СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 3 класс Планета знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русскому языку Планета знаний

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 3 класс Планета знаний»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович»



Рассмотрено:

Руководитель МО

_________ __________________

Протокол №____

от «_____»_________ 2017 года

Согласовано:

Зам. директора по УР

Т.В. Липатникова_____________

«____»_______2017 год


Утверждено:

Директор МОУ СОШ №1

Л.И. Иванченко________

Приказ №________

«____»_______2017 год





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 3 класса

(базовый уровень)

на 2017 -2018 учебный год



Учитель: Жабицкая Вера Михайловна











Оглавление



  1. Планируемые предметные результаты.

  2. Содержание учебного предмета с видом учебной деятельности.

  3. Тематическое планирование.

  4. Календарно-тематическое планирование




















































Планируемые предметные результаты

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при вы­ражении своих мыслей и чувств;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства язы­ка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чув­ства, по строению (простое, сложное);

  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собствен­ного высказывания;

  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять спо­собы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуж­дение;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и ко­нец предложений;

  • осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, проду­мывать способы донесения его до слушателей, читателей;

  • говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

  • выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заго­ловка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

  • произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

  • писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);

  • использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать ин­формацию);

  • осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.












Содержание учебного предмета с видом учебной деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений

Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла.Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Выделять отличительные признаки устной и пись­менной речи.

Ориентироваться в лекси­ческих значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке

Устанавливать аналогии между словом и предло­жением, строить ответ че­рез противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения

Решать орфографические задачи, использовать ал­горитм подготовки к письму по памяти, опре­делять тип орфограммы по существенным признакам

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху

Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль

Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить измене­ния, осуществлять кор­рекцию ошибок по ал­горитму, выполнять зада­ния по аналогии

Прогнозировать содержа­ние по имени автора, на­званию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами

Высказывание. Текст.Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.


Называть особенности текста, озаглавливать текст, определять тему и основную мысль текста, делить текст на смысло­вые части, составлять план текста, корректиро­вать имеющийся, иметь представление о записи текста диалога

Отличать текст-повествование , текст-рассужде­ние , текст-описание по существенным признакам, делить текст на смысловые части, со­ставлять план текста

Иметь понятие о науке лингвистике и ее струк­туре на доступном уров­не, характеризовать сло­во как лингвистическое понятие с разных языко­вых позиций

Различать тип текста по существенным признакам, называть отличительные признаки текста- описания, использовать знак многоточия при создании высказываний

Определять границы предложения, списывать с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы

Выделять опорные слова, устно и письменно изла­гать текст с опорой на план

Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изме­нения

Отличать загадку от других текстов, составлять загадку по аналогии, высказывать в письменной форме личные впечатления, воображаемые образы

Знать признаки предло­жения и текста. Отличать текст от группы предло­жений. Определять ска­зуемое не только по внешним признакам, но и по смыслу

Рассказывать о место­имении, его роли в речи, лице местоимений, смы­словом значении, кор­ректно употреблять лич­ные местоимения в речи

Различать местоимения по родам, выделять части текста по заданным при­знакам, подбирать место­имения по смыслу текста

Знать отличительные признаки и роль сказуемого, подбирать более точное по смыслу сказуемое, различать предложения по цели высказывания, определять слова- обращения, вводные слова как части предложения, не вступающие в синтаксическую связь с другими членами предложения

Применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять последовательность своих действий, определять тип, тему и основную мысль текста, рассказывать о средствах выражения основной мысли, использовать приемы для запоминания и письменного пересказа текста

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения)1

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.


Использовать правила письменной речи при вы­полнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи

Классифицировать орфо­граммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при за­писи, знать и использо­вать в речи понятие «орфограмма»

Различать проверяемые и непроверяемые орфо­граммы, проверять орфо­граммы с помощью про­верочных слов, ис­пользовать альтернатив­ные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхож­дение, словарь)


Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.


Осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию/ Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху

Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.


