«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович»
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);
осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла.Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов). | Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Ориентироваться в лексических значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения Решать орфографические задачи, использовать алгоритм подготовки к письму по памяти, определять тип орфограммы по существенным признакам Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Прогнозировать содержание по имени автора, названию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами |
Высказывание. Текст.Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка. Наблюдение над стилистическими разновидностями речи. | Называть особенности текста, озаглавливать текст, определять тему и основную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять план текста, корректировать имеющийся, иметь представление о записи текста диалога Отличать текст-повествование , текст-рассуждение , текст-описание по существенным признакам, делить текст на смысловые части, составлять план текста Иметь понятие о науке лингвистике и ее структуре на доступном уровне, характеризовать слово как лингвистическое понятие с разных языковых позиций Различать тип текста по существенным признакам, называть отличительные признаки текста- описания, использовать знак многоточия при создании высказываний Определять границы предложения, списывать с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы Выделять опорные слова, устно и письменно излагать текст с опорой на план Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Отличать загадку от других текстов, составлять загадку по аналогии, высказывать в письменной форме личные впечатления, воображаемые образы Знать признаки предложения и текста. Отличать текст от группы предложений. Определять сказуемое не только по внешним признакам, но и по смыслу Рассказывать о местоимении, его роли в речи, лице местоимений, смысловом значении, корректно употреблять личные местоимения в речи Различать местоимения по родам, выделять части текста по заданным признакам, подбирать местоимения по смыслу текста Знать отличительные признаки и роль сказуемого, подбирать более точное по смыслу сказуемое, различать предложения по цели высказывания, определять слова- обращения, вводные слова как части предложения, не вступающие в синтаксическую связь с другими членами предложения Применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять последовательность своих действий, определять тип, тему и основную мысль текста, рассказывать о средствах выражения основной мысли, использовать приемы для запоминания и письменного пересказа текста |
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)1 Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты). Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. | Использовать правила письменной речи при выполнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи Классифицировать орфограммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при записи, знать и использовать в речи понятие «орфограмма» Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, проверять орфограммы с помощью проверочных слов, использовать альтернативные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхождение, словарь) |
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств. | Осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей; — говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи; — выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм); — произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; — писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту). Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт. Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения. Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию/ Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль |
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка. | Различать главные части в слове, предложении, тексте Определять значимые части слова, выделять корень, различать форму слова и однокоренные слова, объяснять словообразование форм и однокоренных слов, отличать сложные слова, соотносить слово и схему Классифицировать орфограммы корня, подбирать способ проверки в зависимости от орфограммы, писать под диктовку текст с орфограммами Выделять орфограммы в слове, подбирать проверочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с двумя безударными гласными Прогнозировать содержание по названию, части плана, проверять свои предположения по тексту, письменно излагать текст по дополненному плану Определять части речи в словосочетаниях, классифицировать словосочетания по заданным основаниям, анализировать предложения, составлять словосочетания из набора слов, составлять синонимичные словосочетания Определять грамматическую основу предложения, устанавливать связи слов в предложении, определять второстепенные члены Различать и определять тему и основную мысль текста, списывать текст орфографически правильно Списывать с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы Озаглавливать текст, составлять план изложения, сравнивать тексты на одну тему, но с разной основной мыслью, создавать тексты по аналогии |
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.). | Систематизировать сведения о языке и речи, объяснять понятие «речевые действия», выделять речевые действия в списке глаголов, орфоэпически грамотно читать слова Использовать правила письменной речи при выполнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения Решать орфографические задачи, использовать алгоритм подготовки к письму по памяти, определять тип орфограммы по существенным признакам Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Прогнозировать содержание по имени автора, названию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами |
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака. | Уметь рассказывать о правилах употребления разделительного твердого знака |
