© 2019, Карманова Анастасия Альбертовна 227 3
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО начальных классов зам.директора по УВР директор ЧСОШ
Босикова А.В.________ Лугинова Л.Е._________ Ушницкая В.В._______
«___» __________2018г. «____»_________2018г «____»_________2018г
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
в 4 – м классе (1 – 4)
на 2018-2019 учебный год
Количество часов 2 часа в неделю
уровень освоения (общеобразовательный)
Составитель: Карманова А.А.
Учитель начальных классов
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 4 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л. Ф., Бойкина М. В., - М.: Просвещение, 2011.
Литература и средства обучения
3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
. Формы контроля
Содержание Тема 1. Летописи. Былины. Жития (7 часов) Учащиеся должны знать: - жанр «летопись»; -жанр устного народного творчества «былина»; - произведение «Житие Сергия Радонежского»; уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - определять тему и главную мысль произведения, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг; - анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; - читать выразительно художественный текст; - приводить примеры фольклорных произведений. Тема 2. Чудесный мир классики (13 часов) П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок); А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка); Л. Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики». Учащиеся должны знать: - название и основное содержание изученного произведения; - творчество П. Ершова. уметь: - читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту; - анализировать поведение героев; - делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; различать сказки народные и литературные. Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 (10 часов) Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И. А. Бунина «Листопад». Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; - понятие «рифма»; уметь: - выразительно читать стихотворения; - использовать интонацию; - читать стихотворные произведения наизусть; - анализировать средства художественной выразительности; - описывать поэтический образ осени в стихах; - находить рифму в произведении; - читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Тема 4. Литературные сказки ( 9 часов) В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; - выделять особенности сюжета произведения; уметь: - читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы; - читать по ролям; - сравнивать авторские сказки и народные; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры; - отвечать на обобщающие вопросы по теме. Тема 5. Делу время – потехе час (6 часов) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»; Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений; уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - прогнозировать жанр произведения; - определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; - участвовать в анализе содержания; - оценивать события, поступки героев; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - выполнять творческую работу; - пересказывать текст; - различать жанры художественной литературы; - определять тему и главную мысль произведения; - формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану. Тема 6. Страна детства (5часов) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - устанавливать темп чтения от смысла читаемого; - работать с иллюстрациями; - оценивать события, героев произведения; - анализировать произведения; - определять средства художественной выразительности; - определять тему и главную мысль произведения; - характеризовать поступки героев, их моральные черты; - пересказывать понравившиеся произведения. Тема 7. Поэтическая тетрадь 2 (4 часа) В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»; Учащиеся должны знать: - основные сведения по творчеству писателя и содержание произведений уметь: - определять средства художественной выразительности; - определять в тексте средства выразительности – звукопись; - читать выразительно стихотворения наизусть; - рифмовать слова, текст. Тема 8. Природа и мы (7 часов) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка»; Е. И. Чарушин «Кабан»; В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Учащиеся должны знать: - творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, содержание произведений; - творчество А. И. Куприна; - творчество М. М. Пришвина; - творчество Е. И. Чарушина; - творчество В. П. Астафьева; - произведения для детей; уметь: - определять тему и главную мысль произведения; - давать характеристику героям; - различать народные и литературные сказки; - выразительно читать произведения; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - прогнозировать содержание произведения по названию; - читать осознанно текст произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - оценивать события, героев произведения. Тема 9. Поэтическая тетрадь 3 (7часов) Б. Л. Пастернак «Золотая осень»; С. А. Клычков «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин «Бабье лето»; Н. М. Рубцов «Сентябрь»; С. А. Есенин «Лебедушка». Учащиеся должны знать: - изученные литературные произведения и их авторов; - основное содержание изученных литературных произведений уметь: - читать стихотворные произведения наизусть; - анализировать средства художественной выразительности; - описывать поэтический образ осени в стихах; - находить рифму в произведении; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - определять тему и главную мысль произведения; - подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям. |
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Формируемые УУД:
| Требования к уровню подготовки | Демон. матер. (табл., дид.карт, презентация «ТЕМА»), ЦОРы | Домашнее задание | |
Тема 1: Летописи, былины, сказания, жития – 7. часов |
| ||||||||
1 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги прочитанные летом. | Обобщение и систематизация знаний. | Книги, прочитанные летом. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Уметь ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Знать систему условных обозначений при выполнении заданий. | Выставка книг. |
| ||
2 | Введение. Знакомство с учебником. | Изучение нового материала. | Произведения устного народного творчества. |
|
| ||||
3 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града». Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | Изучение нового материала. | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
| Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Выставка книг. Репродукции иллюстрации В.М.Васнецова. | С.6-8. Читать летописи, былины, сказания. Найте произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | ||
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. | Изучение нового материала. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. К. - ставить вопросы к тексту учебника. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Репродукции иллюстрации В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Выставка книг. | С.17-19 (выр.чт.). Перечитать былину. | ||
