Тема урока: Кустарники леса.
Цель: создание условий для расширения кругозора учащихся по теме «Кустарники леса».
I. Самоопределение к деятельности.
– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
– Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
– Правильно, сегодня мы будем путешествовать по лесу. Каждый из вас сегодня сможет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем! А чтобы заметить и увидеть все чудеса и красоту леса, вам нужно быть очень-очень внимательными.
– Итак, начнем наше путешествие!
II. Актуализация знаний.
– Скажите, а какие растения есть лесу?
(деревья, травы, кустарники)
– Ребята, говорят, что лес – это зеленый дом, а еще говорят, что дом этот – многоэтажный.
– А почему он многоэтажный? Что это за этажи?
(Лес многоэтажный, так как состоит из ярусов. Верхний ярус – деревья, средний – кустарники, нижний – травы.)
– И действительно, в лесу растения растут в несколько этажей, ярусов. Верхний ярус – это деревья, средний ярус принадлежит кустарникам, а нижний – травянистым растениям и грибам.
ПОЧЕМУ?
Лес во много определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования человека. Общеизвестна роль леса как «зеленых легких планеты»: лес поглощает и связывает из атмосферы углекислые газы, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей, они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.
Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы России с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой». Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м древесины.
Существуют Негативные и противоречивые факторы
Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:
Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли — человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.
Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты. Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.
Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.
Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.
Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.
Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.
Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно — ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.
Посмотрите на доску:
Вам даны слова, определите какие из этих растений относятся к деревьям, отнесите их в первый столбик, а те, которые останутся- во второй столбик.
(клен, сосна, ива, пихта, дуб, береза), (шиповник, барбарис, смородина, калина, шиповник, можжевельник). Почему эти слова остались?
III. Постановка проблемной учебной задачи.
– Что за растения мы видим? (кустарники) – Ребята, но наш урок сегодня необычный, и мы с вами не просто так вышли именно на полянку с кустарниками.
– Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
– Итак, действительно, тема нашего урока – «Кустарники леса».
– Мы узнаем, какие же кустарники растут в наших лесах. Давайте определим цель и задачи нашего урока. Как вы думаете, что сегодня предстоит нам сделать на уроке? (Повторим признаки кустарников, познакомимся с различными кустарниками – обитателями леса.)
– Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.
– Скажите, ребята, а к какому ярусу леса вы бы отнесли кустарники?
– Как вы думаете? Что такое кустарник? (Ответы ребят)
– А как же дается толкование этого слова в словаре.
– Кустарники – это деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы.
– Молодцы! Отлично поработали!
– С ботанической точки зрения кустарники отличаются от деревьев тем, что не имеют хорошо выраженного главного ствола. У них развивается несколько примерно одинаковых по величине, равноценных стволиков. Однако в лесу есть немало деревянистых растений, у которых хорошо выражен главный ствол, но деревьями их вряд ли можно назвать. Эти растения имеют небольшую высоту. Они не выше настоящих кустарников, а стволик их достаточно тонкий. Такие растения мы тоже будем считать кустарниками.
– На уроках биологии вы узнаете много интересного, как возникли кустарники.
– Я вам только скажу, что в ходе эволюции растительного мира кустарники возникли из деревьев в результате приспособления к неблагоприятным условиям (засуха, низкая температура)
– Идем дальше!
– Я предлагаю вам составить паспорт кустарника. Для этого вам необходимо будет внимательно рассмотреть и исследовать слайд.
Мы будем работать по группам. Каждая группа – это 4 человека. Вам понадобится набор карточек, который есть у вас на партах.
Ваша задача – рассказать каждому из группы о кустарниках.
Приступили к работе! Можно совещаться с товарищами.
– Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.
IV. Физкультминутка.
Физминутка «Узнай кустарник»
– Молодцы! Теперь мы отдохнули и готовы идти дальше.
VI. Первичное закрепление.
На столах ребят наборы карточек с признаками кустарников.)
– Итак, давайте составим паспорт кустарника! Какие признаки вы нашли? (На доске появляются карточки, прикрепляемые учащимися: несколько стволов; стволы гибкие; невысокие; стволы тонкие; стволы гнущиеся.)
