СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура виртуального общения как проблема коммуникативной компетенции личности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме формирования культуры виртуального общения современной молодежи, влиянию речевой манеры поведения при опосредованном общении на коммуникативную компетентность личности; затрагивает лингвистический и психолого-педагогический аспекты. 

Просмотр содержимого документа
«Культура виртуального общения как проблема коммуникативной компетенции личности»

КУЛЬТУРА ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

КАК ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ


Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культуры виртуального общения современной молодежи, влиянию речевой манеры поведения при опосредованном общении на коммуникативную компетентность личности; затрагивает лингвистический и психолого-педагогический аспект.


В современных условиях компьютеризации и информатизации трудно представить жизнь человека без глобальной сети Интернет. Поиск необходимой информации, общение с друзьями и родственниками, возможность скачать нужную программу, фильм, музыку, книгу – все это стало возможным благодаря «всемирной паутине». Подростки проводят до 9 часов в день на социальных платформах, а 30% всего проведенного времени в онлайне уходит на общение в сетях. К тому же 60% проведенного времени в сетях происходит с мобильных девайсов.

В связи с этим уместно обратить внимание на культуру виртуального общения, поскольку именно такое опосредованное общение стало неотъемлемой составляющей времяпрепровождения студентов. Социальные сети, электронная почта, чаты, форумы, блоги, Skype стали основной формой общения в молодежных кругах. «Живой», непосредственный диалог, когда собеседники видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать невербальные средства коммуникации, к сожалению, большая редкость. По мнению самих участников коммуникации, такое общение проще, а живой диалог ставит собеседников в тупик.

Виртуальное общение – это разновидность коммуникации, которая имеет опосредованный характер и реализуется при помощи телекоммуникационных систем. Виртуальное общение подразумевает коммуникацию без наличия «реального» собеседника, оно опосредовано и дистантно.

В рамках исследуемой проблемы в ОБПОУ «КГТТС» был проведен психолого-лингвистический опрос студентов 1 курса «Культура виртуального общения в социальных сетях и ее влияние на коммуникативную компетентность личности». В анкетировании приняли участие 100 человека. На вопрос анкеты «Являетесь ли Вы активным Интернет-пользователем?» положительно ответили 100% опрашиваемых. 98% студентов являются постоянными пользователями какой-либо социальной сети, а некоторые – нескольких одновременно. Наиболее популярны в студенческой среде «ВКонтакте» и «Одноклассники». Основная цель пребывания в социальных сетях – общение, поиск новых друзей.

Проблема культуры виртуального общения и ее влияния на коммуникативную компетентность поднимает вопрос о трансформации и частичной деградации языковой культуры личности под воздействием электронных средств общения.

На наш взгляд, главным недостатком общения в социальных сетях является игнорирование многими пользователями правил русского языка: орфографических, пунктуационных, грамматических. Это объясняется тем, что ставить запятую просто не зачем, собеседник и так все поймет. Язык социальных сетей изобилует орфографическими и пунктуационными ошибками. Логическая и композиционная целостность текстовых сообщений нарушена и не отвечает требованиям современного синтаксиса. Как считают многие, главная функция виртуального общения – быстрая передача информации, поэтому на соблюдение нормативного аспекта культуры речевого общения внимания не обращается. Общение в социальных сетях торопливое и предельно упрощенное. Подтверждение этому короткие нераспространённые предложение, отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества остроумных сокращений, игнорирование правил орфографии и пунктуации. Виртуальное общение породило новую форму языкового взаимодействия – письменную разговорную речь.

В результате проведенного исследования нами установлено, что 63% опрошенных, переписываясь с друзьями в социальных сетях, не обращают внимания на соблюдение правил русской орфографии и пунктуации. 24% анкетируемых стараются писать грамотно. 13% студентов исправляют ошибки, если на них указывает текстовый редактор. Лингвистический анализ текстовых сообщений показал, что наиболее часто встречаются орфографические ошибки (44%), реже – пунктуационные (34%) и синтактические (22%). Общаясь виртуально, собеседники стремятся экономить речевые средства, выражать мысли лаконично. Частью интернет-культуры стало использование разнообразных сокращений и акронимов английских выражений («спс», «пжт», «плз», «ИМХО»). Интернет-сленг пополняет активный словарный запас молодежи и очень часто используется вне виртуальной среды – в реальной устной и письменной речи. Кроме того, виртуальное общение практически полностью лишено вспомогательных средств, таких как темп речи, особенности высоты и силы голоса, использования невербальных средств общения. Общение в виртуальном мире полностью лишено эмоциональной окраски, уникальности речевой манеры.

Таким образом, виртуальная коммуникация осуществляется на примитивном лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Однообразие лексики, морфологических форм, синтаксических конструкций при столь богатейших возможностях русского языка настораживает. К тому же стиль и манера виртуального общения зачастую выходят за рамки социальных сетей. Пользователи забывают уделять внимание правилам русского языка вне Интернета. Они привыкают безграмотно говорить и писать. Главными причинами снижения речевой культуры является дань модным «антиправилам» «олбанского» языка – так называемого официального языка Рунета. Люди, порой, специально пишут слова с ошибками, многие из которых имеют фиксированное «неправильное» написание. Человек привыкает выражать свои мысли и чувства с помощью сленга, просторечия и жаргонов. И невозможно, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво и грамотно.

Безграмотность и косноязычие подрастающего поколения – это бич современного общества. И причина тому – погруженность в информационные платформы, «зависание» в Интернете, увлеченность виртуальным общением в социальных сетях. Безусловно, это пагубно влияет на коммуникативную компетентность личности и культуру речевого взаимодействия. На наш взгляд, необходимо уделять должное внимание формованию культуры общения в социальных сетях, указывая на недостатки такого вида общения, отдавая предпочтение живому реальному межличностному общению. Возрождение интереса к диалогу как формы коммуникации, яркая эмоциональная речь


Литература

1. Культура общения в Сети. Устраивает ли она нас? // Информационная служба Day.Az [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://news.day.az/society/463001.html

2. Как на нас влияет общение в социальных сетях // Официальный сайт журнала PSYCHOLOGIES.RU [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/communication/_article/obshhenie-vsoczialnyx-setyax-chto-nam-meshaet/

3. Как правильно общаться в социальных сетях // Интернет-сайт о психологии общения [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lie.kz/psikhologiya-obshcheniya/social/284-pravila-obscheniya-v-socialnyx-setyax.html

4. Влияние социальных сетей на формирование культуры общения // Дискуссионная интернет-платформа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://c-academic.ru/conference/99/269/