Познаем других людей и себя | различать природу и культуру; -различать живую и неживую природу; -отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; -различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; -соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения; -называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди; -распознавать и называть комнатные растения; -ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности; -различать деревья, кустарники, травянистые растения; | -различать объекты живой и неживой природы; -различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг); -выполнять элементарные правила личной гигиены; -правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах; -приводить примеры видов труда людей; -выражать приветствие, благодарность, просьбу; -правильно вести себя за столом и в общественных местах. в общественных местах; -различать части растений корень, стебель, лист, цветок, плод); -приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных; -рассказывать о разнообразии труда людей; -устанавливать родственные связи; -определить свое место в круге обязанностей в доме, в школе; -знать свой распорядок дня, основываясь на правила здорового образа жизни. - различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг); -выполнять элементарные правила личной гигиены; -выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах; -приводить примеры видов труда людей; -выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах; -выполнять элементарные правила личной гигиены; -правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных места |
Времена года | Предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, смена времени суток, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза. Звёзды. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Важнейшие природные объекты Республики Татарстан. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями. Смена дня и ночи на Земле. Водоёмы (река); использование человеком. Водоёмы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Экскурсия на реку Кама. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. Практическая работа с образцами полезных ископаемых. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Культурные растения. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Практическая работа с гербарием. | -различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения. -знать, в чем состоит различие между дикими и домашними животными; -уметь классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы. |
Твоя семья и друзья | Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный, железнодорожный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телефон. Средства массовой информации: телевидение. | -выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах; -приводить примеры видов труда людей; -выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах; |
Живые обитатели планеты | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Системы органов (органы чувств). Гигиена систем органов. | -различать части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод); -приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных; -находить место России на земном шаре. |