Различать главные части в слове, предложении, тексте

Определять значимые части слова, выделять корень, различать форму слова и однокоренные слова, объяснять слово­образование форм и од­нокоренных слов, отли­чать сложные слова, со­относить слово и схему

Классифицировать орфограммы корня, подбирать способ проверки в зависимости от орфограммы, писать под диктовку текст с орфограммами

Выделять орфограммы в слове, подбирать прове­рочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с двумя безударными гласными

Прогнозировать содержа­ние по названию, части плана, проверять свои предположения по тексту, письменно излагать текст по дополненному плану

Определять части речи в словосочетаниях, класси­фицировать словосочета­ния по заданным основа­ниям, анализировать пред­ложения, составлять сло­восочетания из набора слов, составлять синони­мичные словосочетания

Определять грамматиче­скую основу предложе­ния, устанавливать связи слов в предложении, оп­ределять второстепенные члены

Различать и определять тему и основную мысль текста, списывать текст орфографи­чески правильно

Списывать с соблюдени­ем орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы

Озаглавливать текст, составлять план изложения, сравнивать тексты на одну тему, но с разной основной мыслью, создавать тексты по аналогии

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).


Систематизировать све­дения о языке и речи, объяснять понятие «ре­чевые действия», выде­лять речевые действия в списке глаголов, орфо­эпически грамотно читать слова

Использовать правила письменной речи при вы­полнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи

Устанавливать аналогии между словом и предло­жением, строить ответ че­рез противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения

Решать орфографические задачи, использовать ал­горитм подготовки к письму по памяти, опре­делять тип орфограммы по существенным признакам

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху

Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль

Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить измене­ния, осуществлять кор­рекцию ошибок по ал­горитму, выполнять зада­ния по аналогии

Прогнозировать содержа­ние по имени автора, на­званию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.


Уметь рассказывать о правилах употребления разделительного твердого знака

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.


Владеть рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.


Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.


Различать основные структурные единицы языка, иметь представле­ние о многозначных словах

Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, объединенные общей те­мой, угадывать слово по толкованию или описанию предмета

Рассказывать о строении словосочетания, разли­чать слова и словосоче­тания, подбирать слово­сочетание под схему, строить предложения из двух словосочетаний

Узнавать часть речи по существенным призна­кам, описывать части ре­чи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи

Рассказывать о признаках и различиях формы рода имен существительных, различать родовые фор­мы имен существи­тельных

Определять род одушев­ленных и неодушевлен­ных имен существитель­ных по принадлежности к полу или по окончанию в начальной форме, разли­чать формы рода имен существительных

Записывать имена суще­ствительные женского и мужского рода с шипя­щими на конце, объяс­нять свои действия

Объяснять взаимосвязь частей речи в словосоче­тании, согласовывать формы имен существи­тельных и прилагатель­ных, иметь представле­ние о синонимичности не­которых словосочетаний

Применять изученные правила в самостоятель­ной работе

Иметь представления об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), корректно применять фразеологизмы в речи, объяснять значение наи­более употребляемых со­четаний

Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Различать структурные единицы слова, словосо­четания, предложения, текста

Различать форму слова и однокоренные слова, объ­яснять оттенки смысло­вых значений, связанные с суффиксами и пристав­ками, правильно употреб­лять в речи формы слов во множественном числе (сторожа, столяры), выде­лять суффиксы и при­ставки в словах

Давать определение суф­фиксу и приставке, узна­вать приставки вне слова, знать правила употребле­ния приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги

Применять алгоритм про­верки безударной гласной в приставке (неизменяе­мое написание или сло­вом с такой же пристав­кой с ударной гласной), образовывать глаголы с приставками от одного корня

Выбирать правильное на­писание приставки в зави­симости от смысла слова в контексте, различать оттенки смысла приставки

Иметь представление о правописании согласных в приставках как орфо­грамме, объяснять проис­хождение полнозвучных приставок (под-подо, об-обо и т. п.), применять не­стандартные приемы про­верки согласных в при­ставках, записывать гра­мотно словосочетания, различая схожие при­ставки и предлоги

Различать разделитель­ные твердый и мягкий знаки, рассказывать об истории твердого знака в языке, объяснять условия правописания твердого разделительного знака

Составлять слова с при­ставками, используя твер­дый разделительный знак, переносить слова с твердым знаком, записы­вать слова, различая правописание твердого и мягкого знаковРассказывать о суффик­сах как словообразующей части слова, объяснять смысловое значение не­которых суффиксов, отличать уменьшительно-лас­кательные суффиксы, правильно записывать суффиксы -оньк-, -еньк- в словах в слабой позиции

Закрепить навык правопи­сания слов с приставками и суффиксами, применять изученные алгоритмы при решении орфографиче­ских задач

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железныйковш, шерстянойкостюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол.. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.


Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, объединенные общей те­мой, угадывать слово по толкованию или описанию предмета

Рассказывать о строении словосочетания, разли­чать слова и словосоче­тания, подбирать слово­сочетание под схему, строить предложения из двух словосочетаний

Узнавать часть речи по существенным призна­кам, описывать части ре­чи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи

Рассказывать о признаках и различиях формы рода имен существительных, различать родовые фор­мы имен существи­тельных

Определять род одушев­ленных и неодушевлен­ных имен существитель­ных по принадлежности к полу или по окончанию в начальной форме, разли­чать формы рода имен существительных

Записывать имена суще­ствительные женского и мужского рода с шипя­щими на конце, объяс­нять свои действия

Объяснять взаимосвязь частей речи в словосоче­тании, согласовывать формы имен существи­тельных и прилагатель­ных, иметь представле­ние о синонимичности не­которых словосочетаний

Объяснять взаимосвязь рода, лица, числа и вре­мени глаголов, изменять глаголы по временам и числам

Корректно использоватьвременные и родовые формы глаголов в речи, объяснять взаимосвязь формы глагола с сущест­вительным (местоиме­нием), списывать текст, используя нужную форму глагола

Иметь понятие о спряже­нии глаголов, уметь спря­гать глаголы, отвечать на вопросы о свойствах гла­гола и сказуемого, опре­делять форму глагола в предложении, составлять словосочетания и предло­жения с глаголами


Применять изученные правила в самостоятель­ной работе

Иметь представления об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), корректно применять фразеологизмы в речи, объяснять значение наи­более употребляемых со­четаний

Корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.

Склонять местоимения, определять падежную форму местоимений в тексте

Корректно использовать в речи падежные формы местоимений с предло­гами, следить за культу­рой речи


Грамотно записывать гла­голы с отрицательной ча­стицей НЕ, иметь пред­ставление об употребле­нии частицы НЕ с раз­ными частями речи

Иметь представление об интонации предложений, отличать восклицатель­ные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклица­тельные предложения на письме

Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль, сравнивать с эталоном, вносить кор­рективы

Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить измене­ния, осуществлять кор­рекцию ошибок по ал­горитму, выполнять зада­ния по аналогии

Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.


Выделять отличительные признаки устной и пись­менной речи

Проводить звуко-буквенный анализ слов, опреде­лять части речи по во­просу и смыслу, опреде­лять однокоренные сло­ва, различать прямой и переносный смысл слов

Систематизировать све­дения о языке и речи, объяснять понятие «ре­чевые действия», выде­лять речевые действия в списке глаголов, орфо­эпически грамотно читать слова

Использовать правила письменной речи при вы­полнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи

Классифицировать орфо­граммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при за­писи, знать и использо­вать в речи понятие «орфограмма»

Различать проверяемые и непроверяемые орфо­граммы, проверять орфо­граммы с помощью про­верочных слов, ис­пользовать альтернатив­ные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхож­дение, словарь)

Обозначать мягкость со­гласных на письме, объ­яснять использование мягкого знака в словах

Грамотно записывать имена собственные, различать омофоничные слова по смыслу (Роза- роза), корректно использовать кавычки и правильно записывать инициалы, правильно подписывать тетрадь с учетом половой принадлежности носителя фамилии

Обращать внимание наособенностисловообразования,интересоватьсяисторическим

происхождением слов и их значений

Рассказывать о составе слова и его значимых час­тях, подбирать слова под схемы, использовать па­мятку для выполнения учебной задачи

Ориентироваться в лекси­ческих значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке

Иметь представление об интонации предложений, отличать восклицатель­ные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклица­тельные предложения на письме


Устанавливать аналогии между словом и предло­жением, строить ответ че­рез противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения

Решать орфографические задачи, использовать ал­горитм подготовки к письму по памяти, опре­делять тип орфограммы по существенным признакам

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху

Применять изученные правила и алгоритмы дей­ствий в самостоятельной работе, осуществлять са­моконтроль

Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить измене­ния, осуществлять кор­рекцию ошибок по ал­горитму, выполнять зада­ния по аналогии

Прогнозировать содержа­ние по имени автора, на­званию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами

Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения.Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях(имя существительное, местоимение).Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.


