13 миллионов гектаров леса. А вместе с ними исчезают растения и животные.

  • Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть – 97% - идёт в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

Эти факты можно перечислять бесконечно. Возникает извечный вопрос – «Что же делать?»


ВОПРОС: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы остановить такую колоссальную нагрузку человечества на природу?

(обсуждение)

  1. Ограничить изъятие природных богатств: найти замену невозобновимым полезным ископаемым. Использовать альтернативные виды топлива, например, солнечную энергию.

  2. Восстановить леса, озера, другие экосистемы, сохранить разнообразие диких обитателей природы.

  3. Повторно использовать уже изъятые природные богатства: научиться использовать отходы.

  4. Остановить загрязнение среды: убирать мусор, очищать сточные воды и отработанные газы, возвращать в природу только то, что она в состоянии принять и переработать.



В нашем поселке Истомино, как в стране в целом, существует немало проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

ВОПРОС: Какие экологические проблемы есть в Истомино, Балахне?

(обсуждение)

Варианты ответов:

  • загрязнение воздуха автомобильным транспортом, бумкомбинатом, Нигрэс.

  • Загрязнение водоемов (бумкомбинат – Волгу, местные автомобилисты реку Торфянку, когда моют свои машины на берегу)

  • Природные пожары (весной палят траву, и многие обитатели почвы погибают, гибнут деревья, лесные пожары. Горят торфяники. Это вызывает задымление воздуха, что является причиной заболеваний, особенно у детей)

  • Вырубка лесов

  • Обмеление рек, в том числе и Волги

  • Замусоривание улиц города, образование стихийных свалок, в том числе в лесу, на берегах водоемов.

  • Использование окрестностей Истомино для военно-полевых учений (увеличение транспортной нагрузки на улицах городка приводит к разрушению дорог, загрязнению воздуха; стрельбы вызывают беспокойство у обитателей леса и жителей городка; загрязнение леса отходами военно-промышленного комплекса)

  • В районе д. Истомино функционируют очистные сооружения бумкомбината (сброс щелока, фенолов, отработанной коры - и как следствие, загрязнение воздуха, грунтовых вод, почвы)



ВОПРОС: Как можно разрешить местные экологические проблемы?

(Обсуждение)

  • Уменьшить поток автотранспорта по улицам города, построить объездную дорогу

  • Посадка леса. Озеленение улиц.

  • Совершенствование систем очистки воды, переработка отходов бумажного производства более безопасным для окружающей среды способом.

  • Регулярная уборка мусора на улицах города, ликвидация стихийных свалок. Вторичная переработка сырья, например, бумаги, пластика.

ВОПРОС: В решении каких проблем вы сами можете принять участие?

(обсуждение)

  • Участвовать в озеленении городка

  • Очищать берега водоемов от мусора, благоустраивать родники

  • Участвовать в экологических субботниках по уборке территории Истомино от мусора

  • Проводить разъяснительную и агитационную работу среди жителей Истомино



Делим детей – одни будут работать устно, другие получают задание: оформить мини-плакат


А теперь давайте представим некоторые экологические ситуации и подумаем, как правильно надо вести себя по отношению к природе? (Обсуждение вопросов)

1. Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?

2.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы можете сделать?

3.Около реки находится фабрика. Грязную воду с фабрики выливают в реку. Что из-за этого может случиться?

4. Некоторые ребята от нечего делать вырезают на деревьях свои имена. Чем можно помочь израненными  деревьям?


Защита плакатов.


И последний вопрос, который хотелось бы обсудить. Это главный вопрос нашего круглого стола. В Конституции РФ есть статья 58, которая гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Все мы знаем об этой и многих других обязанностей, которые, к сожалению, не всегда и все соблюдают. И наверное, эта статья в законе появилась не случайно. Наши законодатели решили возвести эту норму в закон, потому что, вероятно считали, что у людей может быть совершенно иное отношение к природе.

ВОПРОС: А как вы считаете – беречь природу – это обязанность или долг? А может и то, и другое? У кого какие мнения есть по этому поводу? (обсуждение)


Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Если оставить все как есть, то уже  спустя  20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение!  А человек - это маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Так давайте любить и охранять природу!