СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Юные граждане юной Республики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            «Юные граждане юной Республики »

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

            - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в  школе;

             - формировать коммуникативные умения школьников.

                                                    Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I.  Круглый стол:     На доске вывешены таблички с определениями:

Права     Обязанности     Долг     Ответственность     Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

 Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция ЛНР, Устав школы.

- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

Календарь правовых дат

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

18 мая День Конституции ЛНР

- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.

Права школьника.

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

 

                                Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

 

                                        Права гражданина

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

                             Обязанности гражданина

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция ЛНР, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

-     Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей     (по Конституции ЛНР ответственность несут родители).

Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными:                           СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  •  отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

 1. запрет курить в общественных местах

 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

          1. запрет кататься по перилам

 2. запрет играть на проезжей части дороги.

- Скажите,  какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

  Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Разбор ситуаций.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в КМДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.

Выберите правильный ответ.

1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?  а) таких различий нет +  (все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)  б) национальная принадлежность  в) состояние здоровья  2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?  а) педагоги  б) родители +  (родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)  в) члены правительства  3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?  а) на благотворительные организации  б) на иностранных спонсоров  в) на государство +  (государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)  4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:  а) не указана в официальных справочниках  б) может мешать образованию и вредить здоровью +  (ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)  в) не соответствует интересам и склонностям ребенка  5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:  а) чувства страха перед наказанием  б) осторожности в реализации своих желаний  в) чувства достоинства и значимости + (ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)  6. ООН считает человека ребенком от рождения до:  а) 16 лет  б) 18 лет +  (ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)  в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:   (по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

---как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.(

--- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

--- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

--- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Учитель вручают каждому ученику визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Просмотр содержимого документа
«"Юные граждане юной Республики"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа №2»



4 класс

Подготовила и провела:

Баранникова Л. Н.







«Юные граждане юной Республики »

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

- формировать коммуникативные умения школьников.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция ЛНР, Устав школы.

- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

Календарь правовых дат

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

18 мая День Конституции ЛНР

- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.

Права школьника.

  • право на бесплатное образование

  • право на получение дополнительного образования

  • право на охрану жизни и здоровья

  • право свободы выражения своих убеждений

  • право посещать мероприятия

  • право на защиту

  • право на отдых

  • право пользоваться библиотекой

  • право избирать и быть избранным

  • право на обучение по индивидуальным программам

  • право на выбор образовательного учреждения

  • право вступать в общественные организации

  • право на уважение собственного достоинства.


Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться

  • беречь школьное имущество

  • уважать учащихся и работников школы

  • выполнять устав школы

  • выполнять правила внутреннего распорядка.


Права гражданина

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности гражданина

  • Защищать свое Отечество

  • Соблюдать законы

  • Охранять природу

  • Платить налоги

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция ЛНР, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции ЛНР ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь

  • независимость от кого-то

  • отсутствие стеснения, ограничений

  • возможность выбора

  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

1. запрет курить в общественных местах

2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

1. запрет кататься по перилам

2. запрет играть на проезжей части дороги.

- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Разбор ситуаций.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в КМДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.

Выберите правильный ответ.

1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? 
а) таких различий нет + 
(все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.) 
б) национальная принадлежность 
в) состояние здоровья 

2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? 
а) педагоги 
б) родители + 
(родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.) 
в) члены правительства 

3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? 
а) на благотворительные организации 
б) на иностранных спонсоров 
в) на государство + 
(государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.) 

4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: 
а) не указана в официальных справочниках 
б) может мешать образованию и вредить здоровью + 
(ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.) 
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка 

5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них: 
а) чувства страха перед наказанием 
б) осторожности в реализации своих желаний 
в) чувства достоинства и значимости + (ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.) 

6. ООН считает человека ребенком от рождения до: 
а) 16 лет 
б) 18 лет + 
(ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.) 
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос: (по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

---как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.(

--- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

--- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

--- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Учитель вручают каждому ученику визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!