Организационный момент. Сообщение темы занятия | - Здравствуйте, дети. Все готовы начать урока? - Сегодня вы получите новые сведения о Правилах дорожного движения, познакомитесь с понятиями «тормозной» и «остановочный» путь автомобиля. А в заключение состоится игра «Безопасность на дорогах». - Сейчас проведём разминку. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет». Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? (Да.) Вот в светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу? (Нет.) Ну а зелёный горит, вот тогда Можно идти через улицу? (Да.) Сел в автобус и не взял билет. Так поступить полагается? (Нет.) Старушке в преклонные очень года Ты место в автобусе уступишь? (Да.) | Проверяют готовность на уроке. Приветствуют учителя. | Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу. |
Беседа по теме | - Прежде чем узнать об этом я хочу спросить вас, почему нельзя переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом? - Какое расстояние до движущегося транспортного средства они считают безопасным? - Верно. - Соблюдать безопасность на улицах и дорогах необходимо в любое время года. Но особая осторожность нужна зимой. Как вы думаете почему? Движущаяся машина не может сразу остановиться, а на скользкой дороге сделать это ещё труднее. В морозную погоду стёкла машины покрываются льдом и обзор у водителя уменьшается. Дождь и туман тоже ухудшают видимость, вдобавок во время дождя дорога становится скользкой. Поэтому никогда не надо спешить и перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом. В плохую погоду даже самый опытный водитель может не успеть затормозить. При внезапном появлении опасности на дороге водитель жмёт на тормоза. Сразу ли машина остановится? - Кто скажет, что такое остановочный путь? Остановочный путь - это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути. Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т. д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя. При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить. Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время проходит ещё некоторое расстояние. Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем. На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года. Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала один из учеников идет спокойным шагом и по команде учителя пытается резко остановиться. Сделать ему это не удается - после команды он проходит ещё один-два шага. Затем ученику предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это ему ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться. Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль. - Запомните: расстояние, которое машина проходит с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки, называется тормозным путём. Тормозной путь, остановочный путь автомобиля, состояние дороги — всё это надо учитывать при переходе проезжей части дороги. | - Автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. -Зимой дороги покрываются коркой льда. Можно поскользнуться и упасть под колёса автомобиля. - Нет. Машина проедет ещё некоторое расстояние. Ответы детей. Слушают учителя. | Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
Проверка знаний | - Начинаем игру «Безопасность на дорогах». На доске помещено табло, состоящее из девяти пронумерованных квадратов. Под каждым квадратом скрывается вопрос. Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любой номер квадрата, я зачитаю вопрос, соответствующий выбранному номер, и несколько вариантов ответа. После обсуждения ответа в командах капитан поднимает флажок и команда отвечает на вопрос. В случае неверного ответа право голоса переходит к командам соперников. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.(Вопросы в приложении 1). | Слушают и выполняют задания. | Познавательные УУД: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя; - действовать по алгоритму, правилу. |
Рефлексия | - Что нового вы узнали сегодня на занятии? Где вы можете использовать полученные знания? - Сегодня вы получили новые знания по ПДД, которые будете, конечно, применять на дорогах. В игре «Безопасность на дорогах» есть победители. | Заслушиваются ответы учащихся. | Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание. |