Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва, ВЛАДОС, 2012, г. ), под редакцией В.В.Воронковой.
В 5 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно – популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
прочитать и проанализировать художественные произведения, познакомить с биографическими сведениями и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нём предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп детей 8 вида формируется не только медленно, но и асинхронно.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются всё более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются формы организации чтения: наряду с коллективной работой обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения является чтение вслух, так как учащиеся 8 вида хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.
Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое значение работе с авторским словом ( воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения автора.
С учётом того что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
выразительное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть, инсценирование произведений, артуроки, ответы на вопросы.
И.Суриков «Ярко солнце светит».
И.Бунин «Первый снег».
Ф.Тютчев «Зима».
К.Бальмонт «К зиме».
С.Есенин «Берёза».
Программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012, г. ), под редакцией В.В.Воронковой.
Учебник «Чтение» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва ,«Просвещение», 2010 г. Авторы: А.К. Аксенова.
№ | Наименование темы урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Устное народное творчество-3 часа. |
1. | Считалки. Заклички – приговорки (тематика). Потешки (язык потешек | 1 | | |
2 | Пословицы и поговорки (тематика пословиц и поговорок). | 1 | | |
3 | Загадки. «История» загадки. | 1 | | |
Сказки-17 часов. |
4 | Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла). | 1 | | |
5 | Как наказали медведя (тофаларская сказка) | 1 | | |
6 | «Золотые руки (башкирская сказка) (секреты жанра). | 1 | | |
7 | «Морозко». (Русская сказка). Построение сказки. | 1 | | |
8 | «Два мороза» (Русская сказка). | 1 | | |
9 | «Три дочери» (татарская сказка). | 1 | | |
10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Красота и характер царицы и царевны. | 1 | | |
11 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Царевна у семи богатырей. | 1 | | |
12 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .Верность Елисея. Природа – участница событий жизни человека. | 1 | | |
13 | Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
14 | В.Ч.Русские народные (волшебные) сказки «Иван царевич и змей». | 1 | | |
15 | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Птицы готовятся в далекий путь (одиночество серой шейки). | 1 | | |
16 | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Знакомство Серой Шейки с Зайцем. (Беззащитность Зайца и Уточки). | 1 | | |
17 | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Разговор Лисы с Серой Шейкой. | 1 | | |
18 | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Страх Серой Шейки (Смена картин природы). | 1 | | |
19 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Встреча старика с Серой Шейкой. | 1 | | |
20 | Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество. Сказки» | 1 | | |
Картины родной природы-17 часов. |
Лето-9 часов |
21 | Г. Скребицкий «Июнь» Главные приметы лета | 1 | | |
22 | И. Суриков «Ярко солнце светит» Картины родной природы. | 1 | | |
23 | А. Платонов. «Июльская гроза». Единство человека и природы. Перед грозой Стремление Антошки все понять. | 1 | | |
24 | А. Платонов. «Июльская гроза». Начало грозы. Действия природы как живого человека. | 1 | | |
25 | А. Платонов. «Июльская гроза». Страдание детей и хлебного поля. | 1 | | |
26 | А. Платонов. «Июльская гроза». Состояние детей. Авторская точка зрения. (Что задумал автор?) | 1 | | |
27 | А Прокофьев «Березка». Береза - символ России | 1 | | |
28 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится…» | 1 | | |
29 | В.Ч.П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | | |
Осень-8 часов |
30 | По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь. | 1 | | |
31 | По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени». | 1 | | |
32 | К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года. | 1 | | |
33 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром.. | 1 | | |
34 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Думы лесничего. | 1 | | |
35 | По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя радость и осенняя грусть. | 1 | | |
36 | И. Бунин «Первый снег». | 1 | | |
37 | Обобщающий урок по теме «Лето. Осень». | 1 | | |
О друзьях-товарищах-13 часов |
38 | Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа. | 1 | | |
39 | Ю. Яковлев. «Колючка». Урок, преподнесенный Верой Колючке. (Совесть – это стыд, обращенный внутрь себя). | 1 | | |
40 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Чтение текста. | 1 | | |
41 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Благородное сердце маленького рыцаря. | 1 | | |
42-43 | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Дружба – начало всему. | 2 | | |
44 | В.Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. | 1 | | |
45 | В.Медведев «Фосфорический мальчик». Характеристика героев. | 1 | | |
46 | В.Ч, Н. Носов. «Фантазеры», «Огурцы». | 1 | | |
47 | Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни. | 1 | | |
48 | Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Чувства и настроение героев. | 1 | | |
