СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кукольный театр в истории России

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукольный театр в России играет очень важную роль в формировании культуры народов.

Просмотр содержимого документа
«Кукольный театр в истории России»

Роль кукольного театра в истории России


В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, есть большая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была куклаОна известна с глубокой древности и по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослыхКукла не рождается сама, ее создает человек.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В старину, бабушки и дедушки очень бережно обращались с игрушками. Куклу берегли, заботливо сохраняя в сундуках. Считалось, что кукла живая, так как создавая ее, мастер передавал своему творению часть души. Все делалось вручную, конкретному ребенку, в единственном экземпляре.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

А к театральной кукле отношение совершенно иное, чем к той, с которой играешь дома как с живым существом. Театральную куклу можно сравнить с маской: оба элемента похожи в плане воздействия на зрителя. Они статичные, застывшие. И за маской, и за куклой стоит реальный человек, который делает их живыми.

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж – Петрушка. Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.

Ярмарка на Руси – всегда яркое и незабываемое событие, её ждали целый год, готовили самые лучшие наряды, копили деньги, чтобы купить самое заветное или необходимое в хозяйстве. Посетители были совершенно разные, от зажиточных купцов до нищих – попрошаек. Поэтому для бродячего кукольного театра нетрудно было выбрать темы для своих представлений. Чаще всего это были сценки из жизни простого горожанина, где господствовала власть и обижала своих граждан. Люди с удовольствием смотрели представления, потому что им нравилось, как Петрушка всегда наказывал зло и восстанавливал справедливость.

Кукольный театр всегда шёл в ногу со временем, отражая все радости и горести простого народа, его обычаи, привычки. А также высмеивал всех тех, кто жил за счёт этого народа. Бродячие артисты выступали со сказками, былями и небылицами. Герои их произведений боролись за справедливость, выступали защитниками своей земли и своих близких. На тот момент это не был тот кукольный театр, что представляет он собой сейчас. Изменились формы, но не содержание. Через все произведения кукольных спектаклей прослеживается всегда одна и та же мысль: добро всегда побеждает, даже если на это требуется много сил и терпения. И потому не только дети любят театр, туда с удовольствием идут и взрослые.