Знать отличительные признаки и роль сказуемого, подбирать более точное по смыслу сказуемое, различать предложения по цели высказывания, определять слова- обращения, вводные слова как части предложения, не вступающие в синтаксическую связь с другими членами предложения

Склонять местоимения, определять падежную форму местоимений в тексте

Корректно использовать в речи падежные формы местоимений с предло­гами, следить за культу­рой речи

Иметь понятие о второ­степенных членах пред­ложения как словах, спо­собствующих расши­рению информации о главных членах, пояс­нять, какие признаки ха­рактеризуют второсте­пенные члены предло­жений

Анализировать предложе­ния с точки зрения взаи­мосвязи членов предло­жения


Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, какхорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.


















Использовать в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развивать речевой слух: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Уметь создавать простейшие тексты образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий

народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.


Синтаксис. Словосочетание.


Знать структуру и значение словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое вареньеваренье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.


























Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Язык и речь

20

2

Проводники наших мыслей и чувств

61

3

Спрашиваем, сообщаем, побуждаем

13

4

О главном

49

5

Конкретизируем значение, распространяем мысль

52

6

Употребление слов с суффиксами

4


Итого

170



НОРМА КОНТРОЛЬНЫХ И ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ ПО ЧЕТВЕРТЯМ



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольные работы

Списывание

1

2

1

1

5

Тесты

2

2

2

1

7

Словарные диктанты

3

2

2

2

9

Диктанты

4

1

2

2

9

Проверочные работы

3

-

2

2

7

Комплексные работы

-

1

-

1

2

Самостоятельные работы

3

2

3

2

10

Обучающие работы

Изложение

1

2

2

1

6

Сочинение

1

2

1

1

5

.































  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата по плану

Фактическая дата

1

Речь устная и письменная.



2

Речь устная и письменная.



3

Речевые действия.



4

Речевые действия.



5

Правила записи слов. Безударные гласные.



6

Правила записи слов. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Словарный диктант.



7

Большая буква в именах собственных.



8

Слово и его значение, значимые части слова.



9

Слово и его значение, значимые части слова.



10

Входной диктант «Бобёр».



11

Работа над ошибками.



12

Слово в предложении и тексте.



13

Слово в предложении и тексте.



14

Повторение по теме «Словарные слова» - словарный диктант



15

Письмо по памяти



16

Письмо под диктовку и его анализ.



17

Школа грамотея. Контрольное списывание



18

Изложение «Свет осени»



19

Анализ и редактирование изложения.



20

Творческая работа: зарисовка уголка родной природы



21

Слово. Предложение. Текст (вводный урок)



22

Слово и словосочетание.



23

Слово и словосочетание.



24

Части речи.



25

Род имен существительных.



26

Род имен существительных. Тест по теме: «Род имен существительных»



27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.



28

Употребление  мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.



29

Изменение имен прилагательных по родам.



30

Связь частей речи в словосоче­таниях



31

Связь частей речи в словосо­четаниях. Тренинг



32

Устойчивые словосочетания.



33

Предложение.



34

Вопросительные и повествовательные предложения.



35

Употребление отрицательной частицы НЕ. УИПЗЗ

36

Побудительные предложения УПНЗ

37

Восклицательные предложения. Тест по теме.



38

Знаки препинания в конце предложений.



39

Знаки препинания в конце предложений (обобщение) Словарный диктант



40

Урок – тренинг.



41

Подготовительный диктант.



42

Контрольный диктант «Школьный сад»



43

Анализ контрольного диктанта



44

Инструктаж по проектным работам



45

Повторение пройденного материала



46

Текст.



47

Списывание текста с речевой задачей.



48

Повествование. Описание. Рассуждение.



49

Повествование. Описание. Рассуждение.



50

Изложение «Долгожданная зима».



51

Анализ и редактирование изложения.



52

Творческая работа по теме «Составление текста (загадки, или другого жанра)».



53

Главные части в средствах языка.



54

Корень – главная значимая часть слова. Словарный диктант.



55

Правописание корня.



56

Правописание корня.



57

Если в корне две безударные гласные…



58

Если в корне две безударные гласные…




59

Если в корне две безударные гласные…




60

Изложение «Ухоронки».



61

Главное слово в словосочетании Тест по теме.



62

Главные члены предложения как грамматическая основа.