49 | Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Большое сердце маленького человека. | 1 | | |
50 | Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни. | 1 | | |
Басни И.А. Крылова-3 часа. |
51 | И.А.Крылов «Ворона и лисица». Задача жанра.Мораль басни (понятие). | 1 | | |
52 | И.А. Крылов. «Щука и кот». | 1 | | |
53 | И.А. Крылов. Квартет. | 1 | | |
Спешите делать добро-15 часов. |
54 | Н. Хмелик. «Будущий олимпиец». Обзор раздела. | 1 | | |
55 | Н. Хмелик. «Будущий олимпиец». Урок нравственности, данный Сашей Журавлевым. | 1 | | |
56 | О. Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи. | 1 | | |
57 | В. Осеева «Бабка». «Старость – не радость | 1 | | |
58 | В. Осеева «Бабка» «Ростки добра в душе Борьки». | 1 | | |
59 | В. Осеева «Бабка». Что нужно человеку в жизни. | 1 | | |
60 | В. Осеева «Бабка». Большая, щедрая, светлая душа бабушки. | 1 | | |
61 | В.Ч. В.А. Осеева. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». | 1 | | |
62 | А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа перед вечными вопросами. | 1 | | |
63 | А. Платонов «Сухой хлеб». Умение маленького героя видеть и понимать чужую боль | 1 | | |
64 | А. Платонов «Сухой хлеб». Отношение автора к своему герою. | 1 | | |
65 | В. Распутин. «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события. | 1 | | |
66 | В. Распутин «Люся». Конь в жизни русского крестьянина. Тяжелые воспоминания Люси. | 1 | | |
67 | В. Брюсов «Труд». | 1 | | |
68 | Р. Рождественский «Огромное небо». | 1 | | |
Картины родной природы -25 часов. |
Зима-10часов |
69 | Ю. Тютчев «Зима». | 1 | | |
70 | Г. Скребицкий «Декабрь». «Декабрь год кончает, зиму начинает». | 1 | | |
71 | К. Бальмонт «К зиме». | 1 | | |
72 | Г. Скребицкий «Всяк по – своему». | 1 | | |
73 | «Всяк по – своему». Картины природы. | 1 | | |
74 | С. Есенин «Береза» | 1 | | |
75 | С. Есенин «Поет зима – аукает…». Способность поэзии сделать человека добрее и красивее. | 1 | | |
76 | А. Пушкин «Зимняя дорога». | 1 | | |
77 | В.Ч.В. Бианки «Снегурушка – милушка», «Храбрый Ваня». | 1 | | |
Весна-15 часов |
78 | Г. Скребицкий «Март» Утро весны и утро года. | 1 | | |
79 | А. Толстой «Вот уж снег…». | 1 | | |
80 | Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы. | 1 | | |
81 | Г. Скребицкий «Весна – красна». | 1 | | |
82 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели». «Заветный кораблик». | 1 | | |
83 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу». | 1 | | |
84 | А. Толстой «Весенние ручьи». | 1 | | |
85 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» (сведения о поэте). | 1 | | |
86 | А. Блок «Ворона» шутливая зарисовка. | 1 | | |
87 | Е. Серова «Подснежник». | 1 | | |
88 | В.Ч.М.М. Пришвин «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая». | 1 | | |
89 | И. Соколов – Микитов «Весна». Лесные картинки. | 1 | | |
90 | И. Бунин «Крупный дождь…» Конец весны. | 1 | | |
91 | С.Есенин «Черёмуха» | 1 | | |
92 | Я. Аким «Весна, весною, о весне». | 1 | | |
О животных-14 часов |
93 | М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 1 часть. | 1 | | |
94 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 2 часть. | 1 | | |
95 | А. Толстой «Желтухин». Состояние Желтухина | 1 | | |
96 | А. Толстой «Желтухин». Картины наступления утра. | 1 | | |
97 | А. Толстой «Желтухин». Трогательная дружба человека и птицы. | 1 | | |
98 | К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном. | 1 | | |
99 | К. Паустовский «Кот Ворюга». Скрытая улыбка автора. | 1 | | |
100 | Б. Житков «Про обезьяну». 1 часть. | 1 | | |
101 | Б. Житков «Про обезьяну». 2 часть | 1 | | |
102 | Б. Житков «Про обезьяну». 3 часть | 1 | | |
103 | Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе. | 1 | | |
104 | В.Ч.Д.Н. М.- Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», «Сказка о том, как жила – была последняя муха». | 1 | | |
105 | Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе. | 1 | | |
106 | С. Михалков «Будь человеком». Природа - наш дом. | 1 | | |
Из прошлого нашего народа-13 часов |
107 | По О. Тихомирову «Москва собирает войско». | 1 | | |
108 | По О. Тихомирову. Куликовская битва. | 1 | | |
109 | По О. Тихомирову. Слава героям. | 1 | | |
110 | Рассказы о войне 1812 года .По С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода». | 1 | | |
111 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). | 1 | | |
112 | А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях. | 1 | | |
113 | А. Куприн «Белый Пудель». Точка зрения автора. | 1 | | |
114 | А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев. | 1 | | |
115 | А. Куприн «Белый Пудель». Приём противопоставления. | 1 | | |
116 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». | 1 | | |
117 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». Подвиг защитников Москвы. | 1 | | |
118 | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». | 1 | | |
119 | В.Ч. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). | 1 | | |
Из произведений зарубежных писателей-18 часов |
120-121 | В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем (краткий рассказ о событиях в романе). | 2 | | |
122-126 | Тома Сойера». Мужество и благородство героя. | 5 | | |
127-130 | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Лесной гном. Знакомство с героем. | 4 | | |
131-133 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 3 | | |
134 | Обобщающий урок «Из произведений зарубежных писателей» | 1 | | |
135 | В.Ч.С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ( отдельные главы) | 1 | | |
136 | Урок – викторина по пройденным произведениям за учебный год. | 1 | | |
| Итого: | 136 часов | | |