5 | Житие Сергея Радонежского. | Комбинированный. | Образные языковые средства. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа- | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. К. - ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Фотографии памятника Сергею Радонежскому. | С.22-28. С.32. | ||
6 | Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | Обобщение и систематизация знаний. | Различение жанров | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - устанавливать причинно-следственные связи. К. - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми. |
| С.34 №9. | ||
7 | Резерв |
|
|
|
|
| |||
Тема 2: Чудесный мир классики – 13часов |
| ||||||||
8 | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок. | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Выставка книг. | Материал о жизни П.П.Ершова. | ||
9 | П.П.Ершов «Конек-Горбунок». | Комбинированный урок. | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. | Р. - работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К. - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | Знать творчество Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Портрет П.П.Ершова, книги писателя. | С.39-51. Дочитать сказку до конца. | ||
10 | А.С.Пушкин «Няне». | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. П. - строить рассуждения. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту. | Портрет А.С.Пушкина, выставка книг писателя. | Выучить стихотворение. | ||
11 | А.С.Пушки«Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту. | Выучить стихотворение. | ||||
12 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. П. - строить рассуждения. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев. | Портрет А.С.Пушкина. Видеозапись мультикаплиционного фильма по сказке А.С.Пушкина. | С.70-90.
| ||
13 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части. | Комбинированный урок. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П. - обобщение и систематизация. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Дочитать сказку до конца. | |||
14 | Урок – КВН по сказкам А.С.Пушкина. | Урок-игра. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Презентация «Сказки по А.С.Пушкина». | Не задано. | ||||
15 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». | Изучение нового материала. | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Чтение по ролям. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - учиться связно отвечать по плану. Л. - Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Знать название и основное содержание изученного Уметь различать | Портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг писателя. | Выр.чт. любого стихотворения. | ||
16 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». | Комбинированный урок. | Устное изложение Участие в диалоге Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями П. - строить рассуждения. К. - учиться связно, отвечать по плану.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Уметь составлять Иметь представление о классической литературе. | Диафильм со сказкой «Ашик-Кериб». | Перечитать сказку. Подготовить краткий пересказ. | ||
17 | Л.Н.Толстой «Детство». | Изучение нового материала. | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста. Тема, главная мысль, события, последовательность. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. П. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Портрет Л.Н.Толстого, книги писателя. | Читатать произведения Л.Н.Толстого. Сочинение о маме. | ||
18 | Л.Н.Толстой Басня «Как мужик камень убрал». | Комбинированный урок. | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста. Тема, главная мысль, события, последовательность. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. П. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Найти и прочитать другие басни. | |||
19 | А.П.Чехов «Мальчики». | Комбинированный урок. | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. К. - формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.Л. - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев; делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Портре А.П.Чехова, книги писателя. | Перечитать рассказ. Подготовить пересказ по плану. | ||
20 | КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Выставка книг по темам, портреты писателей. | Не задано. | ||
Тема 3: Поэтическая тетрадь – 10 часов | |||||||||
21 | Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | Изучение нового материала. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Настроение лирического героя. | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Л. - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е.Баратынского, Н.Некрасова, И.Никитина, И. Бунина. Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. | Портрет Ф.И.Тютчева, выставка книг. | Выучить стихотворение. | ||
22 | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Изучение нового материала. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Портрет и выставка А.А.Фета. | Выучить одно из стихотворений. | ||||
23 | Е.А.Баратынский «Весна! Весна! как воздух чист!...». | Изучение нового материала. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанность и выразительность чтения. | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями П. - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства; читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. | Портрет и выставка книг Е.А.Баратынского. | Выр.чт. | ||
24 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». | Изучение нового материала. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанность и выразительность чтения. | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. | Портрет и выставка книг А.Н.Плещеева. | Выучить стихотворение «Дети и птичка». | |||
25 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | Изучение нового материала. | Осознанность и выразительность чтения. | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. К. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.Л. - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, любовь к Родине. | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. | Репродукции картин по теме. Портрет И.С.Никитина. | Выр.чт. | ||
26 | Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки» | Комбинированный урок. | Образные языковые средства. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - строить рассуждения. К. - самостоятельно выбирать и читать детские книги. Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. | Портрет и выставка книг Н.А.Некрасова. | Выр.чт. | ||
27 | И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. | Комбинированный урок. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. - формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений. | Портрет и выставка книг И.А.Бунина. | Выр.чт. | ||
28 | Внеклассное чтение. Родные поэты. | Обобщение и систематизация знаний. | Осознанность и выразительность чтения. | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознано вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Выставка книг по теме урока, портреты писателей.