63

Подлежащее и грамматические средства его выражения.



64

Сказуемое и грамматические средства его выражения. Тест



65

Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.



66

Главная (основная) мысль текста.



67

Главная (основная) мысль текста.



68

Главная (основная) мысль текста. УЗПЗ



69

Создание текста на основе его главной мысли



70

Контрольное списывание текста



71

Подготовка к контрольному диктанту



72

Диктант «По местам боевой славы»



73

Работа над ошибками.



74

Проверочная работа комплексного характера «Картофель»



75

Дифференцированная творческая работа детей по теме «Новогодняя ёлка».



76

Презентация творческих работ.



77

Повторение по теме «Текст»



78

Словарный диктант



79

Главные части слова, словосочетания.



80

Части речи в роли главных членов предложения.



81

Подлежащее, Употребление личных местоимений. Самостоятельная работа.



82

Подлежащее, выраженное личным местоимением



83

Подлежащее, выраженное личным местоимением.



84

Сказуемое. Изменение глагола по временам. Словарный диктант.



85

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



86

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



87

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



88

Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



89

Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. УИПЗЗ



90

Глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



91

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого



92

Главная (основная) мысль текста.



93

Тренинг. Тест по теме «О главном…».



94

Проверочный диктант по теме «О главном…».



95

Работа над ошибками



96

Повторение по теме «О главном…».



97

Творческая работа «Подкормим пернатых друзей».



98

Презентация творческой работы.



99

Структурные части средств языка



100

Роль приставок и суффиксов в словах.



101

Роль приставок и суффиксов в словах.



102

Правописание приставок и предлогов.



103

Правописание приставок и предлогов.



104

Правописание приставок и предлогов.



105

Правописание гласных в приставках.



106

Правописание гласных в приставках. Самостоятельная работа.



107

Правописание согласных в приставках.



108

Правописание согласных в приставках.



109

Употребление разделительного твердого знака после приставок.



110

Употребление разделительного твердого знака после приставок. Словарный диктант.



111

Употребление разделительного твердого знака после приставок.



112

Употребление и правописание слов с приставками



113

Обучение написанию текста объявления



114

Употребление слов с суффиксами.



115

Употребление слов с суффиксами.



116

Употребление слов с суффиксами. Тест



117

Творческое списывание



118

Назначение зависимого слова в словосочетании.



119

Употребление падежных форм разных частей речи



120

Употребление падежных форм разных частей речи



121

Употребление падежных форм разных частей речи



122

Употребление падежных форм разных частей речи



123

Употребление падежных форм разных частей речи



124

Подготовка к контрольному диктанту



125

Контрольный диктант «Подземный ходок»



126

Анализ контрольного диктанта



127

Обучающее изложение «Март в лесу»



128

Анализ изложения



129

Обучающее сочинение – описание «Моя игрушка»



130

Анализ сочинения



131

Инструктаж по проектным работам



132

Повторение пройденного по теме «Падежные формы частей речи»



133

Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений



134

Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений



135

Употребление падежных форм местоимений



136

Правописание местоимений с предлогами.



137

Тренинг



138

Проверочная работа по словосочетанию



139

Второстепенные члены предложения.



140

Анализ (разбор) простого предложения.



141

Связь второстепенных членов с главными членами предложения.



142

Сопоставление состава простых и сложных предложений



143

Повествование



144

Рассуждение Словарный диктант



145

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.



146

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.



147

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.



148

Подготовка к контрольному диктанту



149

Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием «Дождь в лесу».



150

Работа над ошибками.



151

Основные средства языка и их анализ.



152

Называем… Слово и словосочетание



153

Слово как часть речи.



154

Конкретизируем значение слова.



155

Конкретизируем значение слова.



156

Правописание слов. Повторение. КУ Словарный диктант.



157

Правописание слов. Повторение.



158

Правописание слов. Повторение.



159

Правописание слов. Повторение.



160

Проверочная работа по теме «Правописание слов.»



161

Анализ и работа над ошибками проверочной работы.



162

Предложение. Текст.



163

Распространяем мысли



164

Самостоятельная работа по теме: «Предложение. Текст»



165

Изложение «Разговор цветов».



166

Анализ изложения.



167

Итоговая комплексная работа



168

Анализ итоговой комплексной работы .



169

Подготовительный диктант «Летняя гроза»



170

Проба пера. Письмо.



1