КУЛЬТУРА ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
КАК ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования культуры виртуального общения современной молодежи, влиянию речевой манеры поведения при опосредованном общении на коммуникативную компетентность личности; затрагивает лингвистический и психолого-педагогический аспект.
В современных условиях компьютеризации и информатизации трудно представить жизнь человека без глобальной сети Интернет. Поиск необходимой информации, общение с друзьями и родственниками, возможность скачать нужную программу, фильм, музыку, книгу – все это стало возможным благодаря «всемирной паутине». Подростки проводят до 9 часов в день на социальных платформах, а 30% всего проведенного времени в онлайне уходит на общение в сетях. К тому же 60% проведенного времени в сетях происходит с мобильных девайсов.
В связи с этим уместно обратить внимание на культуру виртуального общения, поскольку именно такое опосредованное общение стало неотъемлемой составляющей времяпрепровождения студентов. Социальные сети, электронная почта, чаты, форумы, блоги, Skype стали основной формой общения в молодежных кругах. «Живой», непосредственный диалог, когда собеседники видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать невербальные средства коммуникации, к сожалению, большая редкость. По мнению самих участников коммуникации, такое общение проще, а живой диалог ставит собеседников в тупик.
Виртуальное общение – это разновидность коммуникации, которая имеет опосредованный характер и реализуется при помощи телекоммуникационных систем. Виртуальное общение подразумевает коммуникацию без наличия «реального» собеседника, оно опосредовано и дистантно.
В рамках исследуемой проблемы в ОБПОУ «КГТТС» был проведен психолого-лингвистический опрос студентов 1 курса «Культура виртуального общения в социальных сетях и ее влияние на коммуникативную компетентность личности». В анкетировании приняли участие 100 человека. На вопрос анкеты «Являетесь ли Вы активным Интернет-пользователем?» положительно ответили 100% опрашиваемых. 98% студентов являются постоянными пользователями какой-либо социальной сети, а некоторые – нескольких одновременно. Наиболее популярны в студенческой среде «ВКонтакте» и «Одноклассники». Основная цель пребывания в социальных сетях – общение, поиск новых друзей.
Проблема культуры виртуального общения и ее влияния на коммуникативную компетентность поднимает вопрос о трансформации и частичной деградации языковой культуры личности под воздействием электронных средств общения.
На наш взгляд, главным недостатком общения в социальных сетях является игнорирование многими пользователями правил русского языка: орфографических, пунктуационных, грамматических. Это объясняется тем, что ставить запятую просто не зачем, собеседник и так все поймет. Язык социальных сетей изобилует орфографическими и пунктуационными ошибками. Логическая и композиционная целостность текстовых сообщений нарушена и не отвечает требованиям современного синтаксиса. Как считают многие, главная функция виртуального общения – быстрая передача информации, поэтому на соблюдение нормативного аспекта культуры речевого общения внимания не обращается. Общение в социальных сетях торопливое и предельно упрощенное. Подтверждение этому короткие нераспространённые предложение, отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества остроумных сокращений, игнорирование правил орфографии и пунктуации. Виртуальное общение породило новую форму языкового взаимодействия – письменную разговорную речь.
В результате проведенного исследования нами установлено, что 63% опрошенных, переписываясь с друзьями в социальных сетях, не обращают внимания на соблюдение правил русской орфографии и пунктуации. 24% анкетируемых стараются писать грамотно. 13% студентов исправляют ошибки, если на них указывает текстовый редактор. Лингвистический анализ текстовых сообщений показал, что наиболее часто встречаются орфографические ошибки (44%), реже – пунктуационные (34%) и синтактические (22%). Общаясь виртуально, собеседники стремятся экономить речевые средства, выражать мысли лаконично. Частью интернет-культуры стало использование разнообразных сокращений и акронимов английских выражений («спс», «пжт», «плз», «ИМХО»). Интернет-сленг пополняет активный словарный запас молодежи и очень часто используется вне виртуальной среды – в реальной устной и письменной речи. Кроме того, виртуальное общение практически полностью лишено вспомогательных средств, таких как темп речи, особенности высоты и силы голоса, использования невербальных средств общения. Общение в виртуальном мире полностью лишено эмоциональной окраски, уникальности речевой манеры.
Таким образом, виртуальная коммуникация осуществляется на примитивном лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Однообразие лексики, морфологических форм, синтаксических конструкций при столь богатейших возможностях русского языка настораживает. К тому же стиль и манера виртуального общения зачастую выходят за рамки социальных сетей. Пользователи забывают уделять внимание правилам русского языка вне Интернета. Они привыкают безграмотно говорить и писать. Главными причинами снижения речевой культуры является дань модным «антиправилам» «олбанского» языка – так называемого официального языка Рунета. Люди, порой, специально пишут слова с ошибками, многие из которых имеют фиксированное «неправильное» написание. Человек привыкает выражать свои мысли и чувства с помощью сленга, просторечия и жаргонов. И невозможно, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво и грамотно.
Безграмотность и косноязычие подрастающего поколения – это бич современного общества. И причина тому – погруженность в информационные платформы, «зависание» в Интернете, увлеченность виртуальным общением в социальных сетях. Безусловно, это пагубно влияет на коммуникативную компетентность личности и культуру речевого взаимодействия. На наш взгляд, необходимо уделять должное внимание формованию культуры общения в социальных сетях, указывая на недостатки такого вида общения, отдавая предпочтение живому реальному межличностному общению. Возрождение интереса к диалогу как формы коммуникации, яркая эмоциональная речь
Литература
1. Культура общения в Сети. Устраивает ли она нас? // Информационная служба Day.Az [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://news.day.az/society/463001.html
2. Как на нас влияет общение в социальных сетях // Официальный сайт журнала PSYCHOLOGIES.RU [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/communication/_article/obshhenie-vsoczialnyx-setyax-chto-nam-meshaet/
3. Как правильно общаться в социальных сетях // Интернет-сайт о психологии общения [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lie.kz/psikhologiya-obshcheniya/social/284-pravila-obscheniya-v-socialnyx-setyax.html
4. Влияние социальных сетей на формирование культуры общения // Дискуссионная интернет-платформа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://c-academic.ru/conference/99/269/