| Не задано. | |||
29 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь. | Урок-игра. | Составить альбом любимых стихов. | ||||||
30 | Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Осознанность и выразительность чтения. | Не задано. | |||||
Тема 4: Литературные сказки – 9 часов | |||||||||
31 | Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | Изучение нового материала. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - высказывать и обосновывать свою точку зрения.Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту. | Иллюстрации к сказкам. | С.156-167. С.168 №3, 4. | ||
32 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - учиться кратко, передавать прочитанное.Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. |
| Подготовить рассказ о Мише. | ||
33 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Изучение нового материала. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - высказывать и обосновывать свою точку зрения.Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | Портрет писателя. | Прочитать сказку. | ||
34 | Комбинированный урок. |
| С.169-178. С.179 №8. | ||||||
35 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | Изучение нового материала. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Оценка иллюстрации к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Р. - удерживать цель деятельности до получения ее результата. П. - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. К. - презентовать подготовленную информацию.Л. - ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | Знать творчество | Портрет писателя. | Перечитать сказку. | ||
36 | Комбинированный урок. | Мультикаплиционный фильм по сказке П.П.Бажова. | Подготовить иллюстраци. | ||||||
37 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». | Изучение нового материала. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - мыслительный эксперимент. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Л. - Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. | Портрет писателя. | С.193-204. | ||
38 | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы; делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. | Мультфильм «Аленький цветочек». | Дочитать сказку до конца. Повторить произведение раздела. | ||||
39 | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие. | Контрольная работа. | Выражение личного отношения к прочитанному. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность П. - мыслительный эксперимент. К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Портреты писателей. | Не задано. | ||
Тема 5: Делу время – потехе час – 6 часов | |||||||||
40 | Знакомство с названием раздела. Е.Л.Щварц «Сказка о потерянном времени». | Изучение нового материала. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью. Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
| Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Выставка книг по теме. Портрет писателя. | Перечитать сказку. | ||
41 | Е.Л.Щварц «Сказка о потерянном времени». | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. | «Сказка о потерянном времени». | Подготовить пересказ. | |||
42 | В.Ю.Драгунский «Главные реки». | Изучение нового материала. | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. К. - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. | Выставка книг, портрет писателя. Видеозапись отрывка из художественного фильма. | Выр.чт. рассказа. | ||
43 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». | Изучение нового материала. | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. | Р. - использовать речь для регуляции своего действия. П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. К. - критично относиться к своему мнению. Л. - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. | Пересказ от имени Дениса. | |||
44 | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | Комбинированный урок. | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. П. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. К. - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л. - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Написать мини-сочинение о прогульщике. Повторить произведение раздела. | ||
45 | Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Умение составлять простейшие задания для викторины. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы. Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Интерес к географии. | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст. |
| Не задано. | ||
Тема 6: Страна детства – 5 часов | |||||||||
46 | Знакомство с названием раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». | Изучение нового материала. | Понимание содержания литературного произведения. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Л. - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Подготовить выр.чт.рассказа. | ||
47 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». | Комбинированный урок. | Понимание содержания литературного произведения. | Р. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - осуществлять анализ и синтез. К. - пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л. - сочувствовать другим людям, сопереживать. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). |
| Пересказ. | ||
48 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Комбинированный урок. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. - строить рассуждения. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Л. - понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Перечитать текст.