– Молодцы, ребята!
VII. Продолжение работы по теме урока.
– А теперь работаем быстро! Отгадываем кроссворд?
Три кругленьких сестрички
Летом зелены,
К осени одна белеет, другая краснеет, третья чернеет.
(Белая, красная и черная смородина).
Вот так ягоды, смотри,
Как напёрстки малые,
Все они под цвет зари-
Алые – преалые.
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в нее,… (Малинка)
Платье потерялось — пуговки остались. (Рябина, калина)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня,
Богач невелик,
А орешками наделит. (Лещина)
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы ... (Сирени)
.
X. Итог урока.
– Скажите, пожалуйста, чем же кустарники отличаются от деревьев?
– К какому ярусу леса относятся кустарники?
– О каких кустарниках мы сегодня говорили на уроке?
– Молодцы!
XI. Рефлексия.
– Ребята, посмотрите, на доске изображен кустарник. Но оно пока без листьев. Подумайте внимательно, как вы себя чувствовали на уроке? Всё ли получалось? Было ли вам интересно?– Подумали? Теперь прикрепите ваши листочки на картинку..
– Посмотрите, какое необычное дерево у нас получилось!
– Наш урок подходит к концу! Мне очень понравилось с вами работать, ребята! Вы все очень любознательные и активные! Я надеюсь, что домашнее задание не вызовет у вас затруднений! Спасибо за вашу активность на уроке! Урок окончен, до свидания!
Домашнее задание.
Учебник, с.55, рубрика «Домашняя работа»
КАРТОЧКА - ПОМОЩНИЦА
Малина обыкновенная – Малина – всем знакомый обитатель лесных полян, вырубок. Внешне она и впрямь ничем не привлекает нашего внимания, даже во время цветения. Мы ее замечаем только в конце лета, когда она только начинает плодоносить. О том, что малина сладкая, знаем не только мы, но также медведи и дрозды – большие любители красных, сочных ягод.
Ежевика – Ежевика – вкусная и сочная ягода, самая близкая родственница малины. Растет в виде колючего кустарника, дающего крупные темно-фиолетовые плоды с кисло-сладким вкусом. Свое название ягодка получила за колючие стебли, напоминающие иголки ежа. Очень уважают ежевику пчеловоды – мед, собранный пчелами в период цветения кустарника, очень ароматный и полезный.
Калина – Нарядна она с весны до глубокой осени, сначала цветами, а потом плодами. В её плодах витаминов больше, чем в апельсинах и даже лимонах. Даже есть и очень необходимое нашему организму железо.
Лещина – Орешник или лещину мечтает встретить каждый человек, как только попадает в лес. У этого растения богатая история и область применения. Считается, что если во время грозы спрятаться под это дерево, то можно избежать удара молнии. Плоды орешника – полезны и вкусны. Вырастить самостоятельно это дерево можно и у себя дома.
Смородина – Лесные ягоды смородины более мелкие, но ароматные и вкусные.
Черёмуха – С цветением этого загадочного, удивительного и очень ароматного растения многие из нас и ассоциируют весну. Ягоды черемухи вместе с косточками перемалывают и получают черемуховую муку, из которой потом делают черемуховый торт. Черемуха обладает ранозаживляющим действием. В годы ВОВ сок плодов черемухи применяли при лечении ран. Не стоит нести в дом букеты из душистых веток черемухи, они выделяют кислоту, которая оказывает отравляющее воздействие на живые организмы.
Акация – Кустарник с сильно выраженным запахом. На них много колючек, растёт в основном тёплых местах. Цветы сладкие, привлекают пчёл и других насекомых.
Карточки-признаки
Один стебель (ствол)
Множество зелёных тонких стеблей
Несколько стволов
Ствол толстый
Ствол прочный, негнущийся
Стволы гибкие
Высокий
Ствол отсутствует, имеется стебель
Невысокий
Один ствол, растущий прямо
Нет выраженного ствола
Стволы тонкие
Стебли мягкие, сочные
Один большой ствол, от которого отходят ветви
Стволы гнущиеся
Словарная страничка