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности. | Владеть рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности. |
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов. | Различать основные структурные единицы языка, иметь представление о многозначных словах Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, объединенные общей темой, угадывать слово по толкованию или описанию предмета Рассказывать о строении словосочетания, различать слова и словосочетания, подбирать словосочетание под схему, строить предложения из двух словосочетаний Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи Рассказывать о признаках и различиях формы рода имен существительных, различать родовые формы имен существительных Определять род одушевленных и неодушевленных имен существительных по принадлежности к полу или по окончанию в начальной форме, различать формы рода имен существительных Записывать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, объяснять свои действия Объяснять взаимосвязь частей речи в словосочетании, согласовывать формы имен существительных и прилагательных, иметь представление о синонимичности некоторых словосочетаний Применять изученные правила в самостоятельной работе Иметь представления об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), корректно применять фразеологизмы в речи, объяснять значение наиболее употребляемых сочетаний |
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу. | Различать структурные единицы слова, словосочетания, предложения, текста Различать форму слова и однокоренные слова, объяснять оттенки смысловых значений, связанные с суффиксами и приставками, правильно употреблять в речи формы слов во множественном числе (сторожа, столяры), выделять суффиксы и приставки в словах Давать определение суффиксу и приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги Применять алгоритм проверки безударной гласной в приставке (неизменяемое написание или словом с такой же приставкой с ударной гласной), образовывать глаголы с приставками от одного корня Выбирать правильное написание приставки в зависимости от смысла слова в контексте, различать оттенки смысла приставки Иметь представление о правописании согласных в приставках как орфограмме, объяснять происхождение полнозвучных приставок (под-подо, об-обо и т. п.), применять нестандартные приемы проверки согласных в приставках, записывать грамотно словосочетания, различая схожие приставки и предлоги Различать разделительные твердый и мягкий знаки, рассказывать об истории твердого знака в языке, объяснять условия правописания твердого разделительного знака Составлять слова с приставками, используя твердый разделительный знак, переносить слова с твердым знаком, записывать слова, различая правописание твердого и мягкого знаковРассказывать о суффиксах как словообразующей части слова, объяснять смысловое значение некоторых суффиксов, отличать уменьшительно-ласкательные суффиксы, правильно записывать суффиксы -оньк-, -еньк- в словах в слабой позиции Закрепить навык правописания слов с приставками и суффиксами, применять изученные алгоритмы при решении орфографических задач |
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях. Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железныйковш, шерстянойкостюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях. Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях. Глагол.. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях. Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений. | Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, объединенные общей темой, угадывать слово по толкованию или описанию предмета Рассказывать о строении словосочетания, различать слова и словосочетания, подбирать словосочетание под схему, строить предложения из двух словосочетаний Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи Рассказывать о признаках и различиях формы рода имен существительных, различать родовые формы имен существительных Определять род одушевленных и неодушевленных имен существительных по принадлежности к полу или по окончанию в начальной форме, различать формы рода имен существительных Записывать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, объяснять свои действия Объяснять взаимосвязь частей речи в словосочетании, согласовывать формы имен существительных и прилагательных, иметь представление о синонимичности некоторых словосочетаний Объяснять взаимосвязь рода, лица, числа и времени глаголов, изменять глаголы по временам и числам Корректно использоватьвременные и родовые формы глаголов в речи, объяснять взаимосвязь формы глагола с существительным (местоимением), списывать текст, используя нужную форму глагола Иметь понятие о спряжении глаголов, уметь спрягать глаголы, отвечать на вопросы о свойствах глагола и сказуемого, определять форму глагола в предложении, составлять словосочетания и предложения с глаголами Применять изученные правила в самостоятельной работе Иметь представления об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), корректно применять фразеологизмы в речи, объяснять значение наиболее употребляемых сочетаний Корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами. Склонять местоимения, определять падежную форму местоимений в тексте Корректно использовать в речи падежные формы местоимений с предлогами, следить за культурой речи Грамотно записывать глаголы с отрицательной частицей НЕ, иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи Иметь представление об интонации предложений, отличать восклицательные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклицательные предложения на письме Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль, сравнивать с эталоном, вносить коррективы Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии |
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений. | Выделять отличительные признаки устной и письменной речи Проводить звуко-буквенный анализ слов, определять части речи по вопросу и смыслу, определять однокоренные слова, различать прямой и переносный смысл слов Систематизировать сведения о языке и речи, объяснять понятие «речевые действия», выделять речевые действия в списке глаголов, орфоэпически грамотно читать слова Использовать правила письменной речи при выполнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи Классифицировать орфограммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при записи, знать и использовать в речи понятие «орфограмма» Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, проверять орфограммы с помощью проверочных слов, использовать альтернативные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхождение, словарь) Обозначать мягкость согласных на письме, объяснять использование мягкого знака в словах Грамотно записывать имена собственные, различать омофоничные слова по смыслу (Роза- роза), корректно использовать кавычки и правильно записывать инициалы, правильно подписывать тетрадь с учетом половой принадлежности носителя фамилии Обращать внимание наособенностисловообразования,интересоватьсяисторическим происхождением слов и их значений Рассказывать о составе слова и его значимых частях, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи Ориентироваться в лексических значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке Иметь представление об интонации предложений, отличать восклицательные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклицательные предложения на письме Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения Решать орфографические задачи, использовать алгоритм подготовки к письму по памяти, определять тип орфограммы по существенным признакам Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Прогнозировать содержание по имени автора, названию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами |
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения.Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях(имя существительное, местоимение).Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями. | Знать отличительные признаки и роль сказуемого, подбирать более точное по смыслу сказуемое, различать предложения по цели высказывания, определять слова- обращения, вводные слова как части предложения, не вступающие в синтаксическую связь с другими членами предложения Склонять местоимения, определять падежную форму местоимений в тексте Корректно использовать в речи падежные формы местоимений с предлогами, следить за культурой речи Иметь понятие о второстепенных членах предложения как словах, способствующих расширению информации о главных членах, пояснять, какие признаки характеризуют второстепенные члены предложений Анализировать предложения с точки зрения взаимосвязи членов предложения |
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, какхорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении. | Использовать в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развивать речевой слух: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания. Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров): — дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку); — близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации). Уметь создавать простейшие тексты образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально. |
Синтаксис. Словосочетание. | Знать структуру и значение словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях. |
.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Фактическая дата |
1 | Речь устная и письменная. | | |
2 | Речь устная и письменная. | | |
3 | Речевые действия. | | |
4 | Речевые действия. | | |
5 | Правила записи слов. Безударные гласные. | | |
6 | Правила записи слов. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Словарный диктант. | | |
7 | Большая буква в именах собственных. | | |
8 | Слово и его значение, значимые части слова. | | |
9 | Слово и его значение, значимые части слова. | | |
10 | Входной диктант «Бобёр». | | |
11 | Работа над ошибками. | | |
12 | Слово в предложении и тексте. | | |
13 | Слово в предложении и тексте. | | |
14 | Повторение по теме «Словарные слова» - словарный диктант | | |
15 | Письмо по памяти | | |
16 | Письмо под диктовку и его анализ. | | |
17 | Школа грамотея. Контрольное списывание | | |
18 | Изложение «Свет осени» | | |
19 | Анализ и редактирование изложения. | | |
20 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы | | |
21 | Слово. Предложение. Текст (вводный урок) | | |
22 | Слово и словосочетание. | | |
23 | Слово и словосочетание. | | |
24 | Части речи. | | |
25 | Род имен существительных. | | |
26 | Род имен существительных. Тест по теме: «Род имен существительных» | | |
27 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. | | |
28 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. | | |
29 | Изменение имен прилагательных по родам. | | |
30 | Связь частей речи в словосочетаниях | | |
31 | Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг | | |
32 | Устойчивые словосочетания. | | |
33 | Предложение. | | |
34 | Вопросительные и повествовательные предложения. | | |
35 | Употребление отрицательной частицы НЕ. УИПЗЗ |
36 | Побудительные предложения УПНЗ |
37 | Восклицательные предложения. Тест по теме. | | |
38 | Знаки препинания в конце предложений. | | |
39 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) Словарный диктант | | |
40 | Урок – тренинг. | | |
41 | Подготовительный диктант. | | |
42 | Контрольный диктант «Школьный сад» | | |
43 | Анализ контрольного диктанта | | |
44 | Инструктаж по проектным работам | | |
45 | Повторение пройденного материала | | |
46 | Текст. | | |
47 | Списывание текста с речевой задачей. | | |
48 | Повествование. Описание. Рассуждение. | | |
49 | Повествование. Описание. Рассуждение. | | |
50 | Изложение «Долгожданная зима». | | |
51 | Анализ и редактирование изложения. | | |
52 | Творческая работа по теме «Составление текста (загадки, или другого жанра)». | | |
53 | Главные части в средствах языка. | | |