| ||
49 | М.М.Зощенко «Елка». | Изучение нового материала. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - принимать иную точку зрения. Л. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. | ||
50 | Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К. - самостоятельно выбирать и читать детские книги. Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. |
| Не задано. | ||
Тема 7: Поэтическая тетрадь – 4 часа | |||||||||
51 | Знакомство с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». | Изучение нового материала. | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К. - адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Л. - умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения. | Репродукции картин по теме урока. Выставка книг по теме, портрет писателя. | Выучить одно из стихотворений. | ||
52 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | Изучение нового материала. | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь читать осознано текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Читать стих С.А.Есенина. Одно выучить. | |||
53 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка …», «Наши царства». | Изучение нового материала. | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответ- ствующих смыслу текста. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - сопоставлять и отбирать информацию. К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л. - адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Найти и прочитать другие стихи. | ||
54 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - осуществлять анализ и синтез. К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.Л. - чувствовать красоту художественного слова. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Выставка книг по разделу. | Не задано. | ||
Тема 8: Природа и мы – 7 часов | |||||||||
55 | Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». | Изучение нового материала. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - извлекать информацию, представленную в разных формах. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л. - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Подготовить чтение рассказа. | ||
56 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». | Комбинированный урок. | Придумать, что случилось с Приемышем дальше. | ||||||
57 | А.И.Куприн «Борбос и Жулька». | Комбинированный урок. | Понимание содержания литературного произведения. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - строить рассуждения. К. - учиться связно отвечать по плану. Л. - стремиться к совершенствованию собственной речи. | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Перечитать рассказ. Подготовить творческий пересказ от имени Борбоса. | ||
58 | М.М.Пришвин «Выскочка». | Комбинированный урок. | Понимание содержания литературного произведения. | Р. – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - извлекать информацию, представленную в разных формах. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л. - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Выр.чт. Написать свою историю наблюдения за животным. | ||
59 | Е.И.Чарушин «Кабан». | Изучение нового материала. | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р.- самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Л. - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Подготовить пересказ от имени автора. | ||
60 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрипп». | Изучение нового материала. | Понимание содержания литературного произведения. | Р. - самостоятельно формулировать тему и цели урока. П. - извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. К. - учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. Л. - стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | Выставка книг по теме, портрет писателя. | Перечитать рассказ. | ||
61 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | Обобщение и систематизация знаний. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Р. - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. - осуществлять анализ и синтез. К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.Л. - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе книги, ее справочно-иллюстративный материал. | Выставка проектных работ. | Не задано. | ||
Тема 9: Поэтическая тетрадь – 5 часов | |||||||||
62 | Знакомство с названием раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». | Изучение нового материала. | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи | Р. - под руководством учителя планировать цель учебной задачи. П. - строить рассуждения. К. - адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | Репродукции картин по теме урока. Выставка книг по теме, портрет писателя. | Принести любимые стихи. Выр.чт. | ||
63 | С.А.Клычков «Весна в лесу». | Изучение нового материала. | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П. - строить рассуждения. К. - пользоваться словарем.Л. - умение воспринимать красоту природы. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. | Репродукции картин по теме урока. Выставка книг по теме, портрет писателя. | Выр.чт. | ||
64 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». | Изучение нового материала. | Декламация произ- ведений. | Р. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П. - строить рассуждения. К. - пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.Л. - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы. | Репродукции картин по теме урока. Выставка книг по теме, портреты писателей. | Написать мини-сочинение о бабьем лете. | ||
65 | Н.М.Рубцова «Сентябрь». | Изучение нового материала. | Выучить стихотворение. | ||||||
66 | С.А.Есенин «Лебедушка». | Изучение нового материала. | Выучить отрывок. | ||||||
67-68 | Резерв |
|
|
|
12