СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к учебнику "История России" 7 кл. под редакцией А.В.Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.»

Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.

Особенности развития культуры России в XVI в. Главные события – создание     централизованного государства и  утверждение деспотического   правления Основные идеи - идея национального    объединения,    идея укрепление государства,    идея образования единой     народности

Особенности развития культуры России в XVI в.

  • Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотического правления
  • Основные идеи - идея национального объединения, идея укрепление государства, идея образования единой народности
Начало книгопечатания Первая русская типография открылась в 1553 году (выпустила 7 книг, имя печатника не указано, поэтому считается анонимной).

Начало книгопечатания

Первая русская типография открылась в 1553 году (выпустила 7 книг, имя печатника не указано, поэтому считается анонимной).

Федоров Иван (ок. 1510 – 1583) Русский первопечатник. В  1564 г. в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу – «Апостол», а в 1565 г. – «Часословец». Бежал из Москвы в Великое княжество Литовское, будучи обвинен в «порче» богослужебных книг, в которых заменял непонятные слова на общедоступные. В 1566 г. в Белоруссии напечатал «Учительное Евангелие». В 1574 г. во Львове напечатал первую славянскую «Азбуку». В 1580–1581 гг. в Остроге издал славянскую Библию («Острожская Библия»).

Федоров Иван (ок. 1510 – 1583)

Русский первопечатник. В  1564 г. в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу – «Апостол», а в 1565 г. – «Часословец». Бежал из Москвы в Великое княжество Литовское, будучи обвинен в «порче» богослужебных книг, в которых заменял непонятные слова на общедоступные. В 1566 г. в Белоруссии напечатал «Учительное Евангелие». В 1574 г. во Львове напечатал первую славянскую «Азбуку». В 1580–1581 гг. в Остроге издал славянскую Библию («Острожская Библия»).

Иван Федоров

Иван Федоров

Мстиславец Петр Тимофеевич (? – ок. 1580) Соратник московского первопечатника Ивана Федорова. Вместе с ним издавал книги в Москве и в Белоруссии. В 1569 г. переехал в Вильно, основал типографию, в 1574–1576 гг. издал «Четвероевангелие» и «Псалтырь».

Мстиславец Петр Тимофеевич (? – ок. 1580)

Соратник московского первопечатника Ивана Федорова. Вместе с ним издавал книги в Москве и в Белоруссии. В 1569 г. переехал в Вильно, основал типографию, в 1574–1576 гг. издал «Четвероевангелие» и «Псалтырь».

«Домострой» Литературное произведение XVI в. Включает в себя нормы поведения, внутрисемейных отношений, наставления о том, как вести хозяйство. Отражает быт патриархального общества. Авторство приписывают священнику московского Благовещенского собора – Сильвестру – одному из приближенных Ивана IV.

«Домострой»

Литературное произведение XVI в. Включает в себя нормы поведения, внутрисемейных отношений, наставления о том, как вести хозяйство. Отражает быт патриархального общества. Авторство приписывают священнику московского Благовещенского собора – Сильвестру – одному из приближенных Ивана IV.

Архитектура С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

Архитектура

  • С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны.
  • Возросли масштабы каменного строительства.
  • Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.
В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Окончательно оформился Кремлевский ансамбль
  • В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка
  • Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо).
  • Окончательно оформился Кремлевский ансамбль
Церковь Вознесения Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм. Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра. Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IV Предположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г. Петрок Малой, 1532–1543 гг. Село Коломенское, Москва

Церковь Вознесения

Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году.

Это первый каменный шатровый храм.

Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра.

Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IV

Предположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г.

Петрок Малой, 1532–1543 гг. Село Коломенское, Москва

Храм Покрова на Рву Барма и Постник (сер. XVIв.) Русские зодчие, построившие в  1555–1560 гг. собор Покрова Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в честь взятия Казани в 1552 г. По преданию, были ослеплены по приказу Ивана Грозного после окончания строительства, чтобы не смогли построить где-либо еще подобной или более совершенной церкви. По мнению некоторых исследователей, Барма и Постник – имена одного и того же зодчего. Зодчие Барма и Постник, 1555–1561 гг. Красная площадь, Кремль, Москва

Храм Покрова на Рву

Барма и Постник (сер. XVIв.)

Русские зодчие, построившие в  1555–1560 гг. собор Покрова Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в честь взятия Казани в 1552 г. По преданию, были ослеплены по приказу Ивана Грозного после окончания строительства, чтобы не смогли построить где-либо еще подобной или более совершенной церкви. По мнению некоторых исследователей, Барма и Постник – имена одного и того же зодчего.

Зодчие Барма и Постник, 1555–1561 гг. Красная площадь, Кремль, Москва

Изобразительное искусство Дионисий (ок. 1440 – после 1503) Иконописец, представитель московской школы живописи. Расписывал Успенский собор в Московском Кремле, соборы Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского, Павло-Обнорского монастырей. Практически полностью сохранилась роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконы Дионисия – в Государственной Третьяковской галерее, Успенском соборе Московского Кремля.

Изобразительное искусство

Дионисий (ок. 1440 – после 1503)

Иконописец, представитель московской школы живописи. Расписывал Успенский собор в Московском Кремле, соборы Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского, Павло-Обнорского монастырей. Практически полностью сохранилась роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконы Дионисия – в Государственной Третьяковской галерее, Успенском соборе Московского Кремля.

Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами. Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене
  • Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства
  • Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.

Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене

 Царь-пушка. Изготовлена на московском Пушечном дворе по приказу царя Федора Ивановича в 1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым.  По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

Царь-пушка.

  • Изготовлена на московском Пушечном дворе по приказу царя Федора Ивановича в 1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым.
  • По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире. Ее вес приближается к 40 тоннам.
  • Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.