54 | Корень – главная значимая часть слова. Словарный диктант. | | |
55 | Правописание корня. | | |
56 | Правописание корня. | | |
57 | Если в корне две безударные гласные… | | |
58 | Если в корне две безударные гласные… | | | |
59 | Если в корне две безударные гласные… | | | |
60 | Изложение «Ухоронки». | | |
61 | Главное слово в словосочетании Тест по теме. | | |
62 | Главные члены предложения как грамматическая основа. | | |
63 | Подлежащее и грамматические средства его выражения. | | |
64 | Сказуемое и грамматические средства его выражения. Тест | | |
65 | Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения. | | |
66 | Главная (основная) мысль текста. | | |
67 | Главная (основная) мысль текста. | | |
68 | Главная (основная) мысль текста. УЗПЗ | | |
69 | Создание текста на основе его главной мысли | | |
70 | Контрольное списывание текста | | |
71 | Подготовка к контрольному диктанту | | |
72 | Диктант «По местам боевой славы» | | |
73 | Работа над ошибками. | | |
74 | Проверочная работа комплексного характера «Картофель» | | |
75 | Дифференцированная творческая работа детей по теме «Новогодняя ёлка». | | |
76 | Презентация творческих работ. | | |
77 | Повторение по теме «Текст» | | |
78 | Словарный диктант | | |
79 | Главные части слова, словосочетания. | | |
80 | Части речи в роли главных членов предложения. | | |
81 | Подлежащее, Употребление личных местоимений. Самостоятельная работа. | | |
82 | Подлежащее, выраженное личным местоимением | | |
83 | Подлежащее, выраженное личным местоимением. | | |
84 | Сказуемое. Изменение глагола по временам. Словарный диктант. | | |
85 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | | |
86 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | | |
87 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | | |
88 | Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | | |
89 | Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. УИПЗЗ | | |
90 | Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | | |
91 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | | |
92 | Главная (основная) мысль текста. | | |
93 | Тренинг. Тест по теме «О главном…». | | |
94 | Проверочный диктант по теме «О главном…». | | |
95 | Работа над ошибками | | |
96 | Повторение по теме «О главном…». | | |
97 | Творческая работа «Подкормим пернатых друзей». | | |
98 | Презентация творческой работы. | | |
99 | Структурные части средств языка | | |
100 | Роль приставок и суффиксов в словах. | | |
101 | Роль приставок и суффиксов в словах. | | |
102 | Правописание приставок и предлогов. | | |
103 | Правописание приставок и предлогов. | | |
104 | Правописание приставок и предлогов. | | |
105 | Правописание гласных в приставках. | | |
106 | Правописание гласных в приставках. Самостоятельная работа. | | |
107 | Правописание согласных в приставках. | | |
108 | Правописание согласных в приставках. | | |
109 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. | | |
110 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. Словарный диктант. | | |
111 | Употребление разделительного твердого знака после приставок. | | |
112 | Употребление и правописание слов с приставками | | |
113 | Обучение написанию текста объявления | | |
114 | Употребление слов с суффиксами. | | |
115 | Употребление слов с суффиксами. | | |
116 | Употребление слов с суффиксами. Тест | | |
117 | Творческое списывание | | |
118 | Назначение зависимого слова в словосочетании. | | |
119 | Употребление падежных форм разных частей речи | | |
120 | Употребление падежных форм разных частей речи | | |
121 | Употребление падежных форм разных частей речи | | |
122 | Употребление падежных форм разных частей речи | | |
123 | Употребление падежных форм разных частей речи | | |
124 | Подготовка к контрольному диктанту | | |
125 | Контрольный диктант «Подземный ходок» | | |
126 | Анализ контрольного диктанта | | |
127 | Обучающее изложение «Март в лесу» | | |
128 | Анализ изложения | | |
129 | Обучающее сочинение – описание «Моя игрушка» | | |
130 | Анализ сочинения | | |
131 | Инструктаж по проектным работам | | |
132 | Повторение пройденного по теме «Падежные формы частей речи» | | |
133 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений | | |
134 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений | | |
135 | Употребление падежных форм местоимений | | |
136 | Правописание местоимений с предлогами. | | |
137 | Тренинг | | |
138 | Проверочная работа по словосочетанию | | |
139 | Второстепенные члены предложения. | | |
140 | Анализ (разбор) простого предложения. | | |
141 | Связь второстепенных членов с главными членами предложения. | | |
142 | Сопоставление состава простых и сложных предложений | | |
143 | Повествование | | |
144 | Рассуждение Словарный диктант | | |
145 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. | | |
146 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. | | |
147 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. | | |
148 | Подготовка к контрольному диктанту | | |
149 | Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием «Дождь в лесу». | | |
150 | Работа над ошибками. | | |
151 | Основные средства языка и их анализ. | | |
152 | Называем… Слово и словосочетание | | |
153 | Слово как часть речи. | | |
154 | Конкретизируем значение слова. | | |
155 | Конкретизируем значение слова. | | |
156 | Правописание слов. Повторение. КУ Словарный диктант. | | |
157 | Правописание слов. Повторение. | | |
158 | Правописание слов. Повторение. | | |
159 | Правописание слов. Повторение. | | |
160 | Проверочная работа по теме «Правописание слов.» | | |
161 | Анализ и работа над ошибками проверочной работы. | | |
162 | Предложение. Текст. | | |
163 | Распространяем мысли | | |
164 | Самостоятельная работа по теме: «Предложение. Текст» | | |
165 | Изложение «Разговор цветов». | | |
166 | Анализ изложения. | | |
167 | Итоговая комплексная работа | | |
168 | Анализ итоговой комплексной работы . | | |
169 | Подготовительный диктант «Летняя гроза» | | |
170 | Проба пера. Письмо. | | |