Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Кировская средняя общеобразовательная школа №2»
4 класс
Подготовила и провела:
Баранникова Л. Н.
«Юные граждане юной Республики »
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:
Права Обязанности Долг Ответственность Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция ЛНР, Устав школы.
- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
Календарь правовых дат
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
18 мая День Конституции ЛНР
- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.
Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Права гражданина
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Обязанности гражданина
Защищать свое Отечество
Соблюдать законы
Охранять природу
Платить налоги
Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция ЛНР, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции ЛНР ответственность несут родители).
- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
возможность делать все, что хочешь
независимость от кого-то
отсутствие стеснения, ограничений
возможность выбора
право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на проезжей части дороги.
- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?
Сценка из школьной жизни
Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Разбор ситуаций.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в КМДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.
Выберите правильный ответ.
1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства
3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)
4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка
5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)
6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет
Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос: (по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
---как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.(
--- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
--- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
--- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Учитель вручают каждому ученику визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».